Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ПрофПроект" (далее - Заявитель) на действия ГКУ КК "Краснодаравтодор"при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по подготовке проектно-сметной документации на снос (демонтаж) объектов недвижимости" (извещение N 0818200001723000012) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком необоснованно установлено требование о наличии СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком- ГКУ КК "Краснодаравтодор" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по подготовке проектно-сметной документации на снос (демонтаж) объектов недвижимости" (извещение N 0818200001723000012).
Начальная (максимальная) цена контракта - 376 386,00 руб.
П.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В извещение о закупке также установлено:
Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Участник закупки должен быть действующим членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования на основании ч. 4 ст. 48, ст. 55.8 ГрК РФ, за исключением лиц, указанных в части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ. Участник закупки имеет право осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий: - наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ; - если совокупный размер обязательств по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 статьи 55.16 ГрК РФ. Уровень ответственности участника закупки в соответствующем компенсационном фонде не может быть меньше, чем его предложение о цене государственного контракта. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 10 статьи 55.16 ГрК РФ. В соответствии с положениями ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ, ч. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 N315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации. Требование к подтверждающему документу не установлено. |
В ч.7 "Описания объекта закупки" указано:
7 |
Иная информация, относящаяся к описанию объекта закупки |
Результат оказываемых услуг: предоставление Проекта организации работ по сносу, который должен соответствовать ГОСТ 7.32-2017. "Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.". Проект организации работ по сносу (отдельно на каждый объект) необходимо сброшюровать и выдать оформленной в установленном порядке, согласно требованиям ГОСТ Р 21.1101-2013 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации" в 2-х экземплярах, а также в электронной версии в формате doc, pdf, xls. В целях последующего осуществления закупок на выполнение работ по сносу путем проведения электронных аукционов на электронных торговых площадках, электронные версии проектов организации работ по сносу (отдельно по каждому объекту) должны быть предоставлены в виде электронных файлов, позволяющих одностороннюю распечатку документов в формате А4: - проект организации работ по сносу (в том числе графическая часть и фото объектов) в формате pdf; - ведомости объемов работ, локальные ресурсные сметные расчеты в формате xls. Графическая часть должна соответствовать бумажному оригиналу, как по масштабу, так и по цветовому отображению.
Требования к Участнику: Участник закупки должен быть действующим членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования на основании ч. 4 ст. 48, ст. 55.8 ГрК РФ, за исключением лиц, указанных в части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ. Участник закупки имеет право осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий: - наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ; - если совокупный размер обязательств по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 статьи 55.16 ГрК РФ. Уровень ответственности участника закупки в соответствующем компенсационном фонде не может быть меньше, чем его предложение о цене государственного контракта. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 10 статьи 55.16 ГрК РФ |
Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что заказчиком указано требование о наличие у участников закупки членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
В соответствии с частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) работы по договорам о подготовке проектной документации должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 статьи 48 ГрК РФ.
Частью 1 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 13 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством РФ.
Во исполнение требований части 13 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ принято ПП РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", при этом, Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 установлены требования к содержанию проектной документации.
Пунктом 1 ПП РФ от 16.02.2008 N 87 предусмотрено, что настоящее Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Частью 2 статьи 55.30 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 8 настоящей статьи. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.
Частью 5 статьи 55.30 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства устанавливаются Правительством РФ.
Во исполнение требований части 5 статьи 55.30 Градостроительного кодекса РФ принято постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 "Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства".
Пунктом 3 ПП РФ от 26.04.2019 N 509 предусмотрено, что проект организации работ по сносу объекта капитального строительства состоит из текстовой и графической частей, при этом, постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 установлены требования к содержанию проекта.
Из анализа части 4 статьи 48 и части 2 статьи 55.30 Градостроительного кодекса, постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 и постановления Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 следует, что проектная документация и проект организации работ по сносу объекта капитального строительства являются самостоятельными, не связанными между собой документами. Исключение составляет пункт 24 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, в котором указывается, что проект организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства является седьмым разделом проектной документации (в случае необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства в связи со строительством или реконструкцией).
То обстоятельство, что проект по сносу объекта капитального строительства включен в качестве седьмого раздела проектной документации (в случае необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства в связи со строительством или реконструкцией) и соответственно является только составной частью проектных работ, само по себе не свидетельствует о том, что участник закупки в рамках выполнения работ по подготовке проекта на снос (статья 55.30 Градостроительного кодекса РФ) должен являться членом СРО.
Часть 4 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ предусматривает, что работы по подготовке проектной документации должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО в области архитектурно-строительного проектирования, в то время, как из анализа части 2 статьи 55.30 Градостроительного кодекса РФ следует, что подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования, при этом, в части 2 статьи 55.30 Градостроительного кодекса РФ требование о наличии у индивидуального предпринимателя или юридического лица членства в СРО отсутствует.
Таким образом, Заказчиком в извещении об осуществлении закупки неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования, и представлении в составе заявки действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПрофПроект" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГКУ КК "Краснодаравтодор" нарушение п.1) ч.1 ст.31, ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГКУ КК "Краснодаравтодор" (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 марта 2023 г. N 023/06/31-1538/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2023