Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Гайфуллина Д.Р. (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Федерального агентства по делам национальностей (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Федеральным агентством по делам национальностей (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание поддержки в реализации проекта "Аудиовизуальная энциклопедия этнокультур России" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0195100001023000003) (далее - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, ненадлежащим образом оценившей заявку Заявителя, с идентификационным номером "64", по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС -22.02.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 000 000 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 10.03.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
7) дата оценки первых частей заявок на участие в Конкурсе - 10.03.2023;
8) дата оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе -14.03.2023;
9) по результатам рассмотрения заявок участников закупки 4 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) победителем Конкурса признана заявка ООО "Подъем" с идентификационным номером участника "62" с предложением о цене контракта в размере 10 500 000 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Комиссия по осуществлению закупок, ненадлежащим образом оценила заявку Заявителя по Критерию, поскольку заявке Заявителя присвоено - 0 баллов.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено
Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Подпунктом "г" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Пунктом 1 части 3 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 48 Закона о контрактной системе) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок, в том числе осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки).
Согласно Извещению Заказчиком оценивается по Критерию степень детализации и содержательной проработанности предложения о качестве услуг.
Также Извещением установлено, что заявки участников закупки должны содержать документы, подтверждающие предложения участника закупки о качестве услуг.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что сведения о "Степени детализации и содержательной проработанности предложения о качестве услуг" (далее - Сведения), оценивающиеся в соответствии с Критерием, подлежат оценке в первой части заявок в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 48 Закона о контрактной системе. Ввиду отсутствия в составе первой части заявки Заявителя Сведений, Комиссией по осуществлению закупок присвоено заявке Заявителя - 0 баллов.
Комиссией установлено, что в составе заявки Заявителя Сведения, подлежащие оценке в соответствии с детализирующим показателем Показателя Критерия, представлены в составе второй части заявки.
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, при этом в составе первой части заявки указанные Сведения отсутствуют.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанный довод не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Пунктами 9, 10 Положения установлены формулы расчета баллов, присваиваемых по критерию "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Порядке оценки по критерию "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - Критерий N 2) не установлена формула расчета баллов в порядке, указанном в подпункте "б" пункта 9 Положения.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком при формировании Порядка оценки допущена техническая ошибка в части отсутствия формулы расчета баллов по Критерию N 2.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанный порядок оценки по Критерию N 2, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанные нарушения Закона о контрактной системе повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Так, в Извещении установлено следующее: "дата окончания исполнения контракта 31.12.2023".
Вместе с тем в соответствии с пунктом 10.1 проекта контракта Извещения (далее - Проект контракта), контракт вступает в силу с даты подписания его сторонами и действует до полного исполнения сторонами обязательств, но не позднее 31.12.2022.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при формировании Проекта контракта Заказчиком допущена техническая ошибка.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, указавшего противоречивые сведения в отношении срока исполнения контракта, нарушают пункт 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Пунктом 20 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом 1 части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт могут быть включены условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 6.1 Проекта контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, в судебном порядке, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 6.10 Проекта контракта установлено, что расторжение контракта в одностороннем порядке осуществляется с соблюдением требований частей 8 - 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем в Извещении установлено следующее: "Предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ - нет".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что при формировании Извещения в указанной части Заказчиком допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 20 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
5. Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия, в том числе о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случаев, если:
1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе;
4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Пунктом 2.6 Проекта контракта установлено, что окончательная оплата в размере 90 % от общей стоимости услуг, осуществляется Заказчиком в течение 15 дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке, сформированного на ЕИС, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Проекте контракта ненадлежащим образом установлен срок оплаты оказанных услуг по государственному контракту, что нарушает часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
6. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменен
Пунктом 7.2 проекта контракта Извещения установлено, что если обеспечение исполнения контракта представляется в форме банковской гарантии, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия государственного контракта не менее чем на один месяц.
При этом в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N 360 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в часть 1 статьи 45 Закона о контрактной системе внесены изменения, согласно которым заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование о возможности предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта вместо независимой гарантии, нарушают требования части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что при формировании Извещения и проекте контракта Извещения в указанной части Заказчиком допущена техническая ошибка.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гайфуллина Д.Р. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 13.1 статьи 34, пунктов 8, 11, 20 части 1 статьи 42, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 23.03.2022 по делу N 28/06/105-104/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 марта 2023 г. N 28/06/105-104/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2023