Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
в присутствии представителей от:
- заявителя - ООО "Новомед": Дерен Екатерина Викторовна, представитель по доверенности от 14.04.2023;
- заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" имени профессора О.В. Владимирцева Министерства здравоохранения Хабаровского края - Поцелуйко Ирина Юрьевна, представитель по доверенности.
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Новомед" (далее - ООО "Новомед", заявитель) и материалы дела N027/06/106-566/2023,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ООО "Новомед" на действия заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" имени профессора О.В. Владимирцева Министерства здравоохранения Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного запроса котировок на поставку изделий медицинского назначения: Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство (извещение N0322200016923000221).
В жалобе заявитель указывает на нарушение заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
1. Заказчиком допущено нарушение Закона о контрактной системе при формировании начальной (максимальной) цены контракта.
2. Описание объекта закупки сформировано под одного производителя продукции.
3. Описание характеристик товара не в соответствии с требованиями законодательства.
4. Условиями документации установлены завышенные требования к срокам поставки.
5. Заказчиком неправомерно осуществлен выбор способа осуществления закупки путем проведения запроса котировок.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения проверочных мероприятий заказчиком представлен мотивированный отзыв на жалобу, в соответствии с которым считают жалобу частично обоснованной.
В процессе рассмотрения представленных документов и информации Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0322200016923000221 о проведении электронного запроса котировок размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 05.04.2023.
Предмет закупки: поставка изделий медицинского назначения: Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 32 515 299,08 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном запросе котировок: 12.04.2023 00:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 14.04.2023.
Рассмотрев материалы дела N 027/06/106-566/2023, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
1. В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги
На основании п. 3.3 Положения о комитете государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 29.11.2019 N 496-пр, Комитет государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края осуществляет контроль в сфере закупок, осуществляемый органом внутреннего государственного финансового контроля в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод об обосновании начальной (максимальной) цены контракта с нарушением Закона о контрактной системе не подлежит рассмотрению Комиссией Хабаровского УФАС России.
2. В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией Хабаровского УФАС России относительно ограничения конкуренции при формировании закупки по позициям 1.1-1.9 и 1.11-1.23 раздела III. Техническая часть "Сведения об объекте закупки" и формирования закупки под определенного производителя, отмечает следующее.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Характеристики товара установлены в разделе III. Техническая часть "Сведения об объекте закупки".
Объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения: Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство.
Как следует из пояснений заказчика, Техническое задание сформировано с учетом наличия не менее, чем двух различных изделий разных производителей:
1). Регистрационное удостоверение РЗН 2014/1782 от 05.09.2017 "Стенты коронарные баллонорасширяемые хирургические стерильные на системе доставки по ТУ 9398-001-37354537-2013: Вариант исполнения: - стент коронарный баллонорасширяемый хирургический стерильный из нержавеющей стали 316LVM с покрытием, содержащим паклитаксел, на системе доставки: "Стент SSP", производитель: АО "Стентоник", Россия и Официальная инструкция по применению, размещенная на сайте Росздравнадзора.
Данное изделие удовлетворяет требованиям ТЗ по пунктам 1-9 и 11-13, 15-23;
2). Регистрационное удостоверение РЗН 2019/8132 от 15.02.2019 "Стент-система коронарная XIENCE Alpine, выделяющая лекарственный препарат эверолимус (Everolimus), производитель: "Эбботт Васкюлар", США.
Данное изделие удовлетворяет требованиям ТЗ по пунктам 1-9, 11, 12, 13.
3). Регистрационное удостоверение РЗН 2013/655 от 08.12.2015 "Стент коронарный XIENCE Xpedition с лекарственным покрытием эверолимус на системе доставки"), производитель: "Эбботт Васкюлар", США.
Данное изделие удовлетворяет требованиям ТЗ по пунктам 10, 14, 15, 16, 17.
4). Регистрационное удостоверение РЗН 2019/9299 от 16.01.2023 "Стент коронарный XIENCE (торговые наименования: XIENCE Sierra, XIENCE PROS) с лекарственным покрытием эверолимус на системе доставки"), производитель: "Эбботт Васкюлар", США.
Данное изделие удовлетворяет пунктам ТЗ 18-23.
5). Регистрационное удостоверение РЗН 2016/4514 от 29.01.2020 "Стент коронарный в вариантах исполнения Supraflex Cruz", производитель "Сахаджанат Медикал Технолоджис, Пвт., Лтд.", Индия.
Данное изделие удовлетворяет пунктам 10, 14.
При этом, согласно пояснениям Заказчика, документация торгов сформирована исходя из собственных потребностей в медицинских изделиях, с учётом их технических характеристик, практики применения по целевому назначению, эффективности и достигаемым результатам. В максимальной степени эти задачи решаются изделиями с указанными в Техническом задании характеристиками. Изделия, удовлетворяющие данным требованиям, свободно представлены на рынке.
Предметом закупочной процедуры является право заключения договора поставки произведенных и широко обращающихся медицинских изделий, при этом любое лицо, соответствующее установленным в документации требованиям, может принять участие в процедуре закупки, приобрести и поставить необходимые медицинские изделия, в связи с чем довод заявителя об ограничении круга участников закупки, по мнению Заказчика является необоснованным.
Таким образом, нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и не между производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что каждому из указанных в Техническом задании пунктов соответствует не менее двух различных производителей и довод Заявителя о наличии лишь одного изделия, удовлетворяющего требованиям технического задания, не нашел своего подтверждения.
Довод жалобы в данной части признается необоснованным.
3. Относительно описания характеристик товара не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, установлено следующее.
3.1. Комиссия Хабаровского УФАС России относительно довода об указании заказчиком при описании объекта закупки по позиции 1.10 требования к поставляемому товару: расчетное давление разрыва, атм. - 18, отмечает следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом, как следует из пояснений, предоставленных Заказчиком, в описании объекта закупки по параметру: "Расчетное давление разрыва, атм." - указано 18 атмосфер. Данная характеристика установлена заказчиком ошибочно, следует считать правильным указание "не менее 15 атмосфер".
Рассмотрев указанную характеристику, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы, в действиях заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Жалоба в указанной части признается обоснованной.
3.2. Относительно довода заявителя о том, что Заказчиком при описании объекта закупки установлено следующее требование к поставляемому товару по позиции 1.15, 1.16, 1.17 параметр "Толщина стенки (балки) стента > 0.08" указан без единиц измерения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Учитывая, что по данным характеристикам Заказчиком не указана единица измерения, а именно: "миллиметр", Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы, в действиях заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
3.3. Указание заказчиком в технической части позиции 1.9, что требуются стенты с толщиной балки стента более 0.08 не более 0.085 миллиметр, при этом в описании объекта закупки указано, что стент покрыт полимером, не противоречит требованиям установленным Законом о контрактной системе к описанию предмета закупки, Комиссия Хабаровского УФАС приходит к выводу о признании довода жалобы необоснованным.
4. Установление заказчиком срока поставки 5 дней, и невозможность заранее определить объем подлежащих к поставке изделий определены спецификой деятельности заказчика, и необходимостью оперативной поставки изделий для плановых, а также внеплановых операций, и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно пп. "а" п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе проводить в соответствии с настоящим Федеральным законом электронный запрос котировок независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок, предусмотренных пунктом 1 настоящей части, в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан.
В соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, - контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан.
В данном случае, предметом закупки является поставка изделий медицинского назначения, Комиссия Хабаровского УФАС не усматривает в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе при выборе способа осуществления закупки путем проведения запрос котировок в электронной форме.
Вместе с тем, Комиссией Хабаровского УФАС России при проведении внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, как установлено материалами дела, заказчиком указаны конкретные значение характеристик: "Номинальное давление, атмосфера - 8 или 12" "Размер дистальной части системы доставки, миллиметр - 0.81 или 0.9", "Размер проксимальной части системы доставки, миллиметр - 0.63 или 0.7 или 0.71", "Эффективная длина системы доставки стента, сантиметр - 140 или 145", "Расчетное давление разрыва, атмосфера - 16 или 18", "Номинальное давление, атмосфера - 8 или 10", "Эффективная длина системы доставки стента. Сантиментр - 145", "Размер проксимальной части системы доставки, миллиметр - 0.63 или 0.71", без использования "не менее/ не более" или иного способа описания диапазона.
Рассмотрев указанные характеристики, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об установлении в действиях заказчика нарушения ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новомед" на действия заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" имени профессора О.В. Владимирцева Министерства здравоохранения Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного запроса котировок на поставку изделий медицинского назначения: Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство (извещение N0322200016923000221) - обоснованной, в части неправомерного описания характеристик объекта закупки.
2. Признать заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" имени профессора О.В. Владимирцева Министерства здравоохранения Хабаровского края нарушившим требования ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела N 027/06/106-566/2023 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 апреля 2023 г. N 7-1/133 (ключевые темы: характеристика - участники закупок - изделия медицинского назначения - товар. работа. услуга. - лекарственные средства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2023