Резолютивная часть решения оглашена 23 марта 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 28 марта 2023 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:
Членов Комиссии:
рассмотрение осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "ТЕРМОТЕСТ"-
представители Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Новосергиевская районная больница" на рассмотрение не явились, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом (исх. N 2327 от 20.03.2023 г.), заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя учреждения (вх. N 3431 от 22.03.3023 г.),
представители Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" на рассмотрение не явились, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом (исх. N 2327 от 20.03.2023 г.), ходатайств не заявляли,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ТЕРМОТЕСТ" на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Новосергиевская районная больница" при проведении запроса котировок на поставку индикаторов температуры холодовой цепи (N извещения 0853500000323002061),
УСТАНОВИЛА:
17.03.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "ТЕРМОТЕСТ" (далее - Заявитель, Общество) (вх. N 3191 от 17.03.2023 г.) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Новосергиевская районная больница" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на поставку индикаторов температуры холодовой цепи (N извещения 0853500000323002061) (далее - закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из пояснений Заявителя следует, что требования к поставке товара, установленные техническим заданием Заказчиком не соответствует требованиям СанПиН. Указанное, по мнению Заявителя, ограничивает возможность других производителей принять участие в закупке.
Из письменных пояснений представителя Заказчика следует, что ввиду отсутствия обязательных к применению характеристик КТРУ по используемому коду "32.50.50.190-00001421", Заказчиком характеристики в техническом задании установлены на основании положений ст. 33 Закона о контрактной системе. Из положений статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика. В связи с чем, просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
16.03.2023 15:29 (МСК+2) на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) (далее - ЕИС) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение о проведении запроса котировок на поставку индикаторов температуры холодовой цепи (N извещения 0853500000323002061).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 139 593,40 рублей.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, запрос котировок в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов закупки обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из положений части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются.
Согласно ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе, особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В силу ч.ч. 5, 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N 1 Постановления Правительства N 145) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N 2 Постановления Правительства N 145).
В силу подп. "б" п. 2 Правил N 2 Постановления Правительства N 145, каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно п. 4 Правил N 2 Постановления Правительства N 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений Правил N 2 Постановления Правительства N 145 следует, что при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренным каталогом заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога.
В силу п. 5 Правил N 2 Постановления Правительства N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
П. 6 Правил N 2 Постановления Правительства N 145 определено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению о проведении запроса котировок в электронной форме для закупки N 0853500000323002061, Заказчиком при осуществлении закупки использован код КТРУ 32.50.50.190-00001421 - Индикатор температуры холодовой цепи электронный.
Каталогом не установлены обязательные для применения характеристики для указанной позиции, следовательно, обоснование необходимости использования дополнительной информации не требуется.
В Техническом задании (размещено в ЕИС 16.03.2023 15:29 (МСК+2)) Заказчиком установлено следующее:
"Наименование: Индикатор температуры холодовой цепи электронный.
Описание объекта закупки: Индикатор электронный для контроля холодовой цепи должен быть многократного применения с дисплеем. Диапазон температур транспортировки, контроля и индикации на экране ЖКИ, должны быть минимальное значение не более - 40°С максимальное значение не менее + 65 °С. Термоиндикатор должен выгружать результаты мониторинга в ПК. Должен быть с поверкой".
Из пояснений Заявителя следует, что в соответствии с п. 4259 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 (далее - СанПиН 3.3686-21), на четвертом уровне "холодовой цепи" все ИЛП, в том числе растворители для вакцин, должны храниться в холодильнике при температуре в пределах от +2 °C до +8 °C включительно. На основании пункта 4311 СанПиН 3.3686-21 морозильные камеры оборудуются терморегистратором, термоиндикатором, встроенным и автономными термометрами. Все средства температурного контроля должны иметь возможность фиксировать низкие (-25 °C и ниже) отрицательные температуры. Таким образом, СанПиН 3.3686-21 предусматривает два вида контролируемых режимов: от +2 °C до +8 для холодильников и -25 °C и ниже для морозильных камер.
Кроме того, в техническом задании указано, что термоиндикатор должен выгружать результаты мониторинга в ПК. В то же время положениями СанПиН 3.3686-21 не установлено требование о необходимости выгрузки результатов мониторинга в ПК. В соответствии с п. 4349 СанПиН 3.3686-21, контроль показаний термоиндикатора должен быть визуальным, простым, однозначным и не требующим дополнительных манипуляций с прибором.
Помимо прочего, из содержания технического задания следует, что термоиндикатор должен быть с поверкой. Между тем, Заказчиком заявлено требование, которое в соответствии с СанПиН 3.3686-21 не относятся к термоиндикаторам. В соответствии с п. 4322 СанПиН 3.3686-21, оборудование для контроля температурного режима в системе "холодовой цепи", регистрирующее и отображающее конкретные значения температуры в конкретный момент времени (термометры, датчики температуры, термографы, терморегистраторы), должно подвергаться периодической поверке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Периодичность поверки и калибровки определяется при регистрации конкретного устройства.
Представитель Заказчика, в свою очередь, относительно требования о подключении термоиндикатора к компьютеру, в своих письменных пояснениях отметил, что указанные требования обусловлены потребностью Заказчика, поскольку наличие технической "связи" между термоиндикатором и ПК Заказчика позволяет регулярно контролировать температурный режим в течение всего срока эксплуатации такого индикатора, автоматически сохранять в памяти и отображать на экране ЖКИ информацию о зарегистрированных нарушениях: количество зарегистрированных нарушений, температурные направления этих нарушений, время и дату фиксации нарушения, экстремальные температуры зафиксированного нарушения, общее время нарушения. В соответствии с пунктом 4341 СанПиН 3.3686-21, предусматривается возможность создания электронной копии и распечатки данных на бумажном носителе при хранении ИЛП либо после окончания этапа транспортирования или при возникновении аварийной ситуации. Данная информация хранится на каждом уровне в течение пяти лет.
Относительно установленного температурного диапазона в нарушение требований СанПиН представитель Заказчика отметил, что с учетом положений ст. 42 Закона о контрактной системе, в установленные порядки и сроки Заказчик реализовал свое право внести изменения в техническое задание до окончания срока подачи заявок.
21.03.2023 17:47 (МСК+2) на сайте ЕИС для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" Заказчиком размещен документ "Изменение извещения о проведении запроса котировок в электронной форме от 21.03.2023 NИИ1" на поставку индикаторов температуры холодовой цепи (N извещения 0853500000323002061).
В действующей редакции Технического задания (размещено в ЕИС 21.03.2023 17:47 (МСК+2)) Заказчиком установлено следующее:
"Наименование: Индикатор температуры холодовой цепи электронный.
Описание объекта закупки: Термоиндикатор электронный для контроля холодовой цепи должен быть многократного применения с дисплеем. Диапазон температур контроля и индикации на экране ЖКИ должны быть минимальное значение не более плюс 2°С максимальное значение не менее плюс 8 °С. Для сохранения показаний в электронном виде должно быть подключение термоиндикатора к компьютеру".
Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к выводу о том, что, в действиях Заказчика имеется нарушение требований ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе ввиду следующего.
Требования к изделиям, закупаемым Заказчиком, законодательно установлены санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 (далее - СанПиН 3.3686-21).
СанПиН 3.3686-21 являются обязательными на всей территории Российской Федерации. Отступление, несоблюдение или вольное толкование указанных норм медицинскими учреждениями не допустимы.
В соответствии с п. 4254 СанПиН 3.3686-21, при транспортировании и хранении ИЛП на всех уровнях "холодовой цепи", а также при применении ИЛП руководитель организации (индивидуальный предприниматель) организует и обеспечивает выполнение установленных Санитарными правилами требований к условиям транспортирования и хранения ИЛП, гарантирующих сохранность качества ИЛП.
Из положений п. 4253 СанПиН 3.3686-21 следует, что для сохранения высокого качества и безопасности ИЛП проводится с соблюдением "холодовой цепи" (приложение 38 к Санитарным правилам):
1) первый уровень - доставка ИЛП от организации-изготовителя до организаций оптовой торговли лекарственными средствами, включая этап таможенного оформления;
2) второй уровень - хранение ИЛП организациями оптовой торговли лекарственными средствами и доставка ИЛП до других организаций оптовой торговли лекарственными средствами, городских и районных (сельских) аптечных организаций, медицинских организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность;
3) третий уровень - хранение ИЛП городскими и районными (сельскими) аптечными организациями, медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность, и доставка ИЛП до медицинских организаций или их обособленных подразделений (в том числе участковых больниц, амбулаторий, поликлиник, родильных домов) или иных организаций (в том числе медицинских кабинетов организаций, осуществляющих образовательную деятельность и других организаций), использующих ИЛП, а также розничная реализация ИЛП;
4) четвертый уровень - хранение ИЛП в медицинских организациях или их обособленных подразделениях (в том числе участковых больницах, амбулаториях, поликлиниках, родильных домах), иных организациях (медицинских кабинетах организаций, осуществляющих образовательную деятельность и других организаций), где проводится иммунизация или используются ИЛП.
В силу п. 4256 СанПиН 3.3686-21, при транспортировании и хранении ИЛП должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность качества препарата и защиту его от воздействия вредных факторов окружающей среды от повреждения групповой, первичной и вторичной упаковки ИЛП.
В соответствии с п. 4258 СанПиН 3.3686-21, на четвертом уровне "холодовой цепи" все ИЛП, в том числе растворители для вакцин, должны храниться в холодильнике при температуре в пределах от +2 °C до +8 °C включительно.
Согласно п. 4311 СанПиН 3.3686-21, морозильные камеры оборудуются терморегистратором, термоиндикатором, встроенным и автономными термометрами. Все средства температурного контроля должны иметь возможность фиксировать низкие (до -25 °C и ниже) отрицательные температуры.
В связи с указанным, температурный режим, установленный Заказчиком в Техническом задании (размещено в ЕИС 16.03.2023 15:29 (МСК+2)), не соответствует вышеуказанным требованиям СанПиН 3.3686-21.
Кроме того, в соответствии с п. 4322 СанПиН 3.3686-21, оборудование для контроля температурного режима в системе "холодовой цепи", регистрирующее и отображающее конкретные значения температуры в конкретный момент времени (термометры, датчики температуры, термографы, терморегистраторы), должно подвергаться периодической поверке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Периодичность поверки и калибровки определяется при регистрации конкретного устройства.
Помимо прочего, согласно п. 4349 СанПиН 3.3686-21, контроль показаний термоиндикатора должен быть визуальным, простым, однозначным и не требующим дополнительных манипуляций с прибором.
В связи с изложенным, с учетом имеющихся материалов дела, Комиссия Оренбургского УФАС России находит доводы жалобы обоснованными.
В связи с тем, что 21.03.2023 17:47 (МСК+2) Заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок, в том числе в содержание Технического задания, Комиссия Оренбургского УФАС России предписание об устранении нарушения ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе решила не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ТЕРМОТЕСТ" на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Новосергиевская районная больница" при проведении запроса котировок на поставку индикаторов температуры холодовой цепи (N извещения 0853500000323002061) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 23 марта 2023 г. N 056/06/33-271/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2023