Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Шлейко Л.Г. на действия Заказчика Комитета по финансам Администрации МО "Город Саратов" при проведении аукциона в электронной форме N 0160300000123000015 "Поставка канальной сплит-системы",
УСТАНОВИЛА:
11.04.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП Шлейко Л.Г. на действия Заказчика Комитета по финансам Администрации МО "Город Саратов" при проведении аукциона в электронной форме N 0160300000123000015 "Поставка канальной сплит-системы" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в описании объекта закупки установлены необоснованные характеристики товара.
Представитель Заявителя, присутствующий на рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержал.
Представители Заказчика, присутствующие при рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Представитель победителя Аукциона, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
03.04.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является Комитет по финансам Администрации МО "Город Саратов".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 141 130,40 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка канальной сплитсистемы.
Заказчиком установлен код позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее-КТРУ) 28.25.12.13000000010 "Кондиционер бытовой".
Описанием объекта закупки(приложение к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки") установлены следующие характеристики:
Дополнительные характеристики*:
Функциональные характеристики поставляемого оборудования |
Обоснование применения дополнительных характеристик |
|
Потребляемая мощность на |
не более |
Данные параметры обусловлены снижением нагрузки на электросеть, а также с целью экономии затрат на |
охлаждение |
3,2 кВт |
электроэнергию. |
Потребляемая мощность на обогрев |
не более 3,2 кВт |
Данные параметры обусловлены снижением нагрузки на электросеть, а также с целью экономии затрат на электроэнергию. |
Максимальная длина фреоновой трассы |
не менее 50 м |
Данные параметры обуславливаются наличием нестандартных монтажей и длин трасс, а также технологической возможностью компрессора сплитсистем прокачивать длинные трассы без потерь холодопроизводительности и теплопроизводительности. |
Максимальный перепад высот |
Не менее 30 м |
Данные параметры обуславливаются наличием нестандартных монтажей и высоты подъема наружного блока, а также технологической возможностью компрессора сплит-систем прокачивать трассы по высоте без потерь холодопроизводительности и теплопроизводительности. |
Внутренний блок |
|
|
Вес блока |
не более 41 кг |
Ограничение веса блока обусловлено уменьшением нагрузки на конструкции стен и потолка. |
Габаритные размеры (ШхВхГ) |
не более 1000х3 00х700 мм |
Данные параметры обусловлены расположением блоков кондиционеров (сплит-систем) в специально отведенных местах для установки. |
Внешний (наружный) блок |
|
|
Вес блока |
не более 70 кг |
Ограничение веса блока обусловлено уменьшением нагрузки на конструкцию здания. |
Габаритные размеры (ШхВхГ) |
не более 920х79 0х370 мм |
Данные параметры обусловлены расположением блоков кондиционеров (сплит-систем) в специально отведенных местах для установки. |
Место поставки: г. Саратов, ул. Первомайская 78, кабинет N 326.
Дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которые не предусмотрены в позициях каталога.
В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) заказчик вправе указать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога (далее соответственно - КТРУ, дополнительная информация).
Дополнительная информация указана в связи с недостаточным количеством, установленных в КТРУ характеристик и их значений, удовлетворяющих потребностям заказчика, перечень характеристик, установленных в КТРУ, расширен заказчиком для наиболее полного и объективного описания объекта закупки с учетом положений статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ. При установлении требований к дополнительным характеристикам объекта закупки заказчик руководствуется положениями статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, а также следующим: в отношении закупаемых товаров перечень характеристик, предусмотренных в КТРУ, является недостаточно детализированным, не в полной мере описывает необходимый товар; при этом, включенные в описание объекта закупки характеристики являются необходимыми для достижения целей осуществления закупки, соответствуют потребностям заказчика и возможностям использования закупаемых товаров, а также способствуют повышению эффективности организации деятельности учреждения в соответствии с установленными нормами и правилами".
Согласно доводу жалобы, дополнительные характеристики, установленные Заказчиком, ничем не обоснованы, отсутствуют исследования, измерения, подтверждающие необходимость установления дополнительных характеристик, также под данные требования не подходит ни одна модель кондиционера.
Согласно ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены правила использования КТРУ (далее-Правила).
Право заказчика на установление в описании объекта закупки дополнительных потребительских свойств, дополнительной информации, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, не предусмотренных позицией Каталога, установлено пунктом 5 Правил.
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Такое право не распространяется на случаи, предусмотренные подпунктами "а", "б" пункта 5 Правил, а именно:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Позицией КТРУ 28.25.12.130-00000010 установлены следующие обязательные к применению характеристики: "Вид кондиционера: Сплит-система".
Изложенные требования в описании объекта закупки соответствуют требованиям позиции КТРУ 28.25.12.130-00000010.
Согласно пояснению Заказчика, под указанные выше исключения объект настоящего электронного аукциона (код 28.25.12.130 по ОКПД-2) не подпадает, в связи с чем вышеперечисленные дополнительные показатели включены заказчиком правомерно.
Законом о контрактной системе не предъявляется требований к содержанию обоснования необходимости использования дополнительной информации, а лишь установлено требование об обязанности заказчика обосновывать дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога. При этом нигде нормативно не указано как необходимо описывать дополнительные характеристики в случаях возможности их установления, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
В том числе требований о необходимости указания при проведении такого обоснования конкретных расчетов, доказательств, замеров, фотографий (с приложенной шкалой измерения, как просит Заявитель санитарных правил и норм, государственных стандартов и т.д.) не установлено, в связи с чем заказчики свободны в определении содержания такого обоснования и должны исходить при его формировании из своих действительных потребностей, обуславливающих необходимость приобретения товаров с дополнительными характеристиками.
Согласно пояснениям Заказчика место установки кондиционера является объектом культурного наследия.
Согласно положениям ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Обоснование использования дополнительных показателей приведено в описании объекта закупки исходя из действительных потребностей, определенных спецификой деятельности учреждения, а также технической спецификой помещений заказчика. Включенные в описание объекта закупки характеристики являются необходимыми для достижения целей осуществления закупки, соответствуют потребностям заказчика и возможностям использования закупаемых товаров, а также способствуют повышению эффективности организации деятельности учреждения в соответствии с установленными нормами и правилами.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Заявителем не предоставлено каких-либо доказательств, относительно невозможности закупить товар необходимый заказчику.
Относительно довода Заявителя об отсутствии на рынке товаров кондиционера, подходящего под требования описания объекта закупки, Заказчик пояснил, что 20.03.2023 в адрес поставщиков аналогичного оборудования был направлен запрос цен с указанными характеристиками (в том числе дополнительными). В адрес заказчика поступило не менее трех коммерческих предложений с товаром не менее двух производителей: Dantex (Dantex RK36BHG3N/RK-36HG3NE-W) и GREE (GREE GU100PHS/A1-K / GU100W/A1-M").
На основании полученных предложений была сформирована начальная максимальная цена контракта.
Участником закупки ООО "Колорит.ру" в составе заявки предложен к поставке следующий товар: "Кондиционер бытовой GREE GU100PHS/A1-K / GU100W/A1-M".
Согласно руководству пользователя по данному товару характеристики данного кондиционера подходят под запрашиваемые Заказчиком в описании объекта закупки.
При таких обстоятельствах довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Шлейко Л.Г. на действия Заказчика Комитета по финансам Администрации МО "Город Саратов" при проведении аукциона в электронной форме N 0160300000123000015 "Поставка канальной сплит-системы" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 17 апреля 2023 г. N 064/06/33-441/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2023