Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А. М. Крылова,
главный специалист - эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС Т.В. Бачинская;
при участии представителей:
Заявитель - ГБУ РК "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Заказчик, Заявитель) - Дидук Е.Н. (по доверенности),
Ответчик - ООО "АГРО РИТЕЙЛ" (далее - Ответчик) - Летунов В.А. (по доверенности);
рассмотрев обращение Заявителя (вх. N2452 от 11.04.2023) о включении информации об ООО "АГРО РИТЕЙЛ" (ИНН: 2311321508, юридический адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Совхозная, д. 20, помещение 87, 350062) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине: уклонение Ответчика от заключения контракта по итогам закупки "Оказание услуг по ландшафтному дизайну (озеленению) территории ГБУ РК "МФЦ"" (извещение N 0375200030023000065), (далее - Закупка), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), на основании п. 13 Правил, пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступило обращение Заявителя о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об ООО "АГРО РИТЕЙЛ" ввиду уклонения от заключения Контракта.
В результате рассмотрения обращения, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Ответчиком, Комиссия установила следующее.
Согласно извещению о проведении Электронного аукциона, протоколам, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- начальная (максимальная) цена контракта - 521 762,27 руб.;
- извещение размещено - 23.03.2023 г..
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.03.2023 NИЭА1 ООО "АГРО РИТЕЙЛ" (ИНЗ 232) признано победителем электронного аукциона с ценовым предложением 308 457,26 руб.
Согласно журналу событий заключения контракта из Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС):
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 данной статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в случаях, предусмотренных данным пунктом;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном п. 1 ч. 17.2 ст. 95 данного Федерального закона.Комиссией Крымского УФАС России установлено, что 31.03.2023 в 16:51 Заказчиком на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещен на подписание проект контракта для ООО "АГРО РИТЕЙЛ".
На основании части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Регламентированный срок подписания проекта контракта со стороны Ответчика определен оператором электронной торговой площадки 07.04.2023 г. (23:59).
В вышеуказанный срок ООО "АГРО РИТЕЙЛ" не подписан проект контракта.
На основании изложенного Заказчиком был составлен и размещен в единой информационной системе протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, с указанием факта, являющегося основанием для признания Ответчика уклонившимся от заключения контракта.
На заседании Комиссии Крымского УФАС России по рассмотрению обращения Заявителя представитель Ответчика пояснил, что умысел на уклонение от заключения Контракта в действиях Общества отсутствовал. Также Ответчик предоставил пояснения следующего содержания: "Так как, предельным сроком подписания контракта являлось 07.04.2023 года, а банковская гарантия Ответчиком была получена лишь 5.04.2023 года (копии БГ представлены на заседании комиссии УФАС 14.04.2023 г.), то возможность подписания контракта с приложением необходимых документов находилась в пределах дат от 06.04.2023 года по 07.04.2023 года (08.04.2023 г.-09.04.2023 г. не рабочие дни).
Юридическим адресом ООО "АГРО РИТЕЙЛ", является помещение 87, расположенное в доме N 20 по ул. Совхозной города Краснодар, Краснодарского края, в то время как фактическим, и адресом местонахождения ООО "АГРО РИТЕЙЛ", является 299053, Севастополь, Фиолентовское шоссе, , что подтверждается договором аренды (приложение 1), а в указанный период дат по данному адресу услуга доступа к сети интернет отсутствовала и не могла быть оказана по причине повреждения оптоволоконного кабеля и коммутационного бокса, о чем свидетельствует информационное сообщение от оператора связи исх. N 17 от 10.04.2023 года (приложение 2). Воспользоваться иным источником интернет соединения, в другом месте и на другом аппаратном средстве, так же не представлялось возможным, так как в целях исполнения требований "Инструкции об организации и безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну", утвержденной приказом ФАПСИ от 13 июня 2001 г. N 152, генеральным директором ООО "АГРО РИТЕЙЛ" 30 ноября 2022 года был издан приказ N1-СКЗИ (приложение 3), который на прямую запрещает использовать СКЗИ за пределами офиса и на других аппаратных средствах.
Таким образом, ООО "АГРО РИТЕЙЛ" имея намерение заключить и исполнить контракт, исчерпав все возможные правовые средства в виду объективных причин не выполнило обязанность в подписании контракта в регламентированный срок, но сообщило представителю Заказчика о произошедшем в телефонном режиме 10.04.2023 года, однако Заказчиком принято решение о признании участника уклонившимся от заключения контракта. Действия Ответчика, и наличие независимой банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта не свидетельствуют о наличии у Ответчика умысла на уклонение от заключения контракта".
Исходя из устных и письменных пояснений Отвечика, а также представленных документов, комиссией установлено, что Ответчиком 05.04.2023 г. получена независимая гарантия N895363, выданная АО Коммерческий банк "Модульбанк".
В связи с тем, что контракт был размещен на подпись Заказчиком в ЕИС 31.03.2023 г., а независимая гарантия получена Ответчиком 05.04.2023 г, то у ООО "АГРО РИТЕЙЛ" оставалось два дня (до 07.04.2023 г.) для подписания контракта.
Однако Ответчиком предоставлено информационное письмо (исх.N17 от 10.04.2023 г.) от оператора связи ИП Калиновского Д.А., согласно которому по адресу г. Севастополь, ул. Фиолентовское шоссе , корп.А, оф.319 в период с 06.04.2023 г. по 08.04.2023 г. услуга доступа к сети Интернет отсутствовала и не могла быть оказана по причине повреждения оптоволоконного кабеля и коммутационного бокса. Указанный в письме адрес - г. Севастополь, ул. Фиолентовское шоссе , корп.А, оф.319 является фактическим местонахождением ООО "АГРО РИТЕЙЛ", что подтверждается договором аренды NАП0000892 от 22.12.2021 г., заключенным между ИП Лисицыной О.Н. и ООО "АГРО РИТЕЙЛ". Договор аренды также представлен Ответчиком к заседанию комиссии рассматриваемого дела.
Учитывая то, что на месте фактического местонахождения Ответчика отсутствовал доступ к Интернету, Комиссия установила, что ООО "АГРО РИТЕЙЛ" не имел возможности подписать контракт с использованием электронной цифровой подписи, в том числе и на другом аппаратном средстве по другим адресам, так как 30.11.2022 г. генеральным директором Ответчика был издан Приказ N1-СКЗИ о запрете на использование средств криптографической защиты информации за пределами офиса и на других аппаратных средствах. Копия вышеуказанного приказа представлена Ответчиком в материалх рассматриваемого дела.
Необходимо отметить, что Заказчик на заседании Комиссии на включении в Реестр недобросовестных поставщиков ООО "АГРО РИТЕЙЛ" не настаивал.
Комиссия Крымского УФАС России отмечает, что термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Сам по себе факт не подписания Ответчиком контракта не является самостоятельным и достаточным основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков. Комиссия Крымского УФАС России полагает, что для решения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, учитывая все обстоятельства дела.
Указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что в действиях Поставщика, не подписавшего в установленный срок проект контракта, отсутствовали признаки злостного умышленного поведения, направленные на неисполнение им, как участником закупки, своих обязанностей по подписанию и исполнению контракта. Кроме того, Ответчиком была получена независимая гарантия для предоставления обеспечения Заказчику с целью заключения контракта. Таким образом, поставщиком предприняты все возможные меры.
В соответствии с п.п. б п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 антимонопольный орган принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если выявлено, что участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков используется на практике как правовой институт защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
По мнению Комиссии, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия принимает во внимание устные и письменные возражения Ответчика, а также осуществленные действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, а именно: получение банковской гарантии, попытки сообщить Заказчику в телефонном режиме о наступивших препятствиях для заключения контракта.
Кроме того, Комиссия Крымского УФАС России принимает во внимание положительный опыт исполнения государственных и муниципальных Контрактов, сведения о которых также содержатся в ЕИС.
Доказательств, однозначно свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "АГРО РИТЕЙЛ" в материалах дела отсутствуют. В рассматриваемом случае умышленное уклонение ООО "АГРО РИТЕЙЛ" от заключения контракта не установлено.
Учитывая вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 96, 104 Закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об Ответчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии А.М. Крылова
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 18 апреля 2023 г. N 082/06/104-295/2023-РНП
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2023