Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления М.А. Дударева, члены Комиссии - начальник отдела А.А. Кириллова, главный специалист-эксперт О.П. Чупрунова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Спецавторесур" на действия уполномоченного органа - Агентства государственного заказа (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения электронного аукциона ЭА-N-2615/23 "04-2023-А155194 приобретение передвижного многофункционального центра (автоклуб) на шасси с комплектацией", размещенного на электронной торговой площадке ООО "ЭТП Газпромбанк" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Спецавторесур" на действия аукционной комиссии при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения электронного аукциона ЭА-N-2615/23 "04-2023-А155194 приобретение передвижного многофункционального центра (автоклуб) на шасси с комплектацией", номер извещения N 0119200000123002420.
Существо жалобы: нарушение со стороны комиссии порядка рассмотрения заявок на участие в аукционе, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем, подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, аукционной комиссии, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заседание Комиссии состоялось 22.03.2023 в 15:00 в отсутствии подателя жалобы, представителя заказчика, в присутствии представителя аукционной комиссии, должным образом подтвердившего свои полномочия.
В связи с необходимостью представления дополнительных пояснений представителем аукционной комиссии в рассмотрении жалобы объявлен перерыв до 23.03.2023 до 14:20.
После перерыва рассмотрение жалобы продолжилось в том же составе.
По мнению, подателя жалобы, аукционная комиссия неверно отклонила его заявку, она должна быть рассмотрена как соответствующая требованиям извещения. В противном случае, должны быть отклонены все заявки, направленные для участия в закупке, как несоответствующие требованию пункта 10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства N616).
Представитель аукционной комиссии с доводами жалобы не согласен, представил мотивированные возражения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-2615/23 "04-2023-А155194 приобретение передвижного многофункционального центра (автоклуб) на шасси с комплектацией".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно требованиям подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
- в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
В случае представления участником закупки в составе заявки информации из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров без указания совокупного количества баллов, указанного в абзацах втором и третьем настоящего пункта, или с указанием такого совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
Согласно протоколу подведения итогов заявка подателя жалобы отклонена на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, поскольку в составе заявке содержалось выписка из реестра российской промышленной продукции на другой товар, который содержит характеристики, не соответствующие характеристикам, указанным в описании объекта закупки.
Из содержания извещения следует, что предметом закупки является приобретение передвижного многофункционального центра (автоклуб) на шасси с комплектацией. При этом заказчиком в извещении указан код ОКПД2 29.10.59.390 - "Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки".
Комиссией было установлено, что автоклуб представляет собой сложную вещь, поскольку как следует из положений статьи 134 Гражданского кодекса Российской Федерации сложная вещь представляет собой совокупность различных вещей соединенных таким образом, который предполагает их использование по общему назначению.
Согласно Постановлению Правительства Красноярского края N 2-п от 11.01.2021 "Об утверждении порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципального образования Красноярского края на государственную поддержку отрасли культуры (обеспечение учреждений культуры специализированным автотранспортом для обслуживания населения, в том числе сельского населения) (далее - Порядок) заказчиком должен быть приобретен специализированный транспорт.
Согласно пункту 2 Порядка под специализированным транспортом понимаются передвижные многофункциональные культурные центры (автоклубы) отечественного производства или в сборке из комплектующих иностранного производства, произведенной на территории РФ.
Вместе с тем в указанном Порядке содержится перечень минимального комплекта оборудования автоклуба, которое предусматривает сцену-трансформер, звуковое, световое, мультимедийное оборудование и спутниковую антенну.
Согласно пояснениям представителя аукционной комиссии покупка транспортного средства, не являющегося специализированным и не имеющим в комплектации необходимого оборудования, будет противоречить потребности заказчика, поскольку транспортное средство без оборудования, представляет собой транспортное средство, предназначенное либо для перевозки пассажиров, либо для перевозки грузов, что не соотносится с потребностью заказчика.
В силу пункта 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" дано следующее определение специального транспортного средства:
Специальное транспортное средство - транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.).
Следовательно, само название специализированный транспорт подразумевает уникальность данного транспортного средства. Любой автомобиль, используемый для особых целей, отличается от "гражданских" аналогов внутренним содержимым (особый двигатель, интерьер салона, дополнительное оборудование).
Таким образом, специализированный транспорт - это специальным образом оборудованное транспортное средство, предназначенное для решения конкретных задач. Прямое назначение автоклуба - организация мероприятий в отдаленных от центра населенных пунктах. Иными словами суть автоклуба - транспортное средство со встроенным музыкальным оборудованием. Транспортное средство без музыкального оборудования представляет собой фургон, то есть обычное транспортное средство, которое не способно удовлетворить потребности заказчика в части проведения мероприятий.
В частности, Министерством культуры РФ разработаны методические рекомендации по приобретению многофункционального передвижного культурного центра (автоклуба) ив рамках Федерального проекта "Культурная среда" (далее - Методические рекомендации).
Так согласно, разделу 4 указанных методических рекомендаций при разработке и составлении комплектации автоклубов, сформировались следующие категории транспортных средств:
1 Автоклуб категории "А" на базе шасси КАМАЗ 43118 или аналог;
1.1.Автоклуб категории "А+" на базе шасси КАМАЗ 43118 доработанный для эксплуатации в регионах с неразвитой дорожной сетью.
2 Автоклуб категории "В" на базе шасси КАМАЗ 43502 или аналог;
3 Автоклуб категории "С" на базе Газон NEXT или аналог;
4 Автоклуб категории "А" на базе шасси автобуса ПАЗ.
В приложении N1 Методических рекомендаций представлены примеры комплектаций автоклубов по категориям и указано, что не менее 80% оборудования автоклубов должны быть российского производства.
Комиссия отмечает, что исходя из потребности заказчика, к поставке требуется именно многофункциональное транспортное средство для организации и проведения культурных мероприятий.
Проанализировав заявку победителя закупки, Комиссия установила, что в составе его заявки приложена выписка с реестровой записью N 860\2\2022 на "Автоклуб (АК) MPZ9GB на шасси ГАЗ С4 в модификации C41R92". Исходя из сведений, содержащихся на официальном сайте Минпромторга России, указанное транспортное средство предназначено для проведения на открытых площадках агитационных, просветительских, культурно-массовых, зрелищных мероприятий, выступлений должностных лиц, муниципальных отделов культуры, представителей местных властей, ветеранских организаций, творческих коллективов и агитбригад численностью до 10 человек.
Кроме того, на данное транспортное средство имеется паспорт транспортного средства (ПТС), в котором передвижной многофункциональный культурный центр (автоклуб) значится как "Автоклуб".
Из представленной подателем жалобы в составе заявки выписки N 278\16\2022 следует, что к поставке предлагается транспортное средство "GAZelle NEXT, Модификация C41R92, Двигатель дизельный", которое исходя из информации, размещенной на официальном сайте Минпромторга России, является 2-х осным грузовым автомобилем, предназначенным для перевозки различных грузов, обладающий полукапотной компановкой с трехместной кабиной, бортовой платформой с дугами. Из указанного описания транспортного средства не следует, что оно отвечает характеристикам, изложенным в описании объекта закупки, и будет соответствовать цели проведения закупки, направленной на приобретение специализированного транспортного средства, предназначенного для проведения культурных мероприятий.
Кроме того, Комиссии не представлено доказательств, что база транспортного средства "GAZelle NEXT, Модификация C41R92" может быть оборудована таким образом, что данная конструкция и ее содержимое (звуковое оборудование, аудио-видео-световое оборудование, источники электроэнергии) будут российского производства и соответствовать требованиям Постановления Правительства N616, регламентирующим необходимость подтверждения российского производства товара, а в рассматриваемом случае, поскольку автоклуб является сложной вещью, в том числе составных компонентов единого комплекса, образующего товар.
Дополнительным подтверждением того, что предлагаемое подателем жалобы транспортное средство является иным чем то, что необходимо в рамках проведения анализируемой закупки, является то, что данное транспортное средство имеет код промышленной продукции по ОКПД2 29.10.41.112 "Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.", в то время как в извещении установлен код промышленной продукции по ОКПД2 29.10.59.390 - "Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки".
При рассматриваемых обстоятельствах, с учетом того, что в реестре российской промышленной продукции имеется ряд зарегистрированных товаров, соответствующих предмету закупки - специализированные транспортные средства - Автоклуб (реестровые номера выписок N860\12\2022, N860\13\2022, N860\2\2022, N860\4\2022), Комиссия приходит к выводу, что подателем жалобы предлагается к поставке иной товар, хоть формально соответствующий требованиям Постановления Правительства N616, поскольку на него представлена из реестра торговой промышленной продукции выписка N 278\16\2022 "GAZelle NEXT, Модификация C41R92, Двигатель дизельный", но неявляющийся товаром - специализированным транспортным средством - автоклубом, входящим в отдельную категорию транспортных средств и зарегистрированных в реестре российской торговой промышленности.
Таким образом, предлагаемое транспортное средство подателем жалобы - это иной товар, не отвечающий потребности заказчика, ввиду несоответствия характеристик и назначения транспортного средства, содержащихся в представленной на товар выписки из реестра промышленной продукции N 278\16\2022 с описанием объекта закупки, в связи с чем Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях аукционной комиссии, отклонившей заявку подателя жалобы, нарушений положений статьи 49 Закона о контрактной системе.
Относительно довода подателя жалобы о том, что должны быть отклонены все заявки, направленные для участия в закупке, как несоответствующие требованию пункта 10 Постановления Правительства N616, ввиду не представления информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, поскольку проведенный подателем жалобы анализ реестра промышленной продукции, произведенный на территории РФ показал наличием четырех позиций, соответствующих предмету закупки и коду ОКПД2 в извещении закупки, баллы у данных позиций отсутствуют, Комиссия отмечает следующее.
Как ранее было отмечено, согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ N616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
В отношении специализированного транспортного средства, закупаемого в рамках анализируемой закупки, Постановлением Правительства N719 не установлено требование о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, следовательно, такая информация не указывается участником закупки и ее неуказание не является основанием для отклонения заявки участника, следовательно, довод подателя жалобы является необоснованным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Спецавторесурс" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
О. П. Чупрунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 марта 2023 г. N 024/06/106-740/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2023