Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_>. - заместитель руководителя;
члены Комиссии: <_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_>. - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии
в отсутствие:
представителей Заказчика МБОУ СОШ N35 с углубленным изучением отдельных предметов (далее - Заказчик), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством электронной почты,
представителей ООО ЧОО "Гарант-Защита" (далее - Общество, Исполнитель), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством электронной почты,
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
в результате рассмотрения обращения Заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО ЧОО "Гарант-Защита" (ИНН 0273925365) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N зз-56595-2022 "Услуги по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах образования 1-3 категории" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122021865, далее - запрос котировок), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
29.12.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 637 560,00 рублей.
12.01.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов запроса котировок от 12.01.2023 NИЗК1 поступило две заявки на участие, признанные соответствующими установленным требованиям закупки. Победителем признано ООО ЧОО "Гарант-Защита".
17.01.2023 между Заказчиком и ООО ЧОО "Гарант-Защита" был заключен контракт N 56595/35 (далее - Контракт), согласно которому Исполнитель принял на себя обязательство по оказанию услуг по охране объектов и (или) имущества. Цена контракта - 554 400,00 рублей.
В связи с нарушением Исполнителем условий контракта Заказчиком 20.03.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Письменных, устных пояснений от Исполнителя в адрес управления при рассмотрении настоящего дела не поступало.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении закупки от 29.12.2022, а также в соответствии с условиями контракта, к Исполнителю предъявляются требования на основании п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно: наличие лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности по видам услуг: - охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", или наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности по видам услуг: - охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Указанная лицензия не должна быть отозвана, ее действие не должно быть приостановлено или прекращено на момент окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Наличие указанной лицензии не требуется, если участником закупки является лицо, получение лицензии на осуществление указанной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации которому не требуется.
На основании письма Министерства финансов Удмуртской Республики от 14.02.2023 N0809/14-12, согласно которому ООО ЧОО "Гарант-Защита" оказывает охранные услуги в соответствии с действующей лицензией на оказание охранных услуг N816 от 26.03.2019. Данной лицензией разрешено оказание охранных услуг предусмотренных пп.1,2,4,5,6 ч.2 ст.3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". В настоящее время ООО ЧОО "Гарант-Защита" имеет право осуществлять охранную деятельность, предусмотренную действующей лицензией, кроме деятельности связанной с использованием служебного оружия, предусмотренных пп. 3,7 ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
20.03.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании п.1 ч.15 ст. 95 Закона о контрактной системе. Дата вступления в силу решения - 31.03.2023.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 450.1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в случае отсутствия у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с п. 2.2.5 Контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если Исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Исполнителя.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО ЧОО "Гарант-Защита".
Как указано выше, к участникам закупки предъявлялись требования о наличии лицензии на оказание определенных видов охранных услуг.
Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов было установлено, что Лицензия N816 от 26.03.2019 выданная ООО ЧОО "Гарант-Защита" на право оказания вида охранных услуг - обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, не предоставлялось. Право оказания указанного вида охранных услуг в период исполнения контракта Исполнитель также не имел.
Общество, не обладая правом оказания вышеуказанного вида охранных услуг, ни до заключения Контракта, ни в ходе его исполнения, не предпринимало никаких действий по получению такого права, продолжая при этом оказывать услуги по Контракту.
Комиссией Удмуртского УФАС России также принято во внимание то обстоятельство, что в отношении ООО ЧОО "Гарант-Защита" Арбитражным судом Удмуртской Республики были вынесены решения NА71-12368/2022 от 03.10.2022, А71-16267/2022 от 26.12.2022, А71-19269/2022 от 08.02.2023, А71-1385/2023 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Таким образом, на момент заключения Контракта (17.01.2023) Общество заведомо знало о том, что при заключении данного Контракта не будет соответствовать требованиям Заказчика, однако вопреки данным обстоятельствам контракт заключило, что привело к неблагоприятным последствиям в виде ненадлежащего исполнения контракта и его расторжения контракта в одностороннем порядке.
Каких-либо доказательств обратного Общество не предоставило, пояснений относительно обстоятельств настоящего дела не пояснило. Кроме того, в заседании комиссии Общество не приняло участие, дополнительно свою позицию не изложило, какими-либо документами и достаточными доказательствами доводы Заказчика не опровергло.
Комиссия антимонопольного органа считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестном поведении ООО ЧОО "Гарант-Защита", поскольку такое халатное отношение к взятым на себя обязательствам по государственному контракту привело к ненадлежащему исполнению контракта лицом, не обладающим на это правом, поставило под угрозу безопасность учащихся, расходованию бюджетных средств, а Заказчик вынужден проводить Закупку повторно, объективные потребности Заказчика не удовлетворены.
При этом, согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Таким образом, оказание Обществом услуг в нарушении требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, требованиям Заказчика по данной закупке свидетельствуют о ненадлежащем исполнении условий контракта.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При принятии настоящего решения Комиссией Удмуртского УФАС России учитываются следующие обстоятельства:
- между сторонами заключен Контракт, согласно которому Исполнитель должен соответствовать требованиям Заказчика о наличии Лицензии с конкретными видами охранных услуг;
- согласно представленным в материалы дела документам и пояснениям, фактически Исполнитель не обладал правом на оказание вида охранных услуг - обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
- ООО ЧОО "Гарант-Защита" не представило доказательств, опровергающих доводы Заказчика, а также не представило информацию, документы, подтверждающие наличие права на оказание вышеуказанного вида охранных услуг, Общество не обеспечило участие представителей при рассмотрении настоящего дела;
- на момент заключения Контракта (17.01.2023) Общество заведомо знало о том, что при заключении данного контракта не будет соответствовать требованиям Заказчика, что подтверждается судебными решениями Арбитражного суда УР.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО ЧОО "Гарант-Защита" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО ЧОО "Гарант-Защита" (ИНН 0273925365, ОГРН: 1190280010898, КПП: 027301001, Респ. Башкортостан, г. Уфа, ул. Пришкольная, д. 23, директор - Галин Рустем Фаритович) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N зз-56595-2022 "Услуги по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах образования 1-3 категории" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122021865) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО ЧОО "Гарант-Защита" (ИНН 0273925365, ОГРН: 1190280010898, КПП: 027301001) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
20.03.2023 |
22.03.2023 |
31.03.2023 |
8 |
31.03.2023 |
07.04.2023 |
04.04.2023 |
0 |
07.04.2023 |
05.04.2023 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 4 апреля 2023 г. N 018/06/104-270/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2023