Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Гиниятуллиной Л.Р. - главного специалиста-эксперта, |
|
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителей заказчика - ГБУ "Современные энергосберегающие технологии и инженерные коммуникации" - Мухаметшиной Е.Г. (доверенность NСЭТИК-23.3 от 27.02.2023 г.), Локмановой А.А. (доверенность NСЭТИК-23.4 от 27.02.2023 г.), в отсутствии заявителя ИП Тожибаева Захиджона Пазилжоновича или представителя по доверенности, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещенном надлежащим образом, рассмотрев жалобу заявителя ИП Тожибаева З.П. (вх. N3458/ж от 05.04.2023 г. (в ЕИС от 04.04.2023 г.)) на действия заказчика ГБУ "Современные энергосберегающие технологии и инженерные коммуникации" при проведении закупок N0311500001023000021 на предмет: "Восстановление уличного освещения в населенных пунктах Республики Татарстан в 2023 г.",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0311500001023000021 размещено на официальном сайте Российской Федерации http://etp.zakazrf.ru 20.03.2023 г.
Начальная (максимальная) цена закупки - 19 089 113,00 руб.
По мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства, а именно заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 11 раздела 2 приложения к постановлению Правительства N2571 от 29.12.2021 г.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные и устные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, и позиции заказчика, изучения извещения открытого конкурса приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупок согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В извещении о проведении открытого конкурса заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки на основании позиции 11 раздела II Приложения к Постановлению Правительства N 2571, а именно: Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги; 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Согласно позиции заявителя исходя из положений Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требований ГОСТ Р 52765-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации, Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация", ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" заказчику, надлежало установить дополнительные требования в соответствии с позицией 17 раздела 3 приложения к ПП РФ N 2571 - Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, поскольку, по мнению заявителя, уличное освещение является элементом обустройства автомобильных дорог.
В ходе рассмотрения жалобы заказчик пояснил, что вопросы благоустройства, в том числе освещение улиц, относится к вопросам местного значения в соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и выполняются за счет средств местных бюджетов, за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Кабинета министров Республики Татарстан от 23.11.2022 г. N 2598-р ГБУ "Современные энергосберегающие технологии и инженерные коммуникации" определено Заказчиком и Застройщиком объектов по государственной программе восстановление уличного освещения в населенных пунктах Республики Татарстан, бюджетные средства на программу выделены по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство", подраздел "Коммунальное хозяйство".
Программа предполагает восстановление освещения пешеходных тротуаров, парков, велосипедных дорожек, остановок общественного транспорта и улиц в населенных пунктах.
В соответствии с извещением и проектом контракта объектом закупки N0311500001023000021 является восстановление уличного освещения в муниципальных районах Республики Татарстан, что включает в себя капитальный ремонт уличного освещения с заменой светодиодных светильников и СИП на существующих объектах, находящихся в собственности исполнительных комитетов муниципальных образований. Указанные объекты находятся на балансе муниципальных образований как "сети уличного освещения", что подтверждает, что объекты закупки не относятся к элементам обустройства автомобильной дороги.
Использование уличного освещения регулируется СНиП 23-05-95, согласно которому:
- для освещения магистралей, кольцевых и других крупных автодорог мощность лампы, устанавливаемой в фонарь должна составлять 250 - 400 Ватт;
- для освещения второстепенных дорог должны использоваться лампы мощностью 70-250 Ватт;
-для освещения пешеходных тротуаров, парков, лесов, велосипедных дорожек и остановок общественного транспорта должны использоваться лампы мощностью 40-125 Ватт.
При этом, согласно описанию объекта закупки N0311500001023000021 заказчиком указано, что устанавливаемые светильники должны иметь потребляемую мощность не более 60 Вт в соответствии со СНиП 23-05-95, что также подтверждает, что выполнение работ по данной закупке не относится к капитальному ремонту автомобильных дорог.
Таким образом, проанализировав извещение N0311500001023000021, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о правомерном установлении заказчиком дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 11 раздела 2 приложения к постановлению Правительства N2571 от 29.12.2021 г.
Довод заявителя признан необоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Татарстанского УФАС России выявлены следующие нарушения.
1. Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдени яуказанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 г. N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
В соответствии с пунктом 1 описания объекта закупки (приложение 2) заказчиком установлены технические характеристики необходимого к поставке светильника в рамках проведения работ по восстановлению уличного освещения г. Казани Республики Татарстан.
Вместе с тем, позиция 27.40.39 "Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки" подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. N616, которое заказчиком не установлено.
Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в не установлении в извещении о проведении закупки запрета согласно Постановлению Правительства N 616, нарушают требования части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В силу пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
Согласно пунктам 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, проект контракта.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что заказчиком в описании объекта закупки, смете и проекте контракта не указаны адреса (название улиц, населенных пунктов и тд.) места выполнения работ (восстановление уличного освещения). Данная информация заказчиком представлена в обобщенном формате (Аксубаевский район, Актанышский район, Агрызский район_ г. Казань и тд).
Таким образом, заказчиком нарушены требования части 8 статьи 33, части 1 статьи 34, пункта 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ИП Тожибаева З.П. (вх. N3458/ж от 05.04.2023 г. (в ЕИС от 04.04.2023 г.)) на действия заказчика ГБУ "Современные энергосберегающие технологии и инженерные коммуникации" при проведении закупок N0311500001023000021 на предмет: "Восстановление уличного освещения в населенных пунктах Республики Татарстан в 2023 г." необоснованной.
2. Признать заказчика ГБУ "Современные энергосберегающие технологии и инженерные коммуникации" нарушившим требования части 3 статьи 14, части 8 статьи 33, части 1 статьи 34, пунктов 7, 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ГБУ "Современные энергосберегающие технологии и инженерные коммуникации" предписание об устранении нарушений действующего законодательства о контрактной системе.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии |
Л.Р. Гиниятуллина
Л.А. Акперова |
|
|
Исп.: Гиниятуллина Лейсан Рустамовна
Тел. (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 11 апреля 2023 г. N 016/06/14-482/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2023