Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России
А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России
А.М. Крылова,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России
Т.В. Бачинская,
при участии представителей интересов:
- МБОУ "Симеизская СШ" МО городской округ Ялта Республики Крым" (далее - Заказчик) - Арутюнян Я.М. (по доверенности), Кочетов А.И. (по доверенности);
- ИП Швидченко Евгений Юрьевич (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Монтаж видеосистем для обеспечения антитеррористической защищенности Муниципального бюджетного образовательного учреждения "СИМЕИЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА" (Дошкольные учреждения)" расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Парковое, ул. Парковое шоссе, д. 2" (извещение N 0875300037723000011) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать, в том числе, наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Как следует из первого довода жалобы Заявителя: Заказчик в составе кода ОКПД2 33.20.50.000 "Услуги по монтажу электрического оборудования" фактически закупает не только монтажные работы, но и оборудование, которое необходимы для проведения этих работ, так как право собственности на закупаемое оборудование переходит от Исполнителя к Заказчику. Для этих позиций в каталоге товаров, работ и услуг (далее КТРУ) предусмотрены свои коды и технические описания:
Таб.1. Соответствие предлагаемых к закупке товаров и кодов КТРУ
Наименование |
Код ОКПД2 или КТРУ у заказчика |
Код ОКПД2 или КТРУ имеющийся |
Камера наружного видеонаблюдения DM CAM модель IP-151F(SD) |
ОКПД2 33.20.50.000 |
ОКПД2: 26.40.33.110/26.70.13.000 КТРУ: 26.40.33.110-00000012/ 26.40.33.110-00000007/ 26.40.33.110-00000008/ 26.70.13.000-00000006/ 26.70.13.000-00000001/ 26.70.13.000-00000002/ 26.70.13.000-00000003/ 26.70.13.000-00000004 |
Камера внутреннего видеонаблюдения купольная DM CAM модель IP-221F(SD) | ||
Видеосервер RV-SE2600 Оператор ECO, размеры корпуса 427x88 x530 мм |
ОКПД2: 26.20.17.110 и входящие в его состав коды КТРУ, например 26.20.17.110-00000001 |
|
Жесткий диск 16Tb Seagate Exos X16 [ST16000NM001G] |
КТРУ: 26.20.21.110-00000003 |
|
Монитор 27" 2560x1440 (для видеосервера) Samsung F27T700QQI |
ОКПД2: 26.20.17.110 и входящие в его состав коды КТРУ, например 26.20.17.110 -00000001 |
|
Источник бесперебойного питания CyberPower PLT1000ELCDRT2U (сервер) |
ОКПД2: 26.20.40.110 и входящие в его состав коды КТРУ, например 26.20.40.110-00000001 |
|
Источник бесперебойного питания CyberPower UT1100EIG (АРМ + уличный шкаф) | ||
28-портовый гигабитный коммутатор с 24 портами PoE+ TL-SG1428PE |
ОКПД2: 26.30.11.110 и входящие в его состав коды КТРУ, например 26.30.11.110-00000053 |
|
18-портовый коммутатор с 16 PoE+ портами TP-Link TL-SL1218P |
|
|
Коммутатор управляемый 2 уровня TP-LINK TL-SG3210 |
|
|
Маршрутизатор MikroTik AC lite RB952Ui-5ac2nD |
|
Заказчик же пренебрегает использованием карточек КТРУ и фактически не предоставляет технического задания для закупаемых материалов и оборудования. Эквивалентность, согласно аукционной документации, должна основываться на описании оборудования в локально-сметном расчете. Но в некоторых пунктах описано оборудование одного конкретного производителя . Что противоречит законодательству так как ограничивает конкуренцию.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Таким образом, у заказчика имеется как возможность установления кодов ОКПД2/КТРУ (соответствующие фактической составности) для предлагаемых к закупке товаров, так и фактическая законодательная обязанность применения кодов. Однако заказчик проигнорировал данные возможности и установил единый (и не подходящий по логическому толкованию) код ОКПД2 на свою закупку.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно возражениям Заказчика, касающихся первого довода жалобы: "В соответствии с возражениями Заказчика: "В этой ситуации для правильного принятия к учету приобретенных и смонтированных видеокамер учреждению необходимо было определить цель приобретения данных видеокамер: монтаж единой функционирующей системы видеонаблюдения или установка отдельных инвентарных объектов (видеокамер).
Согласно п. 45 Инструкции N 157н (Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (с изменениями и дополнениями)) установлено, что коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности, система отопления, внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения входят в состав здания, но отдельными инвентарными объектами не являются. Кроме того, работы по обустройству таких систем и их расширению, как правило, не являются работами, которые приводят к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей функционирования здания (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.). Следовательно, такие работы следует относить на расходы учреждения.
Следовательно, если в данном случае речь будет идти не о приобретении и монтаже самостоятельных объектов основных средств, а о монтаже единой системы, встроенной в здание, отвечающей критериям п. 45 Инструкции N 157н, то затраты на монтаж такой системы, в том числе видеокамер, могут быть отнесены на подстатью 226 КОСГУ (Прочие работы, услуги) в полном объеме.
Согласно части 2 -3 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023), Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
Соответственно, Бухгалтерией Заказчика было принято решение о том, что данные видеокамеры приобретаются с целью установки единой функционирующей системы видеонаблюдения, встроенной в здание.
По мнению ФАС России, согласно разъяснений из Письма ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)": "Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Вместе с тем, ни положениями технического задания (приложение 3 к извещению), ни условиями проекта контракта (приложение 2 к извещению) не предусмотрена поставка товара в рамках проводимой закупки.
По словам Заявителя: "У заказчика отсутствует какое либо техническое задание (а равно и функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики) на предлагаемое к закупке оборудование. В связи с этим, фактически не представляется возможным определить степень эквивалентности предлагаемого потенциальным поставщиком оборудования.
Более того, у заказчика в Локальном Сметном Расчете (далее ЛСР) отсутствует приставка "или эквивалент". Подбор оборудования по критериям, указанным в ЛСР так же фактически невозможен".
Разъясняем:
Локальный сметный расчет получил Положительное заключение государственной экспертизы N 91-1-0592-22 и не подлежит изменению в процессе подготовки закупки, но в разделе 10 Технического задания (приложение 3 к извещению) указано:
"Неотъемлемой частью настоящего технического задания является "Проектно-сметная документация", прилагаемая отдельным файлом в формате .zip (в случае указания в проектно-сметной документации торговых марок и торговых наименований следует читать со словом "или эквивалент". Функциональные и технические характеристики, содержащиеся в файле "Проектная документация.pdf", могут быть рассмотрены участниками в качестве параметров эквивалентности с целью определения соответствия оборудования, планируемого участником к использованию при выполнении работ, оборудованию, предусмотренному проектно-сметной документацией)."
Из вышеуказанного следует, что Участник сам определяет соответствие предлагаемого товара требованиям Проектно-сметной документации, учитывая пункт 2.2 проекта контракта, из которого следует:
"Материалы и (или) оборудование, предусмотренные проектно-сметной документацией, могут быть заменены по согласованию с Заказчиком при условии, что:
- предлагаемые для замены материалы и (или) оборудование должны быть взаимозаменяемыми по сравнению с материалами и (или) оборудованием, указанным в проектно-сметной документации (приложение к ТЗ);
- предложение Подрядчика не должно влечь за собой увеличение цены Контракта и (или) увеличения сроков выполнения работы;
- Подрядчик принимает на себя все риски, связанные с заменой материалов и (или) оборудования и их несоответствием проектно-сметной документации.".
Таким образом, на этапе подачи заявки от участника требуется согласие, а не предоставление каких-либо характеристик, позволяющих определить эквивалентность оборудования".
В соответствии с пояснениями Заказчика, в данном случае предметом проектно-сметной документации является монтаж (дооборудование) системы видеонаблюдения. При этом, у Заказчика уже имеется система видеонаблюдения, которая требует дооборудования. Таким образом, при составлении проектно-сметной документации было указано оборудование, соответствующее уже установленному у Заказчика оборудованию, функциональные и технические характеристики, содержащиеся в файле "Проектная документация.pdf", могут быть рассмотрены участниками в качестве параметров эквивалентности с целью определения соответствия оборудования, планируемого участником к использованию при выполнении работ, оборудованию, предусмотренному проектно-сметной документацией. Также, согласно пояснениям Заказчика, оборудование, указанное в проектно-сметной документации, может быть изменено Исполнителем по согласованию с Заказчиком.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.04.2023 NИЭА1 на участие в закупке было подано 4 заявки, которые были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Закупки.
Ввиду вышеизложенного, Комиссия Крымского УФАС России принимает решение о признании довода жалобы Заявителя необоснованным.
Согласно второму и третьему доводам жалобы Заявителя: "Неправомерное не установление заказчиком ограничения согласно Постановления Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции"
Заказчик закупает видеосистемы для обеспечения антитеррористической защищенности и монтаж данного оборудования.
Если детально рассмотреть оборудование, требуемое заказчиком к поставке, то почти для каждого товара найдется свой код ОКПД2:
N позиции в техзадании заказчика |
Наименование в техзадании заказчика |
Код ОКПД2 |
1 |
Камера наружного видеонаблюдения DM CAM модель IP-151F(SD) |
26.40.33/26.70.13 (Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения/Оборудование фотографическое и его части) |
2 |
Камера внутреннего видеонаблюдения купольная DM CAM модель IP-221F(SD) |
26.40.33/26.70.13 (Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения/Оборудование фотографическое и его части) |
3 |
Видеосервер RV-SE2600 Оператор ECO, размеры корпуса 427x88 x530 мм |
26.40.33.190 (Аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая) |
5 |
Жесткий диск 16Tb Seagate Exos X16 [ST16000NM001G] |
26.20.21.110(Устройства запоминающие внутренние) |
6 |
Монитор 27" 2560x1440 (для видеосервера) Samsung F27T700QQI |
26.20.17.110 (Мониторы, подключаемые к компьютеру) |
8 |
Источник бесперебойного питания CyberPower PLT1000ELCDRT2U (сервер) |
26.20.40.110 (Устройства и блоки питания вычислительных машин) |
9 |
Источник бесперебойного питания CyberPower UT1100EIG (АРМ + уличный шкаф) |
26.20.40.110 (Устройства и блоки питания вычислительных машин) |
10 |
28-портовый гигабитный коммутатор с 24 портами PoE+ TL-SG1428PE |
26.30.11.110 (Средства связи, выполняющие функцию систем коммутации) |
11 |
18-портовый коммутатор с 16 PoE+ портами TP-Link TL-SL1218P |
26.30.11.110 (Средства связи, выполняющие функцию систем коммутации) |
12 |
Коммутатор управляемый 2 уровня TP-LINK TL-SG3210 |
26.30.11.110 (Средства связи, выполняющие функцию систем коммутации) |
13 |
Маршрутизатор MikroTik AC lite RB952Ui-5ac2nD |
26.30.11.110 (Средства связи, выполняющие функцию систем коммутации) |
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N878 (в частности пунктом 2) установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В данный перечень входят (по коду и по фактическому смыслу) следующие товары, предлагаемые заказчиком к поставке (желтым выделена номер, входящий в состав реестра):
1 |
Видеокамера сетевая |
26.40.33/26.70.13 (Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения/Оборудование фотографическое и его части) |
2 |
Видеокамера сетевая |
26.40.33/26.70.13 (Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения/Оборудование фотографическое и его части) |
3 |
Видеорегистратор сетевой |
26.40.33.190 (Аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая) |
4 |
Монитор |
26.20.17.110 (Мониторы, подключаемые к компьютеру) |
5 |
Источник бесперебойного питания |
26.20.40.110 (Устройства и блоки питания вычислительных машин) |
7 |
Коммутатор |
26.30.11.110 (Средства связи, выполняющие функцию систем коммутации) |
Таким образом, фактически заказчик планирует к закупке радиоэлектронную продукцию, на которую установлены ограничения в соответствии с 878 постановлением. Заказчиком же данный факт полностью проигнорирован.
Заказчик закупает Программное Обеспечение (далее ПО), но не устанавливает запрет по постановлению 1236
Заказчиком в числе прочего продекларирована закупка следующих позиций:
12.1 Программное обеспечение RVI Operator
Согласно постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (ред. от 30.03.2019) "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") установлены ограничения на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации.
Таким образом, заказчик прямо декларирует закупку ПО в своей смете, но в нарушении закона не устанавливает необходимый запрет на поставку иностранного ПО".
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2(1) Постановления N1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Согласно пункту 2(2) Постановления Правительства N1236 в целях реализации настоящего постановления:
- подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных;
- подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и база данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных.
Согласно пункту 3 Постановления N878 ограничения применяются при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в соответствующий перечень.
Согласно пункту 2 Постановления N878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Перечень содержит наименования радиоэлектронной продукции с указанием кода в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.
Согласно извещению о проведении Закупки, объектом Закупки является - "Монтаж видеосистем для обеспечения антитеррористической защищенности Муниципального бюджетного образовательного учреждения "СИМЕИЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА" (Дошкольные учреждения)" расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Парковое, ул. Парковое шоссе, д. 2".
Согласно возражениям Заказчика: "Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что _ нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запреты и ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Вышеуказанные разъяснения также дают понять, что к данной закупке такие требования не относятся. Работы принимаются по акту о приемке выполненных работ по итогам монтажа видеосистем, а материалы и оборудование, используемые в процессе выполнения таких работ, не подлежат приёмке и постановке учет.
3. Кроме того, Заявитель утверждает: "в перечне имеется акт приемки технических средств в эксплуатацию что подтверждает передачу товара Заказчику, по результатам выполнения указанных работ, принимается к бухгалтерскому учету заказчика и не является строительным или иным расходным материалом, используемым при выполнении работ, оказании услуг. Таким образом, очевидно, что закупка включает в себя помимо работ, поставку товара".
Действительно, в техническом задании в перечне документов, оформляемых Подрядчиком по итогам выполнения работ, указан акт приемки технических средств в эксплуатацию.
Согласно разделу 16 Пособия к руководящему документу "системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, правила производства и приемки работ" N РД 78.145-93, утвержденного МВД России: "Приемка в эксплуатацию установленных технических средств без проведения комплексной наладки (комплексного опробования) не допускается". Соответственно, такой акт не является подтверждением приемки товара, а проводится по результатам выполнения работ.
Также согласно устным пояснениям Заказчика, из толкования Постановления N878 следует, что ограничения допуска радиоэлектроники не должны применяться Заказчиками, если предметом закупки является выполнение работ или оказание услуг с использованием такой радиоэлектроники, а не поставка товаров, в связи с чем, положения Постановления N878 не применяются.
Комиссия, проанализировав извещение о проведении Закупки, установила, что в данной Закупке отсутствуют товары, поставляемые при выполнении работ. Согласно пояснениям Заказчика, в данном случае оборудование, которое указано в проектно-сметной документации по данной Закупке, является используемым, а не поставляемым, и не будет ставиться на балансовый учет учреждения как основное средство.
Ввиду изложенного, данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Комиссия УФАС констатирует, что статьей 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Заявитель на заседание Комиссии не явился, в жалобе также не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 24 апреля 2023 г. N 082/06/106-318/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2023