Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
МА МО п. Металлострой (далее - Заказчик);
в отсутствии представителей:
ИП Шейгус А.А. (далее - Заявитель), уведомленных о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 6794-ЭП/23 от 21.03.2023) на действия конкурсной комиссии при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на содержание детских и спортивных площадок, включая ремонт расположенных на них элементов благоустройства, на внутриквартальных территориях поселка Металлострой (извещение номер 0172300010323000010) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 28.02.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300010323000010. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 612 508,97 рублей.
В жалобе ИП Шейгус А.А. указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании заявки несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 5 ст. 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) информации и документов, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" и "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов извещению об осуществлении закупки;
2) если в первой части заявки на участие в закупке содержится информация, предусмотренная пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона;
3) выявления недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке.
В силу ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки::
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Согласно сведениям протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 20.03.2023 NПРОI1 (размещен в ЕИС 20.03.2023 в 12 часов 21 минут) заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, по следующим основаниям:
"несоответствие информации и документов, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г", "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона 44-ФЗ (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом 44-ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки
Причина несоответствия: В соответствии с требованиями подпункта а) пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Приложением N 4 к извещению об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Требования к содержанию, составу заявки, инструкция по ее заполнению" заявка участника закупки должна содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака). В Приложении N 8 к Описанию объекта закупки установлены "Требования к значениям показателей (характеристик) товаров, поставляемых при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям". Для товара N 6 "Инвентарь детского игрового оборудования тип 2" установлены следующие требования: Высота сиденья-колыбели должна быть не ? 220 мм. В заявке участник закупки для товара N 6 "Инвентарь детского игрового оборудования тип 2" предоставил следующие сведения: Высота сиденья-колыбели 220 мм. При этом, в соответствии с "Инструкцией по заполнению заявки" Приложения N 4 к извещению: При установлении заказчиком соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/знаков "не должен быть ?_", "не должна быть ?_", "не должно быть ?_", "не должны быть ?_", "требуется более_", "требуются более_", "должен быть более_", "должна быть более_", "должно быть более_", "должны быть более_", "требуется >_", "требуются >_", "должен быть >_", "должна быть >_", "должно быть >_", "должны быть >_", "требуется выше_", "требуются выше_", "должен быть выше_", "должна быть выше_", "должно быть выше_", "должны быть выше_", "требуется не ?_", "требуются не ?_", "должен быть не ?_", "должна быть не ?_", "должно быть не ?_", "должны быть не ?_", "более_", "выше_", "не ?_", участник закупки в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное документацией."
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложение N 8 к Описанию объекта закупки к извещению о проведении конкурса.
В отношении товара по позиции N 6 "Инвентарь детского игрового оборудования тип 2" Заказчиком установлено требование: "Высота сиденья-колыбели должна быть не 220 мм".
Инструкция по заполнению заявки установлена в Приложения N 4 к извещению о проведении конкурса и содержит, в том числе, следующее положение:
"При установлении заказчиком соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/знаков "не должен быть ", "не должна быть ", "не должно быть ", "не должны быть ", "требуется более_", "требуются более_", "должен быть более_", "должна быть более_", "должно быть более_", "должны быть более_", "требуется >_", "требуются >_", "должен быть >_", "должна быть >_", "должно быть >_", "должны быть >_", "требуется выше_", "требуются выше_", "должен быть выше_", "должна быть выше_", "должно быть выше_", "должны быть выше_", "требуется не ", "требуются не ", "должен быть не ", "должна быть не ", "должно быть не ", "должны быть не ", "более", "выше", "не ", участник закупки в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное документацией.";
Анализ заявки Заявителя показал, что по спорной товарной позиции им предложено следующее значение:
"Высота сиденья-колыбели 220 мм"
Таким образом, согласно требованиям инструкции, при применении конструкции "должна быть не " участнику нужно было указать конкретное значение показателя, превышающее установленное документацией, указав значение равное, Заявитель не выполнил требование инструкции и предоставил значение, не соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки.
С учетом изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что конкурсная комиссия Заказчика руководствуясь инструкцией, имела основания для признания предоставленной Заявителем в заявке информации несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, следовательно, в ее действиях не установлены нарушения Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются необоснованными.
2. В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный Законом о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в извещении инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами конкурсной комиссии.
Инструкция по заполнению заявок на участие в конкурсе размещена Заказчиком в составе извещения в виде отдельного файла, содержащего требования к описанию участниками закупки предлагаемых ими товаров.
В частности, Заказчиком установлены следующие правила:
"При описании товаров (материалов) участники закупки предоставляют сведения в следующем порядке:
Все сведения, содержащиеся в первой части заявки участника открытого конкурса в электронной форме, не должны допускать двусмысленных толкований.
В первой части заявки участника открытого конкурса в электронной форме не должно содержаться слов, символов: "или эквивалент", "аналог", "<", ">", "должен", "должна", "должно", "должны", "", "", "и/или", "должен быть", "должна быть", "должно быть", "должны быть", "хуже", "не хуже", "ниже", "не ниже", "выше", "не выше", "может быть", "требуется", "требуются", "необходим", "необходима", "необходимо", "необходимы", "допускается", "допускаются", "либо", а также рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требованиям, указанным в описании объекта закупки документации об открытом конкурсе в электронной форме.
При установлении заказчиком соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/знаков "не должен быть менее_", "не должна быть менее_", "не должно быть менее_", "не должны быть менее_", "не должен быть хуже_", "не должна быть хуже_", "не должно быть хуже_", "не должны быть хуже_", "не должен быть ниже_", "не должна быть ниже_", "не должно быть ниже_", "не должны быть ниже_", "не должен быть <_", "не должна быть <_", "не должно быть <_", "не должны быть <_", "требуется не менее_", "требуются не менее_", "должен быть не менее_", "должна быть не менее_", "должно быть не менее_", "должны быть не менее_", "требуется не ниже_", "требуются не ниже_", "должен быть не ниже_", "должна быть не ниже_", "должно быть не ниже_", "должны быть не ниже_", "требуется не хуже_", "требуются не хуже_", "должен быть не хуже_", "должна быть не хуже_", "должно быть не хуже_", "должны быть не хуже_", "требуется не <_", "требуются не <_", "должен быть не <_", "должна быть не <_", "должно быть не <_", "должны быть не <_", "требуется ", "требуются ", "должен быть ", "должна быть ", "должно быть ", "должны быть ", "не менее", "не ниже", "не хуже", "не <" участник закупки в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме обязан указать конкретное значение показателя, не меньшее установленного документацией.
При установлении заказчиком соответствующего максимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/знаков "не должен быть более_", "не должна быть более_", "не должно быть более_", "не должны быть более_", "не должен быть выше_", "не должна быть выше_", "не должно быть выше_", "не должны быть выше_", "не должен быть >_", "не должна быть >_", "не должно быть >_", "не должны быть >_", "требуется не более_", "требуются не более_", "должен быть не более_", "должна быть не более_", "должно быть не более_", "должны быть не более_", "требуется не >_", "требуются не >_", "должен быть не >_", "должна быть не >_", "должно быть не >_", "должны быть не >_", "требуется не выше_", "требуются не выше_", "должен быть не выше_", "должна быть не выше_", "должно быть не выше", "должны быть не выше", "требуется ", "требуются ", "должен быть ", "должна быть ", "должно быть ", "должны быть ", "не более_", "не выше_", "не >_" участник закупки в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме обязан указать конкретное значение показателя, не превышающее установленного документацией.
Знак "" означает "более или равно", т. е. участник обязан указать конкретное значение показателя товара не меньшее указанного значения, знак "" означает "менее или равно", т. е. участник обязан указать конкретное значение показателя товара, не превышающее указанного значения.
Знак "> _" означает "более", т. е. участник обязан указать конкретное значение показателя товара, превышающее указанного значения, знак "<_" означает "менее", т.е. участник обязан указать конкретное значение показателя товара меньшее указанного значения.
При установлении заказчиком соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/знаков "не должен быть ", "не должна быть ", "не должно быть ", "не должны быть ", "требуется более_", "требуются более_", "должен быть более_", "должна быть более_", "должно быть более_", "должны быть более_", "требуется >_", "требуются >_", "должен быть >_", "должна быть >_", "должно быть >_", "должны быть >_", "требуется выше_", "требуются выше_", "должен быть выше_", "должна быть выше_", "должно быть выше_", "должны быть выше_", "требуется не ", "требуются не ", "должен быть не ", "должна быть не ", "должно быть не ", "должны быть не ", "более", "выше", "не ", участник закупки в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное документацией.
При установлении заказчиком соответствующего максимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/знаков "не должен быть ", "не должна быть ", "не должно быть ", "не должны быть ", "требуется менее_", "требуются менее_", "должен быть менее_", "должна быть менее_", "должно быть менее_", "должны быть менее_", "требуется <_", "требуются <_", "должен быть <_", "должна быть <_", "должно быть <_", "должны быть <_", "требуется ниже_", "требуются ниже_", "должен быть ниже_", "должна быть ниже_", "должно быть ниже_", "должны быть ниже_", "требуется хуже_", "требуются хуже_", "должен быть хуже_", "должна быть хуже", "должно быть хуже", "должны быть хуже", "требуется не ", "требуются не ", "должен быть не ", "должна быть не ", "должно быть не ", "должны быть не ", "менее", "хуже", "ниже", "не ", участник закупки в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме обязан указать конкретное значение показателя, меньшее установленного документацией.
При установлении заказчиком соответствующего максимального и минимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений) в виде: "менее_ - менее_", "менее_ - более_", "менее_ - ниже_", "не более_ - не более_"", "менее_ - выше_", "более_ - ниже_", "ниже_ - не ниже_", "не более_ - не менее_", "не менее_ - более_", "более_ - выше_", "ниже_ - менее_", "менее_ - не менее_", "ниже_ - более_", "не выше_ - выше_", "ниже_ - ниже_", "не более_ - более", "выше_ - менее_", "выше_ - более_", "не выше_ - не ниже_", "не менее_ - не менее_", "выше_ - ниже_", "более_ - менее_", "не более_ - менее_", "выше_ - выше_", участник закупки в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме обязан указать диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона).
Установление показателей, которые определяются диапазоном значений, обусловлено тем, что необходимый товар обладает/имеет интервальные значения ряда показателей в соответствии с потребностями заказчика и/или техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Диапазон конкретных значений показателя - множество значений, ограниченных не равными крайними (граничными) значениями.
Если при описании характеристики товара присутствует словосочетание "может быть", а далее значения и/или диапазоны значений показателей указаны через союз "и", то Участнику необходимо предоставить одно конкретное значение показателя из указанных и указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного значения.
В случае использования союза "либо" и/или знака ";" и/или знака "/" (за исключением случаев использования знака "/" при указании марки битума и/или при указании цвета товара и/или при указании единицы измерения) при описании характеристик товара, участник закупки в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме обязан указать одно конкретное значение показателя из альтернативных значений показателя и указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного конкретного значения, а в случае использования "и/или" одно или несколько значений через знак "," и/или союз "и" и указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного (-ых) конкретного (-ых) значения (-й) показателя.
При установлении заказчиком соответствующих значений показателя, для которых указаны минимальные и максимальные значения показателей, с использованием слов/словосочетаний (в том числе с частицей "не") "менее", "более", "ниже", "выше" (например: "более _ менее_", "не менее _ менее_", "более _ не более_", "не менее_ не более_", "выше_ ниже_", "выше_ не выше_", "не ниже_ ниже_", "не ниже_ не выше_"), участник закупки в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме обязан указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным документацией требованиям.
Числовые значения показателей со словами в их описании "от", "св." и "до" являются неконкретными и не могут изменяться Участником, указываются без изменения в соответствии с требованиями, установленными в описании объекта закупки.
При описании характеристик товара с использованием знака(-ов) "," и/или союза(-ов) "и", участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя и/или все диапазоны значений, указанных через данные знак(-и) и/или союз(-ы) и в отношении каждого из которых необходимо предоставить сведения о характеристиках.
Знак ",", после которого нет пробела, стоящий между двумя цифрами внутри одного числа, следует понимать, как разделитель между целой и дробной частью числа.
Знак ",", разделяющий требуемые показатели означает, что в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должны быть предложены значения показателей по всем перечисленным через знак "," требуемым показателям.
Знак "-", установленный между числовыми значениями показателя, следует читать как необходимость указания неизменного диапазона конкретных значений (нижнюю и верхнюю границу диапазона), указываются Участником без изменения в соответствии с требованиями, установленными в описании объекта закупки.
В случае, когда после вариативных значений показателя, разделенных при помощи знаков "/" и/или ";" указаны значения, разделенные при помощи союза "и" и/или знака "," участнику закупки в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме необходимо указать одно из вариативных значений показателя, а также значение(-я), указанное(-ые) после союзов "и" и/или знаков "," (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика) и в отношении каждого из которых необходимо предоставить сведения о показателях качества.
При одновременном использовании союза "и" и слова "либо" в описании характеристик товара, предпочтительным словом следует считать союз "и", то есть, например, для требования "10 либо 15 и 20 либо 30" участнику необходимо сделать два выбора между вариантами "10" либо "15" и вариантами "20" либо "30" и предоставить два конкретных значения показателя и указать соответствующие характеристики товара именно для выбранных значений показателя.
Значения показателя с использованием союза "или" и/или знака "\" при их описании являются неконкретными и указываются Участником без изменений.
Характеристики товара, указанные в скобках "(...)" являются уточнением, для данных характеристик применимы все положения данной инструкции.
При одновременном использовании знака "," и слова "либо" в описании характеристик товара, предпочтительным словом следует считать слово "либо", то есть, например, для требования "10 либо 15, 20 либо 30" участнику необходимо выбрать между тремя вариантами: "10" либо "15, 20" либо "30" и указать соответствующие характеристики товара именно для выбранных значений показателя.
Знак "_", установленный между значениями показателя означает необходимость указания конкретного значения показателя из указанного диапазона, не включая крайние значения, разделенные данным знаком.
В случае необходимости указания размеров требуемого товара (материала), в Требуемых показателях (характеристиках) товаров заказчиком могут использоваться следующие сокращения "ДхШхВ", "ДхШ" и т. д., условные обозначения: "Д" - длина, "Ш" - ширина, "В" - высота, "Т" - толщина, "Г"- глубина.
При установлении заказчиком требуемого показателя с использованием слова "градация", "градации", "градацией", участник закупки в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме обязан указать все возможные конкретные значения, входящие в установленный Заказчиком диапазон значений, согласно шагу градации. (Установление данных показателей, обусловлено тем, что необходимый товар обладает/имеет градацию ряда показателей в соответствии с потребностями заказчика и техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании).
Если для каждого из компонентов, содержащихся в одном товаре, установлено требование к величине доли (массовой, количественной или иной доли) в рамках этого товара, то сумма долей всех компонентов для данного товара, указанных в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, должна равняться ста процентам.
Заказчик, при установлении требований к характеристикам товаров (материалов), может указывать более строгие требования к значениям показателей, по сравнению с документами о техническом регулировании, в случае если ему необходимы товары, качество которых, в связи с потребностями Заказчика, по соответствующим показателям, строже, чем предусмотрено документами о техническом регулировании (в таком случае, в первой части заявки Участника открытого конкурса в электронной форме должно быть указано значение показателя, не противоречащее документам о техническом регулировании и соответствующее требованиям, установленным Заказчиком).
По отношению к значениям показателей, содержащим в описании знак "_", а так же в описании требуемых показателей которых присутствует слово "отклонение", "отклонения", "отклонением", участник закупки должен указать в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкретные значения величин отклонения, не превышающие (по модулю) максимальные значения установленные в описании значения показателя после знака "_", и в отрицательную сторону при помощи знака "-" (либо значение "0"), и в положительную сторону при помощи знака "+" (либо значение "0").
В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
В случае если в значениях показателя представлено несколько вариантов составляющих (компонентов) материала, то при выборе одного из составляющих (компонентов) необходимо указать значения только для тех характеристик, которые соответствуют выбранному составляющему (компоненту), а в отношении характеристик товара, которые, в соответствии с предоставленными Участником сведениями о конкретных значениях характеристик в рамках данного товара, не нормируются (в соответствии с документами о техническом регулировании) или не применяются, Участнику следует указать информацию о неприменимости такой характеристики, например в виде: прочерк "-" или "Х" или "отсутствует" или "не нормируется" или "не применяется" или значение ноль "0", либо удалить из первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме такие характеристики."
При этом, Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки не содержит требований, которые бы были выражены с использованием всех вышеуказанных слов и символов, а, следовательно, указанные положения инструкции не применяются при заполнении заявок на участие в рассматриваемом конкурсе.
Кроме того, установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения. В свою очередь, анализ положений указанной части извещения позволяет прийти к выводу о том, что инструкция по заполнению заявок не только не определяет точного порядка заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару. Более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию отдельные положения инструкции не определяют порядка заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком, что не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Принимая во внимание совокупность вышеуказанных обстоятельств, а также факт отклонения 2 из 3 поданных заявок за применение ими не верного положения инструкции, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шейгус А.А. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
МА МО п. Металлострой
ул. Центральная, д. 22, п. Металлострой,
Санкт-Петербург, 196641
тел.: (812) 464-95-12
ЭТП "Фабрикант"
Причальный проезд, дом 2А,
Москва, 123290
тел.: (495) 138-96-78
ИП Шейгус А.А.
Ломоносовский р-н, Ленинградская обл.
эл. почта: igor-shejgus@yandex.ru
тел.: 79602777365
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-1020/23
27.03.2023 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-1020/23 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Уполномоченному органу, Заказчику - МА МО п. Металлострой - и конкурсной комиссии в 14-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0172300010323000010;
- внести изменения в извещение о проведении конкурса, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе с номером извещения 0172300010323000010 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения 0172300010323000010 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Уполномоченному органу, Заказчику, конкурсной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 27.04.2023.
3. Оператору электронной площадки - ЭТП "Фабрикант":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых конкурсах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в конкурсе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в конкурсе.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 марта 2023 г. N 44-1020/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2023