Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
При участии:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Заказчика - представителей по доверенности,
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу ООО "Партнер-Агро СПб" на действия Заказчика - Государственное бюджетное учреждение "Новоуренгойский центр ветеринарии" при осуществлении закупки способом Запроса котировок в электронной форме на "Поставку ушных электронных бирок для идентификации северных оленей", начальная (максимальная) цена контракта - 1 600 050,00 рублей (извещение N 0190200000323002927) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя (вхд. N 1554 от 22.03.2023) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что в действиях Заказчика имеется нарушение норм Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами Заявителя не согласен, представил возражения и сообщил, что при проведении запроса котировок в электронной форме, действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок в электронной форме при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте ЕИС;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 16.03.2023 18:28;
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 23.03.2023 08:00;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 27.03.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что бирки с морозостойким поликарбонатным наконечником, производит только один производитель Силтэк, это Ушная UHF-бирка СИЛФЛЕКСR 3D-А в связи с этим Заказчик составил описание объекта закупки под конкретного единственного производителя.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является поставка ушных электронных бирок для идентификации северных оленей.
В своей жалобе Заявитель указал, что описание объекта закупки составлено под конкретного единственного поставщика и значительно ограничивает конкуренцию, так как бирки с морозостойким поликарбонатным наконечником, производит только один производитель Силтэк, это Ушная UHF-бирка СИЛФЛЕКСR 3D-А.
Представитель заказчика на заседании Комиссии подтвердил доводы, изложенные в возражениях, сообщил, что предложения потенциальных поставщиков соответствуют потребности Заказчика.
Из материалов дела следует, что Заказчик получил коммерческие предложения от различных поставщиков. Это является подтверждением того, что продукция, необходимая заказчику, присутствует на рынке в свободном доступе.
Изучив представленные Заказчиком коммерческие предложения Комиссия установила, что они содержат информацию о поставке следующих товаров:
- бирка для животных RFID UHF, производство РФ;
- электронная бирка для животных UHF HYETA, производство Китай;
Материал бирок указан полиуретан, материал наконечника поликарбонат.
Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу о том, что содержащиеся в Описании объекта закупки характеристики не носят ограничительный характер. Заказчиком при размещении закупки установлены требования к характеристикам товаров соответствующие как минимум двум производителям. Указанные характеристики не нарушают требования Закона о контрактной системе.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России отмечает, что Заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Кроме того, участники закупки не наделены правом определять потребность заказчика, так как в силу Закона о контрактной системе правомочия установления требований к товарам (работам, услугам) предоставлено заказчику.
Комиссия отмечает, что участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем товара, в связи с чем, закупаемый товар мог быть поставлен неограниченным кругом хозяйствующих субъектов - потенциальных участников закупки.
Кроме того, Комиссией управления не выявлено, а Заявителем не представлено объективных доказательств того, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно или затруднено, а формирование объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими, а также не представлено документальное подтверждение того, что у него не было возможности приобрести и поставить товар, необходимый заказчику.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении в извещении о проведении закупки требований к закупаемому товару, не ограничивают конкуренцию и не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Партнер-Агро СПб" на действия Заказчика - Государственное бюджетное учреждение "Новоуренгойский центр ветеринарии" при осуществлении закупки способом Запроса котировок в электронной форме на "Поставку ушных электронных бирок для идентификации северных оленей", начальная (максимальная) цена контракта - 1 600 050,00 рублей (извещение N 0190200000323002927), не обоснованной.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 29 марта 2023 г. N 089/06/33-197/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2023