Резолютивная часть решения оглашена 11 апреля 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 14 апреля 2023 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Империал" (далее - заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона N58738-2023-ЭА-619 Ремонт ограждения (извещение N 0169300000323000643) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Муниципального общеобразовательного учреждения "Гимназия N 18" (далее - Учреждение, Заказчик): Дегтяревой Е.В., действующей на основании распоряжения Администрации г. Магнитогорска N 123-к от 08.04.2008; Филипповой И.А., действующей на основании доверенности N 17 от 10.04.2023; Панкратовой И.А.., действующей на основании доверенности N 19 от 10.04.2023;
- представителей Администрации города Магнитогорска (далее - Уполномоченный орган): Владимировой О.В., действующей на основании доверенности N АГ-02/1372 от 07.03.2023; Гаршиной Э.Х., действующей на основании доверенности N АГ-02/6748 от 07.10.2022;
- в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств и заявлений не представлено,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Империал" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона N58738-2023-ЭА-619 Ремонт ограждения (извещение N 0169300000323000643) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 21.03.2023 в 09:23.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 027 206,20 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 29.03.2023 08:00.
В соответствии с протоколом подведения итогов N 0169300000323000643 от 30.03.2023 победителем аукциона признан участник с идентификационным номером закупки 113867785, с предложением о цене контракта 4 919 296,88 рублей.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
По мнению Заявителя, Обществом в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ по капитальному ремонту зданий, сооружений, предусмотренного пунктом 10 Дополнительных требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление N 2571), представлен контракт, предметом которого является выполнение работ по сооружению капитальных строений - теневых навесов, конструкция которых полностью соответствует определению капитального строения, что подтверждается актом выполненных работ, в котором указаны такие виды работ как фундаменты, и кирпичная стена, крыша, полы и так далее.
Таким образом, Заявитель считает неправомерным решение комиссии по осуществлению закупок (далее - аукционная комиссия) о признании несоответствующим извещению об осуществлении закупки представленного опыта выполнения работ, ввиду того, что теневые объекты не являются объектами капитального строительства.
Заказчик представил письменные возражения по доводам жалобы, в которых указал следующее.
Согласно п. 45 Инструкции по применению Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания, является частью этого здания, составляют вместе с ним один инвентарный объект.
Ограждения (в частности забор) входят в состав объекта капитального строительства - школы. Кроме того, ограждение прочно связано с землей и не может быть перемещено либо демонтировано и вновь собрано без несоразмерного ущерба его назначению и без изменения его основных характеристик.
Само по себе отдельно ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота. Ограждение выполняет охранную (антитеррористическую) и обслуживающую функцию по отношению к определенному земельному участку и находящимся на нем зданиям и сооружениям.
С учетом изложенного, установление дополнительных требований, предусмотренных позицией 10 Приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571 соответствует объекту закупки.
На участие в электронном аукционе подано 4 заявки. В ходе рассмотрения заявок выяснилось, что участник закупки ООО "ИМПЕРИАЛ" в составе информации и документов приложил в подтверждение соответствия дополнительным требованиям, реестровый номер контракта 3744603229920000012 и акт выполненных работ к данному контракту N УТН-2020 от 15.05.2020 г. на "Устройство теневых навесов".
По мнению Заказчика, в соответствии с положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ): некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) (подпункт 10.2 статьи 1 ГрК РФ).
В подпункте 3 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации навесы охарактеризованы как временные или вспомогательные сооружения, на устройство навеса не требуется получение разрешения на строительство (п. 2 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).
Исходя из акта выполненных работ, приложенного ООО "ИМПЕРИАЛ" в качестве исполнения контракта N УТН-2020 от 15.05.2020 г., теневые навесы не имеют прочной связи с землей (имеют малозаглубленный фундамент, который заглубляется в грунт не больше чем на 70 сантиметров), они не подключены к инженерно-техническим сетям, поэтому они являются некапитальным сооружением, предназначенным для временного пребывания детей.
Заказчик отмечает, что согласно разъяснениям Минфина России (Письмо от 4 октября 2019 г. N 02-05-11/76518) создание (строительство) некапитальных строений, сооружений отражаются по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг". Из сведений, размещенных в ЕИС, в отношении контракта N УТН-2020 от 15.05.2020 (реестровый номер 3744603229920000012) на "Устройство теневых навесов", в разделе "Платежи и объекты закупки" можно увидеть, что отражен именно данный код вида расходов - 244.
Также Заказчик отмечает, что в составе извещению о проведении электронного аукциона N 0169300000320000603 на Устройство теневых навесов размещено заключение Управления капитального строительства г. Магнитогорска, в котором указан вид работ: Строительство объектов некапитального строительства.
Следовательно, по мнению Заказчика, навесы не являются объектами капитального строительства.
Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.
Уполномоченный орган представил письменные пояснения, в которых поддержал позицию Заказчика, доводы жалобы Заявителя Уполномоченный орган считает необоснованными.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Из указанного следует, что в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям, с учетом специфики объекта закупки в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 и подпунктом "н" пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Дополнительных требований подтверждением наличия опыта по выполнению работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), является наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Согласно абзацу 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 позиции 6 - 13, 17 и 18 Дополнительных требований применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Пунктом 14.2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Описанием объекта закупки (Приложение N 2 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено, что предмет контракта является проведение капитального ремонта ограждения, что подтверждается, в том числе, письмом о согласовании смет N РТЦ-02-02/004 от 10.01.2023 МКУ "Управление капитального строительства" г. Магнитогорска, в соответствии с которым видом выполняемых работ по контракту является капитальный ремонт.
В силу положений Технического регламента о безопасности зданий и сооружений к сооружениям относятся только те объекты, которые обладают совокупностью признаков, в том числе наличие несущих конструкций сооружения, а также наличие функционального назначения (для осуществления производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов).
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 г. N 1160/13 ограждение является объектом капитального строительства вспомогательного назначения.
С учетом изложенного в извещении об осуществлении закупки предусмотрены Дополнительные требования, предусмотренные пунктом 10 Приложения к Постановлению N 2571, предусматривающие подтверждение опыта выполнения работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Заявителем, в качестве документов, подтверждающих наличие опыта, предусмотренного пунктом 10 Дополнительных требований, представлен контракт N УТН-2020 от 15.05.2020 (реестровый номер 3744603229920000012) на "Устройство теневых навесов", заключенный по результатам закупки, извещение N 0169300000320000603.
В силу подпункта 10.2 статьи 1 ГрК РФ навесы и другие подобные строения, сооружения отнесены к некапитальным строениям.
В составе извещения об осуществлении закупки N 0169300000320000603 размещено заключение Управления капитального строительства г. Магнитогорска N СМ-02-02/231 от 31.03.2020, в котором указан вид работ: "Строительство объектов некапитального строительства".
Кроме того, Заказчиком при подготовке документов по настоящему делу сделан запрос в Саморегулируемую организацию, основанную на членстве лиц, осуществляющих строительство (СРО-С-030-24082009) "Союз строительных компаний Урала и Сибири", о возможности отнесения навеса, строительство которого являлось объектом закупки по контракту N УТН-2020 от 15.05.2020, к объектам капитального строительства.
В соответствии с письмом N 01/309/0288 от 10.04.2023 указанной Специализированной организации данный навес имеет признаки некапитального сооружения, а не объекта капитального строительства.
Доказательства того, что навес, являющийся результатом выполнения работ по представленному Обществом контракту, является объектом капитального строительства, Заявителем ни в составе жалобы, ни на заседании Комиссии не представлены.
С учетом изложенного, Комиссия антимонопольного органа не усматривает нарушений в действиях аукционной комиссии по признанию представленного участником опыта выполнения работ несоответствующим пункту 10 Дополнительных требований.
Доводы жалобы Заявителя не находят своего подтверждения, не обоснованы.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Империал" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона N58738-2023-ЭА-619 Ремонт ограждения (извещение N 0169300000323000643) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 апреля 2023 г. N 074/06/106-842/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2023