Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Рашидханова К.Л. - старшего государственного инспектора Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Карауловской А.К. - помощника руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;ъ
в присутствии представителей:
от общества - Киштеева З.О., Божок А.А.;
рассмотрев материалы дела N065/06/104-226/2022 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении совместного предприятия общества с ограниченной ответственностью "Ваккор"
УСТАНОВИЛА:
03.05.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила информация Департамента имущественных отношений Администрации Корсаковского городского округа (ИНН 6504016434) о включении сведений в отношении совместного предприятия общества с ограниченной ответственностью "Ваккор" (ИНН 6504043928), в том числе в отношении генерального директора Божок Александра Андреевича (ИНН 650402225500) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонними отказами от исполнения контрактов (договоров), по результатам электронных аукционов по объекту: "Приобретение на первичном рынке жилья квартиры в собственность муниципального образования "Корсаковский городской округ" (извещения NN 0161300001120000167, 0161300001120000168, 0161300001120000185, 0161300001120000163, 0161300001120000195, 0161300001120000189, 0161300001120000188, 0161300001120000183, 0161300001120000164, 0161300001120000180, 0161300001120000179, 0161300001120000178, 0161300001120000176, 0161300001120000175, 0161300001120000166, 0161300001120000174, 0161300001120000160, 0161300001120000188, 0161300001120000173, 0161300001120000203, 0161300001120000198, 0161300001120000192, 0161300001120000204, 0161300001120000202, 0161300001120000207, 0161300001120000201, 0161300001120000200, 0161300001120000169, 0161300001120000170, 0161300001120000171, 0161300001120000165, 0161300001120000162, 0161300001120000161, 0161300001120000177, 0161300001120000181, 0161300001120000182, 0161300001120000184, 0161300001120000190, 0161300001120000186, 0161300001120000187, 0161300001120000193, 0161300001120000191, 0161300001120000196, 0161300001120000197, 0161300001120000208, 0161300001120000199, 0161300001120000205, 0161300001120000206) (далее - аукцион).
В представленных сведениях заказчик указывает, что по результатам вышеуказанных закупок между сторонами заключены муниципальные контракты, в соответствии с которым Продавец обязуется передать в собственность Покупателя жилые помещения. Однако обществом в установленные сроки условия по контракту не выполнены. В этой связи, учитывая, что заказчиком не удовлетворена потребность в оказываемой услуге, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем соответственная информация направлена в адрес Сахалинского УФАС России.
Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив, представленные в материалы дела документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок установила следующее.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области рассматривает информацию о включении Общество в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (часть 8 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), в частности: порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении.
В п.п. "а, б" п. 13 разд. III. "Порядок рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении" указанного выше постановления, сказано, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункту 15 раздела III орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Изменение, расторжение контракта регулируется статьей 95 Закона о контрактной системы.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как следует из представленных в материалы дела документов заказчиком 20.03.2023 приняты решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов 20.03.2023 направлено посредством электронной почты и размещено на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с настоящим Контрактом Продавец обязуется передать в собственность Покупателя: жилые помещения (далее - квартиры), которые могут быть созданы Продавцом в будущем, на земельном участке (участках) с кадастровым номером (и) 65:03:0000029:432, площадью 1775,4 кв.м., и 65:03:0000029:433, площадью 1775,4 кв.м
Из пояснений общества следует, что в данном случае стоит отметить и тот факт, что 27.03.2023 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области зарегистрировано право собственности на два объекта незавершенного строительства:
1) кадастровый номер: 65:03:0000029:433, проектируемое назначение: Многоквартирный жилой дом, местонахождение: Российская Федерация, Сахалинская область, Корсаковский городской округ, с. Озерское, ул. Центральная, 32/1, площадь 1775,4 кв.м., степень готовности объекта 90%, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости N 65:03:0000029:433-65/073/2023-1 от 27.03.2023 г. (копия выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости прилагается);
2) кадастровый номер: 65:03:0000029:432, проектируемое назначение: Многоквартирный жилой дом, местонахождение: Российская Федерация, Сахалинская область, Корсаковский городской округ, с. Озерское, ул. Центральная, 32/2, площадь 1775,4 кв.м., степень готовности объекта 80%, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости N 65:03:0000029:432-65/027/2023-1 от 27.03.2023 г. (копия выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости прилагается).
Общество представило доказательства объективной невозможности исполнения принятых на себя обязательств, о принятии всех возможных, своевременных и достаточных мер во избежание нарушений, что свидетельствует о добросовестном исполнении своих обязательств по муниципальным контрактам и об отсутствии у Покупателя оснований для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения муниципальных контрактов в связи с существенным нарушением исполнителем их условий.
У Продавца (СП ООО "Ваккор") отсутствовал противоправный умысел, а все его действия были направлены на реальное исполнение контрактных обязательств, о чем свидетельствуют проявленные обществом заботливость и осмотрительность, какие от него требовались по характеру обязательства, или же разумного стремления к завершению работ по контракту с учетом сроков исполнения таковых, необходимости достижения результатов работ.
Невозможность исполнения возникла в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при участии в закупке и дальнейшем планировании исполнения договора.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что реальной целью электронного(ых) аукциона(ов) являлось заключение именно договора подряда на создание (строительство) квартир, общая площадь которых составит не более 3550,8 кв. м, строительство которых должно быть осуществлено на земельных участках с кадастровыми номером (и) 65:03:0000029:432 и 65:03:0000029:433.
Следовательно, реальной целью проведения аукционов является получение квартир расположенных в двух многоквартирных домах, которые будут построены в том числе, за счет авансирования предусмотренного в контрактах.
Между тем, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе закупка работ по строительству объектов недвижимого имущества осуществляется при соблюдении, в том числе следующих условий:
- размещение утвержденной проектной документации;
- установление дополнительных требований в виде опыта, предусмотренных Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (ред. от 31.10.2022) "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации";
- установление требований о наличии СРО.
Таким образом, на заседании Комиссия установила, что вышеуказанные аукционы проведены с нарушениями требований Закона о контрактной системе. А также представленные обществом доказательства свидетельствуют о принятии всех зависящих от него мер для надлежащего исполнения обязательств по муниципальному контракту, Комиссия приходит к выводу об отсутствии недобросовестности в поведении общества.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 (ред. 02.07.2021) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078.
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Департамента имущественных отношений Администрации Корсаковского городского округа (ИНН 6504016434) о включении сведений в отношении совместного предприятия общества с ограниченной ответственностью "Ваккор" (ИНН 6504043928), в том числе в отношении генерального директора Божок Александра Андреевича (ИНН 650402225500) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонними отказами от исполнения контрактов (договоров), по результатам электронных аукционов по объекту: "Приобретение на первичном рынке жилья квартиры в собственность муниципального образования "Корсаковский городской округ" (извещения NN 0161300001120000167, 0161300001120000168, 0161300001120000185, 0161300001120000163, 0161300001120000195, 0161300001120000189, 0161300001120000188, 0161300001120000183, 0161300001120000164, 0161300001120000180, 0161300001120000179, 0161300001120000178, 0161300001120000176, 0161300001120000175, 0161300001120000166, 0161300001120000174, 0161300001120000160, 0161300001120000188, 0161300001120000173, 0161300001120000203, 0161300001120000198, 0161300001120000192, 0161300001120000204, 0161300001120000202, 0161300001120000207, 0161300001120000201, 0161300001120000200, 0161300001120000169, 0161300001120000170, 0161300001120000171, 0161300001120000165, 0161300001120000162, 0161300001120000161, 0161300001120000177, 0161300001120000181, 0161300001120000182, 0161300001120000184, 0161300001120000190, 0161300001120000186, 0161300001120000187, 0161300001120000193, 0161300001120000191, 0161300001120000196, 0161300001120000197, 0161300001120000208, 0161300001120000199, 0161300001120000205, 0161300001120000206) - в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: К.В. Солонин
Члены Комиссии: К.Л. Рашидханов
А.К. Карауловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 10 апреля 2023 г. N 065/06/104-226/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2023