Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием:
- представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения РСО-Алания
- генерального директора ООО ЧОП "Армата"
рассмотрев в порядке статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания о включении сведений об ООО ЧОП "Армата" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по итогам проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000322002216 на оказание охранных услуг (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
23 сентября 2022 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000322002216 на оказание охранных услуг (далее - Извещение) и Документацию для проведения указанного Конкурса, с приложенным к нему проектом контракта, а также Техническое задание.
По итогам проведения Конкурса 02.11.2022 между ГБУЗ "РКБ СМП" МЗ РСО-Алания и ООО ЧОП "Армата" был заключен государственный контракт N0310200000322002216 от 02.11.2022 на оказание охранных услуг по цене 15 687 864,00 рублей (далее - Контракт).
Пунктом 1.1 и 1.2 Контракта установлено, что Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги в срок, предусмотренный настоящим Контрактом согласно Спецификации и Техническому заданию. Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. Сроки оказания услуг: в течение 360 календарных дней с даты начала исполнения (заключения) контракта.
Пунктами 2.2.3 - 2.2.4 Контракта предусмотрено, что Заказчик обязан с участием Исполнителя осмотреть и принять результат оказанных услуг в сроки и порядке, предусмотренные настоящим Контрактом, а при обнаружении отступлений от настоящего контракта, ухудшающих результат оказанных услуг, немедленно письменно уведомить об этом Исполнителя. Оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего контракта. Провести экспертизу результата оказанных услуг для проверки его на соответствие условиям контракта.
В соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 Контракта, услуги по настоящему Контракту оказываются поэтапно. Этапом оказания услуг является календарный месяц. Исполнитель ежемесячно по окончании оказания услуг в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет Заказчику Документ о приемке, формируемый с использованием единой информационной системы (далее -ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в ЕИС. Документ о приемке должен содержать информацию в соответствии с частью 13 статьи 94 44-ФЗ от 05.04.2013. К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в документе о приемке. Приемка оказанных охранных услуг в соответствии с Контрактом осуществляется Заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней, включая проведение экспертизы (в течение 5 (пяти) рабочих дней) с момента размещения в ЕИС документа о приемке подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя. Заказчик проводит экспертизу результатов исполнения обязательств Исполнителем по настоящему Контракту на предмет соответствия оказанных услуг требованиям и условиям настоящего Контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов. В случае привлечения Заказчиком экспертов, экспертных организаций результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации.
Пунктом 8.2 Контракта установлено, что в случае наличия споров, разногласий и претензий относительно исполнения одной из сторон своих обязательств другая сторона может направить претензию. В отношении всех претензий, направляемых по настоящему контракту, сторона, к которой адресована данная претензия, должна дать письменный ответ по существу претензии в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты ее получения.
В рамках контрольных мероприятий 15.12.2022 года УФСБ по РСО-Алания было вынесено в адрес ГБУЗ "РКБ СМП" МЗ РСО-Алания - Представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, согласно которому Заказчик должен в месячный срок принять меры и устранить выявленные нарушения способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации.
Так 09.01.2023 в адрес ООО ЧОП "Армата" направлено письмо - претензия (исх.01-05 от 09.01.2023), согласно которой Заказчик требует обеспечить неукоснительное соблюдение требований Федерального закона от 06.03.2006 г. N35 "О противодействии терроризму" и постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 г. N8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", а также государственного контракта от 02.11.2022 года.
В ответ на претензию Исполнитель направил письмо (исх.01/16 от 16.01.2023) в котором указано, что по ранее выявленному инциденту проведено расследование, охраннику объявлен строгий выговор.
Пунктом 10.4 Контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями Федерального Закона о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
При этом, согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Так, на основании положений статьи 95 Закона о контрактной системе и Контракта 18.01.2023 Заказчиком было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.01.2023 ГБУЗ "РКБ СМП" МЗ РСО-Алания разместило Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в ЕИС.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
20.01.2023 года Общество направило письмо в адрес Заказчика (исх.01/20 от 20.01.2023) из которого следует, что по Представлению УФСБ по РСО-Алания проведено мероприятие по изучению эффективности мер по антитеррористической защите объекта здравоохранения, также ранее была направлена докладная записка, согласно которой все недочеты устранены и проведен инструктаж, предупреждающий повторение подобных происшествий.
23.01.2023 ГБУЗ "РКБ СМП" МЗ РСО-Алания направило письмо в адрес ООО ЧОП "Армата", с указанием, что Заказчик вправе провести экспертизу оказанных услуг с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании Контракта.
25.01.2023 Общество направило письмо в адрес Заказчика (исх.01/25 от 25.01.2023) из которого следует, что все нарушения отраженные в Представлении УФСБ по РСО-Алания были устранены, а также Исполнитель выражает согласие и готовность оплатить штраф в размере 5 000 рублей.
Согласно части 14.1 статье 95 Закона о контрактной системе, в случае отмены заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в единой информационной системе.
Согласно сведениям ЕИС 25.01.2023 Заказчик отменил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 2.2.2 Контракта, Заказчик обязан с участием Исполнителя осмотреть и принять результат оказанных услуг в сроки и порядке, предусмотренные настоящим Контрактом, а при обнаружении отступлений от настоящего контракта, ухудшающих результат оказанных услуг, немедленно письменно уведомить об этом Исполнителя.
06.02.2023 Заказчиком составлен акт о несоответствии оказанных услуг (далее - Акт), в котором указано, что в ходе надзора за соблюдением условий, предусмотренных Контрактом, были выявлены частичные отступления Исполнителем от условий Контракта, что привело к несоответствию результата оказываемых услуг, а именно: нарушение обеспечения внутрибольничного и пропускного режима, безопасности сотрудников и посетителе, охраны имущества Заказчика, которое проявилось в пропуске на территорию лечебного учреждения постороннего человека.
Кроме того, Заказчиком направлена претензия (исх.N01-140 от 09.02.2023), согласно которой в соответствии с пунктом 6.7 Контракта, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, установлен штраф.
В ответ на претензию Исполнитель направил письмо (исх.N02/10 от 10.02.2023) где поясняет, что по ранее направленному Акту сотрудниками ЧОП поста N1 лечебного учреждения была пресечена попытка проникновения на территорию охраняемого объекта, что подтверждается видеозаписью, также в соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) Исполнителем выполняются все обязательства по Контракту.
Кроме того, в письме Общество указало, при составлении Акта просьба привлечь старшего смены. Акт и претензия были вручены представителю ООО ЧОП "Армата", который расписался в получении 09.02.2023, то есть акт не составлялся в его присутствии, что противоречит требованиям пункта 2.2.2 Контракта.
16.02.2023 и 17.02.2023 составлены Акты о нарушениях Исполнителем своих обязательств, которые были выявлены Заказчиком, а именно: нарушение обеспечения внутрибольничного и пропускного режима, безопасности сотрудников и посетителе, охраны имущества Заказчика, которое проявилось в пропуске на территорию лечебного учреждения постороннего человека, гражданина Головоченко А.В., который беспрепятственно прошел на территорию, а также в пропуске Toyota Camry гос.рег.знак E 549 BE 15 Рус, который 17.02.2023 беспрепятственно проехал на территорию.
17.02.2023 Заказчиком направлены претензии в адрес Исполнителя (исх.N01-206 и N01-207 от 17.02.2023), согласно которому в нарушении условий Контракта 16.02.2023 и 17.02.2023 г. сотрудники ООО ЧОП "Армата" не организовали и не исполнили комплекс мероприятий, предусмотренных условиями Контракта. В соответствии с пунктом 6.7 Контракта требуется платить штраф в размере 5 000 рублей.
17.02.2023 ООО ЧОП "Армата" направил письмо Заказчику (исх.N02/17 о 17.02.2023, где указано, что в соответствии с пунктами 2.3.1 и 2.3.2 Контракта, требование подписать документы о приемке и оплатить услуги Заказчиком.
Также 20.02.2023 и 22.02.2023 в ответ на претензии направлены письма Заказчику, в которых указано, что гр. Головоченко А.В. был допущен на территорию на основании предоставленного командировочного листа, запрещенных предметов не имел, также до здания администрации проследовал в сопровождении постового. На основании изложенного ООО ЧОП "Армата" выражает несогласие с претензией и актом. По акту пропуска на территорию лечебного учреждения Toyota Camry, была проведена проверка, в результате которой наказаны сотрудники. В части требования по оплате штрафа Общество выразило согласие.
Частью 1 статьи 450 ГК РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 450.1 ГК РФ, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
21.02.2023 Заказчиком было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и размещено в ЕИС.
21.02.2023 ГБУЗ "РКБ СМП" МЗ РСО-Алания разместило Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в ЕИС.
Таким образом, в соответствии с положениями частей 13 и 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу 06.03.2023 года.
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На обозрение Комиссии была представлена видеозапись, в которой, как утверждают представители Заказчика, зафиксирован факт нарушения внутрибольничного и пропускного режима, выразившегося в пропуске автотранспортного средства марки Toyota Camry на территорию лечебного учреждения. В своих возражениях на указанный довод представитель ООО ЧОП "Армата" утверждал, что у данного авто имелся специальный пропуск сотрудника правоохранительных органов, указанный пропуск был в установленном порядке проверен, что по условиям контракта является основанием для беспрепятственного пропуска указанных лиц на территорию учреждения.
Вместе с тем, содержание исследованной видеозаписи не позволяет Комиссии со всей очевидностью прийти к выводу о нарушении Обществом согласованного в контракте порядка пропускного режима, равно как и не указывает на неукоснительное соблюдение указанных условий контракта со стороны Исполнителя.
Представителем Общества также заявлен довод о том, что в нарушение требований пункта 2.2.2 Контракта акт о несоответствии оказанных услуг был составлен Заказчиком в его отсутствие и не может служить доказательством неисполнения или ненадлежащего исполнения условий контракта.
В свою очередь представитель Заказчика указал, что условиями Контракта не предусмотрено составление акта о несоответствии оказанных услуг в присутствии представителя Общества.
Комиссия считает необходимым отметить, что вопреки доводам Общества, положения пункта 2.2.2 Контракта, направленные главным образом на регламентацию порядка приемки оказанных услуг, не исключают для Заказчика возможность самостоятельного, без участия представителя Исполнителя, выявления фактов нарушения условий Контракта при условии незамедлительного письменного уведомления об этом Исполнителя.
Действия по выявлению фактов ненадлежащего исполнения условий Контракта с последующим оформлением в акт несоответствия, совершенные Заказчиком без привлечения представителя Исполнителя с соблюдением обязанности, установленной пунктом 2.2.4 Контракта, по мнению Комиссии соответствует условиям заключенного между сторонами Контракта, и обусловлены необходимостью принятия решения о приемке результатов оказанных услуг или о мотивированном отказе в такой приемке.
Комиссией в ходе рассмотрения также установлено, что Исполнителем совершались действия, направленные на оперативное устранение выявленных Заказчиком нарушений, что подтверждается представленной в материалы дела перепиской и не отрицалось представителями Заказчика на заседании Комиссии.
На рассмотрении дела, представитель ООО ЧОП "Армата" пояснил, что выявляемые в ходе исполнения Контракта нарушения оперативно устраняются, сотрудники по чьей вине происходят проступки привлекаются к установленной ответственности, по каждому такому факту проводится внутреннее расследование, личный состав проходит дополнительный инструктаж.
Представителем ООО ЧОП "Армата" также отмечено, что Общество активно участвует в проводимых закупках, всегда добросовестно исполняет обязательства, предусмотренные контрактами, исполнило множество государственных и муниципальных контрактов
На основании предоставленных документов и сведений, Комиссия приходит к выводу, что ООО "Армата" не имело умысла намерено нарушать условия Контракта, принимало меры, направленные на надлежащее исполнение условий Контракта, что в совокупности свидетельствует об отсутствии в действиях Общества признаков недобросовестного поведения.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденном Приказом Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13 Правил, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Кроме того, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Подпунктами "б" и "в" пункта 15 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, в том числе:
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта,
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, и пунктом 13 и 14 Правил
РЕШИЛА:
Сведения об ООО ЧОП "Армата" (РСО-Алания, г. Владикавказ, пр.Коста, д.252. к.4. ИНН 1513062340), представленные заказчиком - ГБУЗ "РКБ СМП" МЗ РСО-Алания, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 15 марта 2023 г. N РНП15-09/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2023