Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Камерный хор "Петербургские серенады" (далее - Заказчик):
ООО "Альтаир" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 6240-ЭП/23 от 15.03.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку мебели, изготовленной по индивидуальному заказу, для нужд СПб ГБУ "Камерный хор "Петербургские серенады" (извещение N 0372200184922000018),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 25.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку мебели, изготовленной по индивидуальному заказу, для нужд СПб ГБУ "Камерный хор "Петербургские серенады" (извещение N 0372200184922000018) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 970 283,42 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.01.2023 N ИЭА2 победителем Аукциона признано ООО "Альтаир".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Альтаир" заключен государственный контракт N 0372200184922000018 от 23.01.2023 на сумму 2 940 580,02 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 4.4.6 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с ч. 2 ст. 407 и ст. 450.1 ГК РФ в случае существенных нарушений Участником условий настоящего контракта, а именно:
4.4.6.1. поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
4.4.6.2. неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 03.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Альтаир".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку мебели, изготовленной по индивидуальному заказу, для нужд СПб ГБУ "Камерный хор "Петербургские серенады" (далее - Товар) в срок не ранее 5 (пяти) и не позднее 25 (двадцати пяти) рабочих дней с даты заключения Контракта (п. 3.1 Контракта). Таким образом, срок поставки Товара - 01.03.2023.
Однако в установленный Контрактом срок Товар Участником поставлен не был.
На основании последнего письма, полученного от ООО "Альтаир", поставка большей части Товара предполагалась на май 2023 года, что предполагает изменение сроков поставки по Контракту, что в соответствии с Законом о контрактной системе недопустимо.
В связи с нарушением условий Контракта в адрес Участника были направлены претензии. Однако по состоянию на 03.03.2023 поставка Товара так и не была осуществлена Участником.
Указанные нарушения свидетельствуют о недобросовестном поведении Участника и совершении им умышленных действий в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в связи с неоднократным нарушением сроков поставки Товара Участником, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.03.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Альтаир" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.03.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что считает Решение Заказчика незаконным и необоснованным по следующим причинам:
28.02.2023, 01.03.2023 посредством системы ЕИС в адрес ООО "Альтаир" поступили претензии Заказчика N 29 от 28.02.2023, N 31 от 01.03.2023. 03.03.2023 в системе ЕИС Заказчиком было размещено уведомление N 33 от 03.03.2023 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с п. 10.3 Контракта срок рассмотрения претензии не может превышать 10 (десяти) дней.
10.03.2022 в соответствии с условиями Контракта и действующим законодательством в системе ЕИС Участником был размещен ответ на две претензии и на уведомление об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
08.02.2023 в адрес Заказчика на электронную почту, указанную в Контракте, а также направлением Почтой России (трек номер 19524859030394) Участником было направлено письмо N А-005 от 08.02.2023 с просьбой согласовать ряд характеристик Товара, имеющих существенное значение, но не имеющих четкого описания, согласно Спецификации Контракта.
По словам представителя Участника вышеуказанное письмо ООО "Альтаир" было получено Заказчиком 15.02.2023, но проигнорировано им. Процесс ожидания ответа на данное письмо с целью наиболее полного удовлетворения потребностей Заказчика вынужденно затянул срок запуска продукции в производство.
В этой связи в адрес Заказчика ответом на все претензии 10.03.2023 была направлена информация об уточненных сроках изготовления Товара, согласно спецификации к Контракту. Одновременно с этим ООО "Альтаир" сообщило Заказчику, что намерено в полном объеме поставить Товар по Контракту в уточненные сроки и готово нести ответственность в соответствии с действующим законодательством и условиями Контракта за вынужденную просрочку исполнения обязательств по Контракту. Также ООО "Альтаир" просило отозвать решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с вышеперечисленными обстоятельствами.
Представитель Участника пояснил, что указанный в претензии срок поставки являлся заведомо неисполнимым и был указан Заказчиком формально с расчётом на невозможность для ООО "Альтаир" исполнить данные требования и без намерения принимать Товар.
Исходя из смысла ст. 314 ГК РФ разумный срок, предусмотренный для исполнения обязательства, равен семи дням.
Для возникновения факта повторного нарушения сроков (ст. 523 ГК РФ) Поставщик должен был нарушить назначенный Заказчиком (либо согласованный сторонами) новый срок поставки. Однако, такой "новый срок" должен обладать признаками реальности, исполнимости, быть "разумным" с тем, чтобы Поставщик объективно имел возможность его исполнить, но не исполнил.
Представитель Участника полагает, что установленный Заказчиком срок поставки в два календарных дня - не может рассматриваться как новый назначенный срок, поскольку является заведомо и объективно неисполнимым и противоречит положениям ГК РФ о "разумности" сроков.
По мнению ООО "Альтаир", Заказчик всем своим поведением и действиями был нацелен на создание препятствий в исполнении Контракта и последующее одностороннее расторжение контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Альтаир" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что согласование ряда характеристик Товара, запрашиваемое Участником в письме от 08.02.2023, а именно, согласование цвета ткани, в соответствии с Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) не требовалось на весь ассортимент Товара.
В Спецификации к Контракту на позиции Товара N 5, 7, 8, 9 и т.д. указана характеристика цвета ткани - "сочетающаяся с цветом штор".
08.02.2023 Участником были запрошены образцы ткани, из которой изготовлены шторы Заказчика.
Заказчик письмом N 26 от 16.02.2023 сообщил Участнику об отсутствии образцов ткани штор, а также указал на то, что Контрактом не предусмотрено предоставление образцов чего-либо со стороны Заказчика. Также указанным письмом Заказчик предложил Участнику посетить учреждение Заказчика для ознакомления с материалом и цветом штор и согласования типа и цвета ткани.
Вместе с тем Участник не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту в полном объеме ни в установленный Контрактом срок, ни после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
По мнению Комиссии УФАС у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта, нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика настаивал на включении ООО "Альтаир" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Альтаир", ИНН: 7802663220; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Кобаненко Сергей Александрович, ИНН: 784290277601, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Альтаир" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
15.03.23 |
17.03.23 |
15.03.23 |
0 |
15.03.23 |
22.03.23 |
22.03.23 |
0 |
27.03.23 |
27.03.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 марта 2023 г. N РНП-78-369/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2023