Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя - ООО "НеваРостМед" - Жиляковой М.А. (доверенность от 28.11.2022 года), надлежащим образом извещенного, в присутствии представителя государственного заказчика - Министерства здравоохранения Астраханской области Питель С.И. (действующая по доверенности N01-02-14-00227 от 16.01.2023 года), надлежащим образом извещенной, рассмотрев жалобу ООО "НеваРостМед" на действия государственного заказчика - Министерства здравоохранения Астраханской области при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий: система эндоскопической визуализации (реестровый N0125200000723000002), на основании ст.99, 105,106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 13.04.2023 поступила жалоба ООО "НеваРостМед" (далее также Заявитель) на действия государственного заказчика - Министерства здравоохранения Астраханской области (далее также - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий: система эндоскопической визуализации (реестровый N0125200000723000002) (далее -запрос котировок).
Податель жалобы полагает, что извещение Заказчика составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 18.04.2023 года в 10 часов 30 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна,47, каб.505.
В ходе рассмотрения жалобы . Комиссией Управления объявлен перерыв до 14:00 час. 19.04.2023 года. После объявленного перерыва Комиссия Управления продолжила рассмотрение жалобы ООО "НеваРостМед" в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя - ООО "НеваРостМед" - Жиляковой М.А. (доверенность от 28.11.2022 года), надлежащим образом извещенного, в присутствии представителя государственного заказчика - Министерства здравоохранения Астраханской области Питель С.И. (действующая по доверенности N01-02-14-00227 от 16.01.2023 года).
В ходе рассмотрения жалобы . Комиссией Управления по устному ходатайству представителя Заказчика объявлен перерыв до 11:00 час. 20.04.2023 года. После объявленного перерыва Комиссия Управления продолжила рассмотрение жалобы ООО "НеваРостМед" в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя - ООО "НеваРостМед" - Жиляковой М.А. (доверенность от 28.11.2022 года), надлежащим образом извещенного, в присутствии представителя государственного заказчика - Министерства здравоохранения Астраханской области Питель С.И. (действующая по доверенности N01-02-14-00227 от 16.01.2023 года).
Выслушавстороны, изучив материалы жалобы, извещение о проведении закупки, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
07.04.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 9 272 500,00 руб.
Жалоба Заявителя содержит довод о том, что описание закупаемого медицинского изделия составлено Заказчиком таким образом, что к поставке может быть предложен товар только одного производителя - "Sonoscape", что в свою очередь ограничивает количество участников закупки,
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в т.ч. описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом, Заказчиком в материалы дела не представлено доказательств того, что предъявляемым им к товару требованиям отвечает товар иных производителей закупаемого медицинского изделия.
Указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 33, части 3 статьи 33, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 данного закона и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Данная позиция подтверждается Определением Верховного суда РФ N 309-КГ17-20389 от 15.01.2018 по делу NА50-9033/2017.
Таким образом, довод Заявителя нашел свое подтверждение.
Поскольку допущенные Заказчиком вышеописанные нарушения являются существенными, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе принимает решение о необходимости выдачи заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НеваРостМед" на действия государственного заказчика - Министерства здравоохранения Астраханской области при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий: система эндоскопической визуализации (реестровый N0125200000723000002) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика - Министерство здравоохранения Астраханской области нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 33, часть 3 статьи 33, часть 2 статьи 8, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий: система эндоскопической визуализации (реестровый N0125200000723000002).
3. Выдать государственному заказчику - Министерству здравоохранения Астраханской области предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий: система эндоскопической визуализации (реестровый N0125200000723000002).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: И.В.Русскина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 20 апреля 2023 г. N 030/06/42-394/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2023