Резолютивная часть решения оглашена 07.04.2023
В полном объеме решение изготовлено 12.04.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
|
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Сулеймановой О.В. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Медицинская компания Апельсин" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (извещение N 0369200000123000053), при участии в дистанционном режиме:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинский областной клинический противотуберкулезный диспансер" (далее - заказчик) Проскуриной А.И., действующей на основании доверенности N 1 от 03.03.2023,
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинский областной клинический противотуберкулезный диспансер" (далее - заказчик) Пановой И.С., действующей на основании доверенности N 3 от 05.04.2023,
- в отсутствие представителей ООО "Медицинская компания Апельсин" (далее - заявитель, общество), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 03.04.2023 поступила жалоба ООО "Медицинская компания Апельсин" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (извещение N 0369200000123000053) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 17.03.2023 объявил о проведении аукциона путем опубликования на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 496 155,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 28.03.2023 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
В жалобе заявитель указывает на неправомерность действий комиссии по осуществлению закупок в части указания в протоколе подведения итогов аукциона, в качестве основания отклонения заявки ООО "Медицинская компания Апельсин" несоответствие по статье 14 Закона о контрактной системе и применение положений Постановления Правительства от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства от 30 апреля 2020 г. N 617), а не пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Кроме того, заявитель отмечает, что в соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 настоящей статьи, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.
Таким образом, неправомерное отклонение ведет к необоснованным финансовым убыткам, поскольку каждое третье такое отклонение влечет потерю суммы обеспечения заявки.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, на заседании Комиссии пояснили, что в данной закупке не было предусмотрено обеспечения заявки, кроме того, при формировании протокола подведения итогов аукциона комиссией по осуществлению закупок отклонена заявка заявителя по пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, о чем сообщено ООО "Медицинская компания Апельсин" в рамках поступившего от него запроса и приложен соответствующий скриншот с электронной торговой площадки.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Как установлено материалами дела, заказчиком осуществляется закупка перчаток (код 22.19.60.119).
Данные товары включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Информация об установлении предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, содержится в извещении о проведении аукциона.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Согласно материалам дела в аукционе участвовало шесть участников.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 30.03.2023 заявка участника закупки с идентификационным номером 5 признана комиссией по осуществлению закупок соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Заявки с идентификационными номерами 1, 3, 4 отклонены комиссией по осуществлению закупок в связи с несоответствием по статье 14 Закона о контрактной системе, на основании Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
При этом участник закупки в заявке с идентификационным номером 1 предлагает к поставке товар иностранного происхождения: Федеративная Республика Германия; участник закупки с идентификационным номером 3 (ООО "Медицинская компания Апельсин") предлагает к поставке товар иностранного происхождения: Федеративная Республика Германия, Малайзия; участник закупки с идентификационным номером 4 предлагает к поставке товар иностранного происхождения: Малайзия.
Заявки с идентификационными номерами 2, 6 отклонены комиссией по осуществлению закупок в связи с несоответствием по статье 14 Закона о контрактной системе, на основании Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
При этом участники закупки в заявке с идентификационными номерами 2,6 не подтвердили страну происхождения товаров в части предоставления номеров реестровой записи из Реестра промышленной продукции или Евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Таким образом, заявка ООО "Медицинская компания Апельсин" содержит предложение о поставке товара иностранного происхождения.
В данном случае, принятие решения о несоответствии заявки участника требованиям извещения о проведении аукциона осуществляется на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пояснениями заказчика, при формировании протокола подведения итогов определения поставщика посредством функционала электронной торговой площадки в качестве основания отклонения заявки ООО "Медицинская компания Апельсин" был выбран пункт 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, а также в столбце "Комментарий" указана ссылка на статью 14 Закона о контрактной системе и Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, о чем свидетельствует представленный в материалы дела скриншот с электронной площадки "РТС-тендер".
Следовательно, при формировании протокола подведения итогов определения поставщика комиссией по осуществлению закупок указано соответствующее действующему законодательству о контрактной системе основание отклонения заявки ООО "Медицинская компания Апельсин".
При этом, следует отметить, что при публикации в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика информация о выбранном заказчиком основании отклонения заявки участника закупки не указана.
В соответствии с представленным в материалы дела запросом N ТТ6486192, в целях получения разъяснений в части неполного отражения информации, заполненной при формировании протокола подведения итогов определения поставщика заказчик обратился в службу технической поддержки электронной торговой площадки.
Как следует из представленного в материалы дела ответа службы технической поддержки электронной торговой площадки "РТС-тендер" от 05.04.2023 по запросу ТТ6486192, участники в уведомлениях получают информацию о признании заявки не соответствующей требованиям заказчика, а также информацию, которую заказчик указал в поле "Комментарии (обоснование)" при публикации протокола.
Следовательно, в уведомлении с электронной площадки участник закупки получил только ту информацию, которая была указана заказчиком в столбце "Комментарии", что, в свою очередь, послужило причиной обращения участника закупки с жалобой в антимонопольный орган.
Вместе с тем, принимая во внимание, что заказчиком при формировании протокола подведения итогов определения поставщика выбран в качестве основания отклонения заявки заявителя пункт 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС Росси не усматривает в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушения законодательства о контрактной системе в указанной части.
Следует отметить, что указание в протоколе, в качестве основания отклонения заявки участника закупки, пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе не приводит к неблагоприятным последствиям, предусмотренным частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе, а именно к списанию денежных средств, заблокированных на специальном счете участника в размере обеспечения каждой третьей заявки на участие в закупках, в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа, в целях корректного отображения информации, полагает целесообразным при формировании на электронной торговой площадке протокола подведения итогов определения поставщика информацию об основании отклонения участника закупки в соответствии положениями, предусмотренными частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, указывать в столбце "Комментарии".
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Медицинская компания Апельсин" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку перчаток (извещение N 0369200000123000053) необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.В. Кулезнева
О.В. Сулейманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 апреля 2023 г. N 074/06/100-821/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2023