Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе жалобу ООО "Прогресс" на действия МКУ "Леспаркхоз" при заключении контракта по результатам открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по содержанию благоустроенных территорий, расположенных в лесничестве "Городские леса города Тюмени" (реестровый номер закупки 0167300000523000060),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 14.03.2023 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при заключении контракта по результатам открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по содержанию благоустроенных территорий, расположенных в лесничестве "Городские леса города Тюмени"
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
По мнению заявителя, руководствуясь частью 9 статьи 31 ФЗ N 44 МКУ "Леспаркхоз" обязано отказаться от заключения контракта с ООО "Прогресс" в связи с предоставлением обществом недостоверных сведений в отношении наличия у общества опыта работы, связанного с предметом контракта. Предоставленный в составе заявки ООО "Прогресс" договор с ООО "Сочи-Парк Отель" в действительности не заключался.
Представитель Заказчика с доводами заявителя не согласился, указал, что отказ со стороны Заказчика от подписания контракта по части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе не представляется возможным, поскольку требования указанной нормы предусматривают отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем закупки в случае его несоответствия только требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, или предоставления недостоверной информации в отношении своего соответствия указанным требованиям. При этом, гражданско-правовой договор ООО "Прогресс" с ООО "Сочи-Парк Отель" был предоставлен заявителем для оценки квалификации участника закупки согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", а не соответствия требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В целях подтверждения достоверности представленной информации и документов, представленным участником закупки, (в отношении договора, отсутствующего в ЕИС в сфере закупок) учреждением был направлен запрос контрагенту заявителя ООО "Сочи-Парк Отель" о подтверждении факта заключения и исполнения договора, представленного обществом для оценки. В дальнейшем, уже после определения победителя конкурса, которого стало ООО "Прогресс" в адрес МКУ "Леспаркхоз" поступило письмо ООО "Сочи-Парк Отель" из которого следовало, что указанная организация не заключала упомянутый договор с ООО "Прогресс", о чем заказчик информировал заявителя.
Представитель уполномоченного учреждения с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, считает жалобу несостоятельной, пояснил, что в целях оценки заявки на участие в закупке в рамках критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" ООО "Прогресс" был представлен договор N УТ 358/964 от 01.01.2022, предметом которого являлось на выполнение комплекса работ по текущему содержанию территории ландшафтного парка "Сочи-Парк Отлель" в 2022 году, акты выполненных работ на общую сумму 50 400 000 рублей.Согласно представленным документам работы были выполнены в полном объеме.
В свою очередь, комиссией по осуществлению закупок заявка ООО "Прогресс" была рассмотрена и оценена в соответствии с положениями извещения об осуществлении закупок, Порядком рассмотрения и оценки заявок участников на участие в конкурсе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N. Каких-либо сомнения в достоверности контракта, представленного заявителем в подтверждения опыта работы у закупочной комиссии, не возникло.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, заказчика, уполномоченного учреждения исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования) (п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
- критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе);
В силу части 1 статьи 31 Закона о контрактной систем при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является: физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки; руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки; единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
- участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
- участник закупки не является иностранным агентом;
- отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе 1.1. Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Из части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 32 в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.
Во исполнение указанных норм Правительством Российской Федерации утверждено Положение оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604) (далее по тексту-Положение).
Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок (п.1 Положения).
Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (п.1 Правил).
Из материалов дела усматривается, что МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени", являясь уполномоченным учреждением, в интересах заказчика -МКУ "Леспаркхоз" выступило организатором проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по содержанию благоустроенных территорий, расположенных в лесничестве "Городские леса города Тюмени".
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 916 782,03 рублей.
Извещение о закупке 06.02.2023 г. размещено в единой информационной системе: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером 0167300000523000060.
Приложение N 5 к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме содержит следующий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Оценка заявок на участие в электронном конкурсе осуществляется с использованием следующих критериев оценки, каждому из которых устанавливается значимость критерия оценки, выраженная в процентах:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги - 60%;
б) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 40%:
- наличие у участников закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров).
Согласно п. 2.2 Приложения N 3 к извещению о проведении закупки (Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке) требования, установленные в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе в закупке не устанавливались.
Как следует из протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме N 0167300000523000060 от 01.03.2023 г. на участие в рассматриваемой закупке поступило 7 (семь) заявок, которые признаны соответствующими извещению о закупки, в том числе требованиям части 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Победителем закупки признано ООО "Прогресс" (заявка N 6), получившая наибольшее количество баллов (94,02), по критерию цена контракта 54,02 балла, по критерию квалификация участника закупки (опыт работы) максимальное количество баллов (40) (протокол подведения итогов закупки от 01.03.2023).
При этом из представленных в материалы дела документов и пояснений лиц, участвующих в деле в подтверждения своей квалификации ООО "Прогресс" был представлен договор N УТ 358/964 от 01.01.2022 г. заключенный с ООО "Сочи-Парк Отлель" на выполнение комплекса работ по текущему содержанию территории ландшафтного парка "Сочи-Парк Отлель" в 2022 году, а также акты выполненных работ на общую сумму 50 400 000 рублей.
В дальнейшем, уже после определения победителя конкурса, которого стало ООО "Прогресс" в адрес МКУ "Леспаркхоз" поступило письмо ООО "Сочи-Парк Отель" из которого следовало, что указанная организация не заключала упомянутый договор с ООО "Прогресс", о чем 06.03.2023 г. заказчик информировал заявителя.
03.03.2023 г. учреждением в соответствии с требованиями с п.1 части 1 статьи 51 Закона N44-ФЗ в ЕИС размещен проект контракта для подписания его ООО "Прогресс".
Однако, 13.03.2023 обществом направлен протокол разногласий из которого следовало, что в связи с предоставлением победителем конкурса недостоверных сведений заказчику в соответствии с частью 9 статьи 31 ФЗ N 44 необходимо отказаться от заключения контракта.
15.03.2023 Заказчиком повторно размещен проект контракта с приложением документа с обоснованием причин отклонения протокола разногласий и отсутствия у заказчика оснований для отказа в заключении контракта.
17.03.2023 от электронной площадки в адрес заказчика поступило уведомление об уклонении победителя от подписания контракта.
Как было указано выше, заявитель полагает, что с учетом полученной информации, учреждению с учетом положений частью 9 статьи 31 N ФЗ N 44 надлежало обязано отказаться от заключения контракта с ООО "Прогресс", так как предоставленный ранее в составе заявки ООО "Прогресс" договор с ООО "Сочи-Парк Отель" в действительности не заключался.
Порядок рассмотрения и оценки заявок участников закупки регламентирован статьей 48 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1 - 8 части 12 указанной статьи при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, в том числе:
-непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (подп. 1 ч. 12 ст. 48 N44-ФЗ);
-несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1(при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона (подп. 3 ч. 12 ст. 48 N44-ФЗ);
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке; (подп. 8 ч. 12 ст. 48 N44-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур, требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
В то же время, исходя из положений части 9 указанной статьи 31 на комиссии по осуществлению закупок (заказчике) лежит обязанность по отстранению участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия требованиям, указанным в частях 1, 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как было верно отмечено представителями уполномоченного учреждения и заказчика, договор N УТ 358/964 от 01.01.2022 был приложен ООО "Прогресс" в составе не в соответствии с требованиями ч.2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе в закупке (подтверждения чего и не требовалось по условиям закупки) а в целях подтверждения соответствия критерию оценки, установленному в извещении об осуществлении закупки квалификация участника закупки (опыт работы).
Соответственно, довод заявителя о наличии у заказчика обязанности по отказу от заключения контракта со ссылкой на положения части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе с учетом обстоятельств рассматриваемого дела и приведенного выше правового регулирования, не находит своего подтверждения и признается Комиссией необоснованным.
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России считает возможным отметить, что вопрос об отстранении заявки от участия в конкурентной закупке в связи с установлением недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке может быть разрешен исключительно на этапе рассмотрения такой заявки (статья 48), при этом, нормы регулирующие порядок отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (ч. 9 статьи 31 N44-ФЗ) является специальными и могут применяться только в случаях установления предоставления недостоверной информации в отношении соответствия участника закупки требованиям, указанным в частях 1, 1.1 и 2 Закона N44-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014) Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Прогресс" на действия МКУ "Леспаркхоз" при заключении контракта по результатам открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по содержанию благоустроенных территорий, расположенных в лесничестве "Городские леса города Тюмени" (реестровый номер закупки 0167300000523000060) необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 21 марта 2023 г. N 072/06/44/40/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2023