Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П.Рудакова,
членов Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С.Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
Министерство науки, образования и молодежи Республики Крым (далее - Заказчик) - Саленко А.М., Малявкина И.С. (по доверенности),
Государственный комитет конкурентной политики Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) - Хованский И.В. (по доверенности),
ООО "ЗЕМЛЯ-ТУР" (далее - Заявитель) - Кимпицкий В.С. (по доверенности),
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика (комиссии Заказчика) при проведении закупки "Услуги по организации отдыха детей и их оздоровления в Республике Крым" (извещение N 0175200000423000196) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, что выразилось в неустановлении предельного значения по опыту.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и пояснил, что порядок рассмотрения оценки заявок на участие в конкурсе по объекту закупки был разработан согласно требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (ред. от 31.10.2022) "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
31.03.2023 на официальном сайте zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение N0175200000423000196 о проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки "Услуги по организации отдыха детей и их оздоровления в Республике Крым".
Дата и время окончания срока подачи заявок 18.04.2023 06:00 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контрактов 68 793 742.08 руб.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Конкурентными способами являются: 1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс); 2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион); 3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 48 Закона о контрактной системе).
Таким образом, Заказчиком выполнены необходимые для организации и проведения конкурса требования закона и нарушений Комиссией не установлено.
Заказчиком установлены следующие критерии оценки с показателями значимости: цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги - 40%; характеристики объекта закупки (наличие декларации экологической безопасности) - 5%; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (общее количество исполненных договоров связанного с предметом контракта) - 55%.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Положение об оценке заявок установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки: а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; б) расходы; в) характеристики объекта закупки; г) квалификация участников закупки. (пункт 3 Положение об оценке заявок).
При проведении аукционов применяется только критерий, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения (пункт 4 Положение об оценке заявок).
Приведенная в документации Заказчика таблица полностью соответствует форму, предусмотренной разделом II приложения N 1 к Положению об оценке заявок.
Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи (часть 5 статьи 32 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Величины критериев также определены Заказчиком в размере предельных согласно разделом III приложения N 1 к Положению об оценке заявок.
Таким образом, Заказчиком установлены критерии оценки и их величины в соответствии с Положение об оценке заявок и не противоречат действующему законодательству.
Пунктом 2 Положения об оценки заявок установлено, что "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок; "значимость критерия оценки" - вес критерия оценки в процентах в совокупности всех критериев оценки, установленных в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке); "шкала оценки" - значения количества баллов, присваиваемых определенным значениям показателя оценки в случае отсутствия между ними функциональной зависимости, а также в случае, если показатель оценки не определяется количественным значением.
Пунктом 8 Положения об оценки заявок предусмотрено, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения: а) применяются детализирующие показатели; б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов; в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Согласно документации Заказчика оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренным подпунктом "б" пункта 20 Положения:
,
где:
Хmax - максимальное значение квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки"; Хi- значение квалификации участников закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки";
Хmin- минимальное значение квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки".
Как определено документацией Заказчика оценка заявки (части заявки) по критерию оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому показателю оценки, умноженного на значимость соответствующего показателя оценки. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Конкурсной документацией предусмотрено, что показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров":
1) предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю (поставка продуктов питания);
2) перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, связанного с предметом контракта (исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, составленные при исполнении такого договора (договоров), последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем вторым настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок). К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Рекомендуемая форма для предоставления участником закупки сведений, предусмотренных настоящим пунктом, приведена в приложении к настоящему разделу.
При этом к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем вторым пункта 2, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
По детализирующему показателю "Показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" Показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Характеристика квалификации участников закупки N1 (Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров)" лучшим является наибольшее значение, предложенное участником закупки (пункт 1.1 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, утвержденного Заказчиком).
Указанный порядок рассмотрения и оценки заявки не противоречит Закона о контрактной системе и Положению об оценки заявок (в частности, соответствует пункту 8 Положения об оценки заявок), а также соответствует требованию обеспечения конкуренции, так как не дискриминирует каких-либо участников в части допуска к участию, либо непосредственного участие в закупке, не предоставляет какой-либо незаконной преференции, либо не создает условий при которых какие-либо субъекты хозяйствования не моги принять участие в закупке.
Исходя из того, что целью конкурса является выявление наилучших условий исполнения контракта, то Заказчик на основе принципа ответственности за результативность обеспечения государственных, муниципальных нужд и эффективность осуществления закупок, предусмотренного статьей 12 Закона о контрактной системе, и соблюдения императивных требований Закона о контрактной в части регламентации критериев и порядка их оценки, а также требований Положения об оценке заявок, может самостоятельно, в установленных пределах, закреплять порядок присвоения баллов и их количество.
Законом или Положением об оценке заявок не установлено каких-либо императивных требований к порядку присвоения баллов и их количеству, что свидетельствует о том, что законодатель предполагал возможность заказчиком самостоятельно урегулировать данный вопрос в разрабатываемой им документации.
В силу презумпций добросовестности и разумности, предусмотренных пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагается, что лицо, которое реализовало наибольшее количество договоров, связанных с предметом контракта, имеет наибольший опыт, а значит это соответствует требованию ответственности и эффективности закупки, которые в силу их социальной значимости (обеспечения питания учебных учреждений) должны быть исполнены своевременно и в полном объеме.
Пунктом 7 статьи 4 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) определено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Разработанный Заказчиком Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не лишает возможности соперничать хозяйствующим субъектам, а также не создает возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В данном случае, установление порядка присваивания баллов за наибольшее количественное значение предоставленных договоров обеспечивает соблюдение баланса интересов участников закупки и заказчика, а также обеспечивает конкурентность при проведении закупки. При наличии порогового значения, достигаемого в результате конкуренции участников, желающих предоставить наибольшее количество договоров, свидетельствующих о квалифицированности участника, преимущество предоставляется участнику закупки, имеющему опыт поставки объема товара сопоставимого характера, что дает уверенность заказчику в надлежащем исполнении контракта этим участником закупки.
При установлении максимального порогового значения, участники закупки, имеющие большой портфель заказов, не получают преимущество перед участниками закупки, имеющими малый портфель заказов, при условии достижения обоими предельно необходимого максимального количественного значения, что обеспечивает равный доступ к закупке ее участников.
Соответственно, само по себе присваивание максимальных баллов по нестоимостному критерии, установленных документацией о закупке, соответствует Правилам оценки заявок и не ограничивает конкуренцию, поскольку участники в этой части находились в равных условиях и каждый из них не лишается возможности предоставить наибольшее количество договоров.
Комиссия приходит к выводу о том, что установление расчета баллов по оценочному критерию, связанного с наличием у участника опыта работ по исполнению договоров, не направлено на ограничение количества участников закупки, а является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2021 N309-ЭС21-19728.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 10 апреля 2023 г. N 082/06/106-266/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2023