Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителя заявителя - Общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Стройторгсервис" - Долженко Ивана Николаевича (доверенность N01 от 05.04.2023 года), в присутствии представителя заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Астрахань) - Авдеевой Татьяны Геннадьевны (доверенность N55 от 03.11.2022 года), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Стройторгсервис" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Астрахань) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на проведение испытаний и измерений внутриплощадочных сетей электроснабжения и периодических испытаний электротехнического оборудования в ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава Российской Федерации (г. Астрахань) (номер извещения 0325100016023000124), на основании ст. 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 30.03.2023 поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Стройторгсервис" (далее также - ООО ПТФ "Стройторгсервис", Заявитель) на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Астрахань) (далее также - ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава Российской Федерации (г. Астрахань), Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на проведение испытаний и измерений внутриплощадочных сетей электроснабжения и периодических испытаний электротехнического оборудования в ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава Российской Федерации (г. Астрахань) (номер извещения 0325100016023000124) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя, Заказчиком допущено нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено Управлением на 05.04.2023 в 11 часов 00 минут по местному времени контролирующего органа по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, каб. 505.
Представитель Заявителя принял личное участие в рассмотрении жалобы.
Представитель Заказчика принял участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссия приняла решение объявить перерыв: с 05.04.2023 на 06.04.2023 на 09 часов 00 минут по местному времени контролирующего органа.
Представитель Заявителя принял личное участие в рассмотрении жалобы.
Представитель Заказчика принял участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
23.03.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на проведение испытаний и измерений внутриплощадочных сетей электроснабжения и периодических испытаний электротехнического оборудования в ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава Российской Федерации (г. Астрахань) (номер извещения 0325100016023000124) (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 966 439,00 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В файле N2 "Описание объекта закупки" (Приложение N3 к Извещению) установлена "периодичность по видам работ согласно расчету затрат на проведение испытаний и измерений внутриплощадочных сетей электроснабжения и периодических испытаний электротехнического оборудования (далее - расчет затрат), согласно нормативным документам", а именно:
Таблица N 2
N п/п |
Вид испытания в соответствии с нормативной документацией |
Периодичность испытаний |
Номера п/п расчета затрат |
Количество (испытаний измерений) |
Наименование видов испытаний в приложениях к Свидетельству о регистрации электролаборатории участника аукциона с правом выполнения испытаний и измерений** |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Испытание сопротивления изоляции (ГОСТ Р 50571.16-2019 п.п.6.4.3.3) |
1 раз в год |
15; 17 |
33 |
"Измерение сопротивления изоляции" * (предусмотрены испытания сопротивления изоляции, кабельных линий и электродвигателей) |
2 |
Испытание непрерывности защитных проводников (ГОСТ Р 50571.16-2019 п.п.6.4.3.2.а) |
1 раз в год |
16; 18 |
48 |
"Проверка наличия цепи между заземлителем и заземленными элементами" * |
3 |
Испытания, в том числе: |
|
20 |
21750 |
|
3.1 |
Испытание непрерывности защитных проводников (ГОСТ P 50571.16-2019 п.п.6.4.3.2.а) |
1 раз в год |
20 |
582 |
"Проверка наличия цепи между заземлителем и заземленными элементами" * |
3.2 |
Исправность заземляющих проводников операционных блоков и палат реанимации. (РТМ 42-2-4-80 п.п.4.4) |
1 раз в месяц |
20 |
21168 |
"Проверка наличия цепи между заземлителем и заземленными элементами" * |
4. |
Испытания, в том числе: |
|
21 |
2375 |
|
4.1 |
Испытание сопротивления изоляции (ГОСТ Р 50571.16-2019 п.п.6.4.3.3) |
1 раз в год |
21 |
2003 |
"Измерение сопротивления изоляции": предусмотрены испытания сопротивления изоляции, кабельных линий и электродвигателей* |
4.2 |
Электропроводность антистатического пола (РТМ 42-2-4-80 п.п.4.3) |
1 раз в 3 месяца |
21 |
372 |
"Электропроводность антистатического пола" или "Измерение сопротивления изоляции пола и стен" ** |
5 |
Проверка отключения УЗО по дифференциальному току (ГОСТ 50571.28-2006 п.п.710.62.h) |
1 раз в год |
22, 23 |
317 |
"Проверка устройств защитного отключения" или "Проверка УЗО" ** |
6 |
Сопротивление заземляющего устройства (РТМ 42-2-4-80 п.п.4.6) |
1 раз в год |
3-6, 24 |
16 |
"Измерение сопротивления заземляющих устройств" * |
7 |
Испытание непрерывности токоведущих проводников операционных блоков и палат реанимации (ГОСТ P 50571.16-2019 п.п.6.4.3.2.с) |
1 раз в год |
25 |
682 |
"Проверка на непрерывность токоведущих проводников" или "Проверка наличия цепи между заземлителем и заземленными элементами" ** |
8 |
Проверка систем переключения на аварийное электроснабжение (АВР) (ГОСТ 50571.28-2006 п.п.710.62.а) |
1 раз в год |
26-35 |
42 |
"Проверка систем АВР" или "Проверка релейной защиты" или "Проверка РЗА" ** |
9 |
Испытание объектов, использующих двигатели внутреннего сгорания ("нагрузочные испытания") мощностями от 50 %до 100 % от номинальной (ГОСТ 50571.28-2006 п.п.710.62.f) |
1 раз в год |
7 |
2 |
"Испытание синхронных генераторов под нагрузкой до 1000В" * |
10 |
Испытание сопротивления ограничителя перенапряжения 10 кВ (РД 34.45-51.300-97 глава 21) |
1 раз в год |
1 |
60 |
Проверка сопротивления изоляции ограничителя перенапряжения 10 кВ* |
11 |
Замер показателей качества электрической энергии (ПТЭЭП п.п.9и) |
1 раза в год |
2 |
8 |
"Замер показателей качества электрической энергии" или "Измерение параметров качества электрической энергии" ** |
Вместе с тем, Заявитель считает, что Заказчиком в сноске к таблице N2 файла "Описание объекта закупки" (Приложение N3 к Извещению) установлено незаконное требование к участнику закупки, а именно:
"* - В соответствии с пунктом 1 Информационного письма Минэнерго РФ от 13.03.2001 N 32-01-04/55 "Об Инструкции о порядке допуска в эксплуатацию электроустановок для производства испытаний (измерений) - электролабораторий" утвержденное Руководителем Госэнергонадзора Минэнерго России 13 марта 2001 года: "Программы и методики проведения испытаний (измерений) согласовываются с органами государственного энергетического надзора", заказчик оставляет за собой право требовать от исполнителя подтверждения (органами государственного энергетического надзора) права проведения требуемых измерений (испытаний) указанных в нормативных документах и государственных стандартах".
Представитель Заказчика пояснил, что данное требование устанавливается в связи с тем, что программы и методики проведения испытаний (измерений) являются неотъемлемой частью свидетельства о регистрации электролаборатории.
Комиссия Управления считает доводы Заявителя обоснованными.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчик в Извещении и в файле "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" (Приложение N4 к Извещению) установил, что участники закупки предоставляют в составе заявки на участие в закупке "копию свидетельства о регистрации электролаборатории (перечень разрешенных видов испытаний и (или) измерений - в соответствии с Приложением N3 к извещению "Описание объекта закупки".
Пунктом 39.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 15.12.2020 N903н, зарегистрированным Минюстом России 30.12.2020, рег. N61957 (далее - Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок), установлено, что к проведению испытаний электрооборудования допускаются работники, прошедшие специальную подготовку и проверку знаний и требований, содержащихся в настоящем подразделе, комиссией, в состав которой включаются специалисты по испытаниям оборудования, имеющие группу V по электробезопасности - в электроустановках напряжением выше 1000 В и группу IV по электробезопасности - в электроустановках напряжением до 1000 В.
Право на проведение испытаний подтверждается записью в поле "Свидетельство на право проведения специальных работ" удостоверения о проверке знаний правил работы в электроустановках.
Испытательные установки (электролаборатории) должны быть зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем федеральный государственный энергетический надзор.
В соответствии с пунктом 1 Информационного письма Минэнерго РФ от 13.03.2001 N32-01-04/55 "Об Инструкции о порядке допуска в эксплуатацию электроустановок для производства испытаний (измерений) - электролабораторий", утвержденного руководителем Госэнергонадзора Минэнерго России 13 марта 2001 года (далее - Инструкция о порядке допуска в эксплуатацию электроустановок для производства испытаний (измерений) - электролабораторий), до ввода электролаборатории в эксплуатацию разрабатывается положение, определяющее порядок и область использования электролаборатории, программы и методики проведения испытаний (измерений) электрооборудования, электроустановок и средств защиты. Указанные документы утверждаются руководителем организации (техническим директором).
Электролаборатории зарубежных фирм должны иметь утвержденные руководством фирмы программы и методики проведения испытаний и измерений (в том числе протоколы испытаний и измерений), оформленные на русском языке.
Программы и методики проведения испытаний (измерений) согласовываются с органами государственного энергетического надзора.
Согласно пункту 2 Инструкции о порядке допуска в эксплуатацию электроустановок для производства испытаний (измерений) - электролабораторий допуск в эксплуатацию электроустановок для производства испытаний (измерений) - электролабораторий производится органами государственного энергетического надзора после ее осмотра, на основании акта комиссии, назначаемой этим органом, и оформляется путем регистрации электролаборатории в журнале регистрации допуска в эксплуатацию электролабораторий, с выдачей свидетельства о регистрации.
Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N00-06-05/148 от 14.02.2022 года (далее - письмо Ростехнадзора) сообщается, что "порядок регистрации электролабораторий нормативными правовыми актами в электроэнергетике не определен. До издания нормативного правового акта, определяющего порядок работы территориальных органов Ростехнадзора при регистрации электролабораторий, целесообразно руководствоваться Инструкцией о порядке допуска в эксплуатацию электроустановок для производства испытаний (измерений) - электролабораторий, утвержденной руководителем Госэнергонадзора Минэнерго России Б.П. Варнавским 13 марта 2001 года. (письмо Минэнерго России от 13.03.2001 г. N32-01-04/55).
При этом вышеуказанная Инструкция о порядке допуска в эксплуатацию электроустановок для производства испытаний (измерений) - электролабораторий (далее - Инструкция) не является нормативным правовым актом и может применяться в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации_
Кроме того, руководствуясь Инструкцией, следует учитывать, что полномочиями по согласованию программ и методик проведения испытаний (измерений), определению обязательных видов испытаний для владельцев электротехнических лабораторий органы Ростехнадзора не наделены.
Также просим принять во внимание, что оформляемое территориальными органами Ростехнадзора свидетельство о регистрации электролаборатории не является разрешительным документом и лишь подтверждает регистрацию соответствующей электролаборатории в соответствии с требованиями Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 15.12.2020 N903н, зарегистрированным Минюстом России 30.12.2020, рег. N61957".
Таким образом, программы и методики проведения испытаний (измерений) не являются неотъемлемой частью свидетельства о регистрации электролаборатории и не является разрешительными документами, а разрабатываются организацией до ввода электролаборатории в эксплуатацию.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, в файле "Описание объекта закупки" (Приложение N3 к Извещению) и в файле "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" (Приложение N4 к Извещению) содержится противоречивая информация в части предоставления участниками закупки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям Извещения, что в свою очередь является нарушением части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, и образует состав административного правонарушения по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что допущенное Заказчиком нарушение не являлось основанием для отклонения заявок участников закупки, Комиссия считает нецелесообразно выдавать предписание.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ПТФ "Стройторгсервис" на действия ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава Российской Федерации (г. Астрахань) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на проведение испытаний и измерений внутриплощадочных сетей электроснабжения и периодических испытаний электротехнического оборудования в ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава Российской Федерации (г. Астрахань) (номер извещения 0325100016023000124) обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на проведение испытаний и измерений внутриплощадочных сетей электроснабжения и периодических испытаний электротехнического оборудования в ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава Российской Федерации (г. Астрахань) (номер извещения 0325100016023000124).
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: И.В. Русскина
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 6 апреля 2023 г. N 030/06/42-362/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2023