Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Сороколетов М.С. - член Комиссии, специалист-эксперт,
- Сисева Н.И. - член Комиссии, старший государственный инспектор,
в отсутствии представителя ООО "СК "АвтоСпецТехника", о времени и месте рассмотрения деда, уведомленного, надлежащим образом,
в присутствии:
представителей администрации Новобелянского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области: Яневич А.М. (решение об избрании главы сельского поселения N 9 от 02.11.2020) и Ткаченко И.А. (доверенность б/н от 26.12.2022),
рассмотрев обращение администрации Новобелянского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СК АвтоСпецТехника", в связи с расторжением заказчиком контракта N0131300008522000002 от 04.07.2022 на выполнение работ работы по ремонту автомобильной дороги по ул. Базарная с. Новобелая в Кантемировском муниципальном районе Воронежской области (ИКЗ 223361200158136120100100060014211244), в связи с вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Воронежской области от 22.02.2023 по делу N А14-21469/2022, которым были установлены обстоятельства расторжения заказчиком контракта N0131300008522000002 от 04.07.2022,
у с т а н о в и л а :
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) приняло к рассмотрению администрации Новобелянского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СК АвтоСпецТехника", в связи с расторжением заказчиком контракта N0131300008522000002 от 04.07.2022 на выполнение работ работы по ремонту автомобильной дороги по ул. Базарная с. Новобелая в Кантемировском муниципальном районе Воронежской области (ИКЗ 223361200158136120100100060014211244), в связи с вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Воронежской области от 22.02.2023 по делу N А14-21469/2022, которым были установлены обстоятельства расторжения заказчиком контракта N 0131300008522000002 от 04.07.2022.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
10.06.2022 на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru) опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по ул. Базарная с. Новобелая в Кантемировском муниципальном районе Воронежской области.
Согласно протоколу подведения итогов от 22.06.2022 победителем аукциона признан участник - ООО "СК АвтоСпецТехника".
04.07.2022 между администрацией Новобелянского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области (далее - Заказчик) и ООО "СК АвтоСпецТехника" (далее - Подрядчик) был заключен контракт N0131300008522000002 на выполнение работ работы по ремонту автомобильной дороги по ул. Базарная с. Новобелая в Кантемировском муниципальном районе Воронежской области (ИКЗ 223361200158136120100100060014211244).
В соответствии с условиями контракта, Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту автомобильной дороги по ул. Базарная с. Новобелая в Кантемировском муниципальном районе Воронежской области (далее - выполнить работы, объекты), предусмотренные ведомостью выполняемых работ (приложение N 1 к настоящему муниципальному контракту), сметными расчетами (приложение N 2 к настоящему муниципальному контракту) общей протяженностью 1,0 км, в сроки, предусмотренные настоящим муниципальным контрактом, с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 3 к настоящему муниципальному контракту), а муниципальный заказчик обязуется принять и оплатить их (п.1.1 контракта).
Место выполнения работ: ул. Базарная с. Новобелая от км 0+00 до км 1 +000.
В силу п. 3.1 контракта выполнение работ осуществляется в следующие сроки: начало выполнения работ - со дня заключения настоящего муниципального контракта; срок выполнения работ по "15" ноября 2022 года (включительно).
Работы по настоящему муниципальному контракту должны быть начаты, завершены и производиться в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 3 к муниципальному контракту) (пункт 3.2. контракта).
29.08.2022 заказчик письмом N 97 указал на необходимость начала работ, поскольку фактически проведенные земельные работы по нарезке "корыта" создают неудобства для жителей ул. Базарная.
Письмом исх. N49 от 12.10.2022 подрядчик уведомил заказчика о том, что отпуск щебеночной смеси С5 с карьера добывающий предприятий ОАО 4 Павловск неруд" и ООО "Ростовский щебень" приостановлен на неопределенное время, а карьер ООО "Тихий Дон" планирует осуществлять отпуск товара только после 31.10.2022, работы по муниципальному контракту будут продолжены после 31.10.2022.
Решением от 06.12.2022 Заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения муниципального контракта N0131300008522000002 от 04.07.2022 в связи с нарушением подрядчиком сроков выполнения работ.
06.12.2022 года решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС.
06.12.2022 года решение было получено Подрядчиком.
В соответствии с п. 2 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
На основании п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным. В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика предусмотрена п.11. 3 контракта N0131300008522000002 от 04.07.2022.
В соответствии с п. 11.3 контракта муниципальный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего муниципального контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Судом установлено, что доказательств выполнения и сдачи результата работ по контракту в срок, установленный графиком выполнения строительно -монтажных работ (Приложение N 3 к контракту) и п.3.1 контракта и (15.11.2022), в материалы дела не представлено.
Письмом исх. N 97 от 29.08.2022, Заказчиком указывалось на то, что Подрядчиком были выполнены земельные работы по нарезке "корыта", и на то, что работы по муниципальному контракту еще не начаты.
Подрядчик ссылается на приостановление выполнения работ письмом исх. N49 от 12.10.2022, в котором сообщил Заказчику, что в связи с тем что отпуск щебеночной смеси С5 с карьера добывающих предприятий ОАО Павловск неруд (г. .Павловск) и ООО "Ростовский щебень" (г.Новочеркасск) приостановлен на неопределенное время, а карьер ООО "Тихий дон" (Богучарский р-он, с. Филоново) планирует осуществлять отпуск товара только после 31.10.2022 г., работы по муниципальному контракту N0131300008522000002 от 04 июля 2020 года на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по ул. Базарная с. Новобелая будут продолжены после 31.10.2022 г., следовательно, период с 13.10.2022 по 22.11.2022 (получение указаний заказчика требования исх. N 126 от 21.11.2022) - 41 день не должен быть включен в период просрочки.
По мнению Подрядчика, поскольку срок производства выполнения работ в результате приостановления был продлен, оснований для расторжения контракта в одностороннем порядке не было.
Данный довод не может быть принят Комиссией, как уважительный в силу следующего.
В соответствии со ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок. Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Статьей 719 ГК РФ закреплено право подрядчика не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности не предоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статьи 328 ГК РФ).
Положения статьи 716, статьи 719 ГК РФ предусматривают механизм действий подрядчика на случай возникновения объективных препятствий к выполнению работ, соблюдение которого отвечает, прежде всего, интересам подрядчика. Указанные нормы распределяют риски сторон договора подряда при возможном возникновении неблагоприятных последствий выполненных работ: в случае, если подрядчик, являющийся профессиональным субъектом соответствующей деятельности, предупредит заказчика о возможных неблагоприятных последствиях выполнения работ в соответствии с условиями договора и указаниями заказчика, однако последний будет настаивать на продолжении работ, риск таких последствий относится на заказчика; если предупреждение не сделано, риск результата работ относится на подрядчика.
По смыслу названных правовых норм подрядчик вправе приостановить выполнение работ при таком нарушении заказчика, которое объективно препятствует подрядчику выполнять работу.
В письме Подрядчика N 49 от 12.10.2022 отсутствуют указания на обстоятельства, препятствующие выполнению работ, вызванные действиями заказчика; в названном письме подрядчик лишь, информирует заказчика о том, что не может выполнять работы из-за отсутствия у него необходимого материала, поскольку два карьерных предприятия приостановили работу, а третье начнет работу с 31.10.2022.
Проанализировав положения муниципального контракта, Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что в контракте нет указаний на конкретную организацию, осуществляющую поставку щебеночной смеси для выполнения работ. Доказательств невозможности покупки материалов у иных поставщиков подрядчиком не представлено, таким образом, приостановление работ по данному основанию является необоснованным, не соответствующим положениям статьи 716, статьи 719 ГК РФ.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов (далее - контракт), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 - 2023 годах допускается изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ранее изменялся.
Доказательств обращения подрядчика в установленном законом порядке к Заказчику с предложением о продлении срока исполнения контракта, в связи с невозможностью приобрести необходимый материал, ответчиком не представлено.
Кроме того, согласно ведомости объема работ (Приложение N 1 к муниципальному контракту) в состав работ, выполняемых по муниципальному контракту, до выполнения работ по устройству подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебеночно-песчаная смеси оптимального гранулометрического состава С-5, из щебня природного с пределом прочности на сжатие не менее 98, 1 Мпа (1000 кгс/см2) входят: разработка грунта бульдозерами мощностью 59 (80) кВт (л.с) с перемещением до 10 м, группа грунта 2; уплотнение грунта прицепными катками 25т на пневмоколесной ходу за 6 проходов по одному следу при толщине слоя 30 см; устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований.
Доказательств выполнения данных работ в материалы дела подрядчиком не представлено; доказательств сдачи скрытых работ в соответствии с п.8.3 контракта не представлено.
При этом, судом отмечается, что письмом 29.08.2022 заказчик потребовал приступить к выполнению работ, а об отсутствии возможности закупить щебень подрядчик сообщил только 12.10.2022.
Уважительных причин, обосновывающих невозможность закупки щебня в период с 29.08.2022 по 12.10.2022, подрядчиком не представлено.
Кроме того, даже если принять довод истца о приостановлении работ, то учитывая, что заявленное подрядчиком обстоятельство, препятствующее выполнению работ, не связано с бездействием ответчика, приостановка работ возможна только до даты, указанной истцом в письме N 49 от 12.10.2022, т.е.31.10.2022.
Дальнейшее приостановление работ подрядчика не обосновано.
С учетом указанного, срок окончания выполнения работ мог бы быть продлен до 03.12.2022.
Положения п. 2 ст. 715 ГК РФ дают возможность заказчику в одностороннем порядке отказаться от договора, в случае если подрядчик выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
В письме от 24.11.2022 N 56 подрядчик указывает на возможность выполнения работ только к 27.12.2022, таким образом, материалами дела доказана невозможность выполнения работ подрядчика к установленному сроку, даже с учетом гипотетического приостановления срока выполнения работ.
Документов, подтверждающих намерение добросовестного исполнения условий контракта, Подрядчик не предоставил.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС Росси, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Закона N 44-ФЗ,
р е ш и л а :
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "СК "АСТ", адрес: 394018, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 42, офис 37, ОГРН 1173668043075, ИНН 3664230328, КПП 366401001, дата постановки на учет в налоговом органе 30.11.2020, Директор Махортов Николай Васильевич ИНН 362703991468.
Датой включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СК "АСТ" считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Резолютивная часть решения объявлена: 11.04.2023 года.
В полном объеме решение изготовлено: 14.04.2023 года.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Член Комиссии М.С. Сороколетов
Член Комиссии Н.И. Сисева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 11 апреля 2023 г. N 036/06/104-573/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2023