Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Григорович Л.И. (далее - Заявитель) на действия Сахалинского областного суда (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение арочного металлодетектора для нужд Заказчика (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0161100001823000012) (далее - Извещение, Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013
N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в описании объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) совокупность требований к характеристикам товара, подлежащего поставке, соответствующих единственному производителю ООО "Локаторная техника".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 10.04.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 12.04.2023.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с Извещением, протоколом, составленным при проведении Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 28.03.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 350 000 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 43801059090090020244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 05.04.2023;
6) согласно пункту 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка на участие в Аукционе.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Описании объекта закупки совокупность требований к характеристикам товара, подлежащего поставке, соответствующих единственному производителю ООО "Локаторная техника".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с Описанием объекта закупки объектом закупки является поставка арочного металлодетектора (далее - Товар).
Также Описанием объекта закупки установлены требования к характеристикам Товара, в том числе установлено, что боковые панели и перекладина Товара должны быть изготовлены из пластика "Kamellit",цвет корпуса должен соответствовать цвету "Белый беж", возможность переключения количества зон должна советовать значению "6, 12, 18, 24 (неизменяемое значение)", селективность должна советовать значению "черные и цветные металлы с раздельной индикацией типа обнаруживаемого металла".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил и представил сведения, согласно которым на товарном рынке имеется как минимум 2 металлодетектора, подходящих под Описание объекта закупки, а именно металлодетектор "Паутина-М24" производителя ООО "Локаторная техника" и металлодетектор "RADARPLUS Model СТ-S" производителя ООО "НТ", поскольку указанные производители имеют возможность изготовить металлодетектор под индивидуальные параметры.
При этом представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлены документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о том, что совокупность требований к характеристикам Товара, установленных Заказчиком в Описании объекта закупи, соответствует единственному производителю ООО "Локаторная техника".
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что согласно Описанию объекта закупки Заказчиком установлено требование к боковым панелям и перекладине Товара, а именно боковые панели и перекладина должны быть изготовлены из пластика "Kamellit".
Комиссия приходит к выводу, что указанное требование является излишним, поскольку не является функциональной и эксплуатационной характеристикой товара и не влияет на потребительские свойства поставляемого оборудования.
Кроме того, представители Заявителя на заседании Комиссии представили справку ООО "Опкб Экспломет" от 30.03.2023 N 68 (далее - Справка), согласно которой ООО "ОПКБ Экспломет" имеет возможность произвести металлодетектор, соответствующий положениям Описания объекта закупки,за исключением требования о наличии боковых панелей и перекладины, изготовленных из пластика "Kamellit", поскольку ООО "ОПКБ Экспломет" не применяет при производстве указанный пластик.
Вместе с тем, установление требования к участникам Аукциона о поставке Товара, боковые панели и перекладина которого должны быть изготовлены из пластика "Kamellit", влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок. Наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры не означает,что реализация данного права может осуществляться произвольно. Следовательно, требования должны устанавливаться заказчиком таким образом, когда обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии не представил сведений, подтверждающих необходимость поставки Товара, боковые панели и перекладины которого должны быть изготовлены из пластика "Kamellit",а также сведений о том, что боковые панели и перекладины изготовленные из иного пластика не будут отвечать эксплуатационным свойствам оборудования.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в описании объекта закупки установлено излишнее требование к виду пластика боковых панелей и перекладины, влекущее ограничение количества участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего излишнее требование к виду пластика боковых панелей и перекладины, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49
Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе,и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно Извещению регламентированная дата подведения итогов определения поставщика (подрядчик, исполнителя) - 06.04.2023.
На заседании Комиссии установлено, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещен и подписан в ЕИС - 11.04.2023 18:19 (МСК+8).
Таким образом, Комиссией по осуществлению закупок заявка участника закупки рассмотрена за рамками регламентированного Законом о контрактной системе срока.
Исходя из изложенного, вышеуказанные действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в ЕИС размещено разъяснение положений Извещения от 30.03.2023 N РИ1 (далее - Разъяснение).
Вместе с тем Разъяснение размещено в ЕИС без указания предмета запроса, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, не указавшего в Разъяснении предмет запроса разъяснений положений Извещения, нарушают требования части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе,в случает, если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96
Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
Согласно Извещению Заказчиком установлено обеспечение исполнения контракта.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в проекте контракта Извещения отсутствует условие, предусмотренное частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, что является нарушением части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Григорович Л.И. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 30 статьи 34, пункта 1 части 2, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 апреля 2023 г. N 28/06/105-768/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2023