Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: <_>. - заместитель руководителя;
члены Комиссии: <_>. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителей Заказчика БУЗ УР "Глазовская межрайонная больница МЗ УР" (далее - Заказчик): <_>. (доверенность от 25.11.2021 N299),
представителя Заявителя ООО "Феникс": <_> (доверенность от 10.03.2023 N2),
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение): <_>. (доверенность от 30.12.2022 N5-юр),
рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона Nзз-06316-2023 "Дезинфицирующее средство" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123002626, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
07.03.2023 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N1811/23) на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств.
По мнению подателя жалобы, в извещении Заказчик установил дополнительные характеристики поставляемого товара, которые не указаны в позиции КТРУ, но при этом, Заказчиком не представлено обоснования необходимости использования таких характеристик.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и пояснил, по позиции N1 Технического задания - содержание изопропилового спирта не менее 70%, что данное требование установлено ввиду соблюдения Заказчиком недопущения распространения (профилактики заболевания) коронавирусных инфекций, в соответствии с абз. 4 Инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами, изложенной в Письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23.01.2020 N02/770-2020-32 "Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами".
По позиции N3 Технического задания - упаковка совместимая с локтевым дозатором, пояснил, что данное требование установлено Учреждением исходя из того, что в Учреждении установлены стандартные локтевые дозаторы типа УМР-01, предназначенные для подачи мелкий порций моющих дезинфицирующих растворов из литровых бутылок, что позволяет установить бутылку дезинфицирующего средства в данный дозатор по принципу "установил-использовал-утилизировал".
По позиции N7 Технического задания - дополнительное свойство: при растворении таблеток в воде рабочие растворы окрашиваются в голубой цвет, пояснил, что Заказчиком в процессе использования дезинфицирующих средств разных производителей используется цветовое кодирование, как правило, в голубой цвет, что подтверждается инструкциями производителей данного товара: "Таблекс би колор", "Таблецид".
По позиции N10 Технического задания - пролонгированный остаточный эффект: не менее 5 часов, пояснил, что Заявителем неверно расшифрована абривеатура "четвертично аммониевые соединения", в то время как Заказчиком указана единица измерения времени. Таким образом, исходя из изложенного, доводы жалобы необоснованны.
02.03.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 383 419,25 рублей.
13.03.2023 - дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев довод жалобы о том, что Заказчик установил требование по позиции N1 п. 1.2.1 Технического задания "содержание изопропилового спирта - не менее 70%" признает его необоснованным на основании следующего.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Объект закупки - дезинфицирующие средства, которые относятся к позициям КТРУ, установленным в извещении: 20.20.14.000-00000005, 20.20.14.000-00000009, 20.20.14.000-00000007.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ( далее - Постановление N145) утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Проанализировав извещение, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик использует позиции КТРУ, при этом при описании объекта закупки использует не только информацию, включенную в позицию каталога, но и устанавливает дополнительные характеристики к товару.
Так, по п. 1.2.1. "Изопропиловый спирт - не менее 70%" Заказчик руководствовался абз. 4 Инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами, изложенной в Письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23.01.2020 N02/770-2020-32 "Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами", в которой указано о том, что содержание изопропилового спирта должно быть - не менее 70%.
Согласно указанной Инструкции, с целью профилактики и борьбы с инфекциями, вызванными коронавирусами, проводят дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, содержащие спирты в концентрации - не менее 70% по массе.
Спорная характеристика отражает действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям дезинфекции, с учетом специфики деятельности учреждения, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок. Таким образом, довод Заявителя о неправомерном указании процента содержания спирта не нашел своего подтверждения.
Довод Заявителя в отношении позиции N3 Технического задания о требованиях к упаковке, Комиссией антимонопольного органа признан обоснованным на основании следующего.
Заказчик при формировании Технического задания по п.1.8, 3.7, 9.7 указал требование к упаковке товара "Совместимую с локтевым дозатором", то есть установил дополнительную характеристику товара, не предусмотренную КТРУ.
Между тем Комиссия сообщает, что в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки, Заказчик устанавливает функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара).
Упаковка и фасовка товара не являются техническими, качественными и функциональными характеристиками товара и не должны быть использованы при описании объекта закупки в понятии ст. 33 Закона о контрактной системе (Аналогичная позиция изложена в решении Московского областного УФАС России от 11.07.2022 по делу N050/06/99-22495/2022, Решение Московского УФАС России от 21.04.2021 по делу N 077/06/106-6700/2021).
Данная позиция также подтверждается различной правоприменительной практикой, а именно п. 2 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017): "Включение заказчиком в документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе".
Кроме того, при рассмотрении дела, Заказчиком не представлена мотивированная позиция обоснования включения в Техническое задание такой характеристики, потребность в данной характеристике не доказана, не обоснована, а также не указана информация о характеристиках дозатора, с которым закупаемый товар должен быть совместим.
Следовательно, совокупность данных обстоятельств приводит к нарушению со стороны Заказчика требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев довод жалобы о том, что Заказчиком установлено дополнительное требование относительно цвета рабочего раствора при растворении таблеток по позиции 7.7 Технического задания, признает его обоснованным по следующим основаниям.
Заказчик при формировании Технического задания по п 7.7 установил дополнительную характеристику товара, не предусмотренную КТРУ "дополнительное свойство - при растворении таблеток в воде рабочие растворы окрашиваются в голубой цвет".
В своих возражениях представитель Заказчика сообщил, что указанное требование к цвету рабочего раствора при растворении таблетки обусловлено потребностью Заказчика, для цветовой индикации приготовленного раствора, что позволяет его идентифицировать в дальнейшем использовании. При этом, никаких доказательств, установленного по цвету и его влиянию на дезинфицирующие свойства заказчиком в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки.
Указанный показатель в отношении цвета раствора ограничивает количество участников закупки и возможность поставки эквивалентного товара, что противоречит принципу обеспечения конкуренции, установленному ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, в нарушение п. 6 Правил Постановления N145 Заказчиком не включено в описание объекта закупки надлежащее обоснование необходимости использования такой спорной информации, позволяющее определить необходимость заказчика в установлении дополнительных характеристик.
Из указанного обоснования не следует, каким образом требования к дезсредствам, их составу влияют на деятельность Заказчика по сравнению с дезсредствами с иными показателями (то есть другого цвета), никак не обосновывают потребность Заказчика. Таким образом, довод жалобы является обоснованным.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев довод жалобы о том, что Заказчиком установлено дополнительное требование по п. 10.7 Технического задания "Пролонгированный остаточный эффект - ЧАС - не менее 5", только в отношении ЧАС, а не всего средства в целом, признает его необоснованным на основании следующего.
Заказчик при формировании Технического задания по п. 10.7 Технического задания "Пролонгированный остаточный эффект - ЧАС - не менее 5" использовал единицу измерения "ЧАС" (указано в соответствующем столбце "Единица измерения показателя" таблицы). Заявитель, указывая данный довод, неверно истолковал данное сокращение, определив его как "четвертично-аммониевые соединения", что и повлекло непонимание и разночтение относительно данной характеристики.
Кроме того, на заседании комиссии Заявитель с данным доводом согласился, подтвердил ошибку в чтении Технического задания. Таким образом, довод жалобы признается необоснованным.
Вместе с тем, в рамках внеплановой проверки Комиссия антимонопольного органа выявила ряд нарушений по другим характеристикам, установленным в Техническом задании, а именно:
-по позициям 5.1.1, 7.2 - "Масса таблетки".
В соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки, Заказчик устанавливает функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара).
Упаковка и фасовка товара не являются техническими, качественными и функциональными характеристиками товара и не должны быть использованы при описании объекта закупки в понятии ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком на заседании комиссии не представлено мотивированного обоснования необходимости применения данного показателя.
Кроме того, согласно инструкциям, представленным Заказчиком в материалы дела, масса таблетки не влияет на изготовление самого раствора, поскольку при его изготовлении используются показатели: "Концентрация раствора" и "количество таблеток на литры".
- по спорным позициям 1.6, 2.6, 3.2, 4.2, 5.3, 7.3, 8.2, 9.2, 10.2 "Назначение".
Указание данного показателя, не отражает по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе характеристики товара, не относится к его свойствам.
Таким образом, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться показателями, требованиями, условными обозначениями и терминологиями, касающимися технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки. То есть, требования к назначению товара, никак не обосновывают потребность Заказчика в закупаемом товаре.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным учреждением допущено нарушение ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе. Учитывая выявленные нарушения, Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленного нарушения путем отмены протоколов, составленных при проведении аукциона, внесения изменений в приложение N1 "Техническое задание" к Извещению с учетом указанных пунктов в решении.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
р е ш и л а:
1.Признать жалобу ООО "Феникс" на положения извещения о проведении электронного аукциона Nзз-06316-2023 "Дезинфицирующее средство" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123002626) частично обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика - БУЗ УР "Глазовская межрайонная больница МЗ УР", Уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" нарушение ч.2 ст. 8 Закона о контрактной системе, ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику - БУЗ УР "Глазовская межрайонная больница МЗ УР", Уполномоченному учреждению - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" предписание об устранении выявленного нарушения путем отмены протоколов, составленных в ходе определения поставщика и внесения изменений в приложение N1 "Техническое задание" к Извещению.
4. Передать материалы для принятия решения о возбуждении административного производства по ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
_____ <_>
______ <_>
______ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 15 марта 2023 г. N 018/06/106-200/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2023