Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_> - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Инжиниринговая Медицинская Компания "ИНСАЙТ" (далее - ООО ИМК "ИНСАЙТ", общество, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения", уполномоченное учреждение, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку магнитно-резонансного томографа со сверхпроводящим магнитом (код вида медицинского изделия 135160 или 155920) (Реестровый номер 230907) (извещение N 0852500000123000833) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Калачинская центральная районная больница" (далее - заказчик),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного учреждения - <_> (доверенность N 7 от 23.12.2022),
заявителя - <_> (доверенность N 03-0423/71И от 21.04.2023), <_> (доверенность N 03-0423/72И от 21.04.2023),
общества с ограниченной ответственностью "Первая Медицинская Компания" (далее - ООО "ПМК", победитель) - <_> (доверенность от 09.03.2023),
в отсутствие представителя заказчика, извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3484-ЭП/23 от 17.04.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
24.04.2023 обществом были направлены (вх. N 3752-ЭП/23) дополнения по доводам жалобы.
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 30.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 115000000 руб.
03.04.2023 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки N РИ1.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 07.04.2023 ценовые предложения были поданы семью участниками закупки, лучшее ценовое предложение в размере 83375000 руб. было подано участником с идентификационным номером заявки 113952111 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.04.2023 свидетельствует о том, что заявки трех участников закупки были отклонены. Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "ПМК").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного учреждения и победителя, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
По мнению заявителя, комиссией по осуществлению закупок были нарушены положения Федерального закона о контрактной системе при неправомерном:
- признании соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки заявки победителя в связи с указанием в ней недостоверных сведений о товарном знаке на предлагаемый к поставке товар,
- отклонении заявки ООО ИМК "ИНСАЙТ" ввиду выявления недостоверных сведений при предоставлении информации об отсутствии товарного знака на указанный товар.
КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения" были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 3582-ЭП/23 от 18.04.2023), согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при определении победителя закупки, а также отклонении заявки общества отсутствуют.
ООО "ПМК" направлено (вх. N 3708-ЭП/23 от 21.04.2023) информационное письмо производителя (АО "БАЙЕР"), из которого следует, что товару, указанному в заявке победителя, соответствует спорный товарный знак.
Необходимо особо отметить, что комиссии по осуществлению закупок заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам N А75-10530/2014, N А75-10026/2015, N А75-10269/2015, N А75-13421/2015, N А75-3746/2016, N А74-16013/2017, N А46-15281/2019).
Таким образом, в силу возложенной Федеральным законом о контрактной системе обязанности по проверке достоверности сведений, представленных в заявках участников закупок, уполномоченному учреждению следовало осуществить совокупность действий, направленных на такую проверку.
Оценивая доводы ООО ИМК "ИНСАЙТ", правомерность принятого комиссией по осуществлению закупок решения о признании заявки победителя соответствующей требованиям электронного аукциона, отклонении заявки общества, Комиссия исходила из следующего.
3.1. В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки выступала поставка магнитно-резонансного томографа со сверхпроводящим магнитом.
Характеристики закупаемого товара были конкретизированы заказчиком в документе "Описание объекта закупки".
По мнению заявителя, недостоверным является указание в заявке победителя сведений о товарном знаке в отношении товара "устройство для внутреннего введения магнитноконтрастных веществ MEDRAD Spectris Solaris EP с принадлежностями", поскольку 10 класс МКТУ в перечне товаров и/или услуг для такого товарного знака отсутствует.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 данной статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 данного закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Аналогичная информация была предусмотрена подпунктом "а" пункта 2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (далее - закупка, аукцион) и инструкция по ее заполнению (далее - инструкция, требования)", прилагающегося к извещению об осуществлении закупки.
Пунктом 8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе:
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Представленные оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 3693-ЭП/23 от 20.04.2023) на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/2491/23 от 18.04.2023) заявки участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе, свидетельствуют о том, что участником закупки с идентификационным номером заявки 113952111 (ООО "ПМК") к поставке была предложена система магнитно-резонансной томографии всего тела, со сверхпроводящим магнитом, в комплект которой включено устройство для внутреннего введения магнитноконтрастных веществ MEDRAD Spectris Solaris EP с принадлежностями (регистрационное удостоверение на медицинское изделие N РЗН 2015/3472 от 26.10.2022, выданное "Байер Медикал Кэа Инк.", США).
Из заявки ООО "ПМК" следует, что названный товар введен в гражданский оборот и маркирован товарным знаком с регистрационным номером 031235, имеющим следующее изображение:
Правовому регулированию товарных знаков в Российской Федерации посвящен параграф 2 главы 76 раздела VII части четвертой ГК РФ.
На основании пункта 1 статьи 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
В соответствии со статьей 1479 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном статьями 1503 и 1505 Кодекса (статья 1480 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Пунктом 1 статьи 1484 ГК РФ установлено, что лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
При этом исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 1484 ГК РФ).
Из пункта 2 статьи 1 Мадридского соглашения о международной регистрации знаков (далее - Мадридское соглашение) следует, что граждане каждой договаривающейся страны могут обеспечить во всех других странах-участницах данного Соглашения охрану своих знаков, применяемых для товаров или услуг и зарегистрированных в стране происхождения, путем подачи заявок на указанные знаки в зарегистрированных в стране происхождения, путем подачи заявок на указанные знаки в Международное бюро интеллектуальной собственности (далее - Международное бюро), упомянутое в Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, при посредстве ведомства указанной страны происхождения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Мадридского соглашения с даты регистрации, произведенной таким образом в Международном бюро в соответствии с положениями статей 3 и 3ter, в каждой заинтересованной Договаривающейся стране знаку предоставляется такая же охрана, как если бы он был заявлен там непосредственно. Классификация товаров или услуг, предусмотренная в статье 3 не связывает Договаривающиеся страны в отношении определения объема охраны знака.
В письме производителя товара, представленного победителем закупки, а также пояснениях уполномоченного учреждения указано на то, что рассматриваемый товарный знак, помимо регистрации на территории Российской Федерации (регистрационный номер 031235), зарегистрирован также по международной (мадридской) системе регистрации товарных знаков в Международном реестре товарных знаков Всемирной организации интеллектуальной собственности (номер регистрации 1463876), в информации о регистрации которой 10 класс МКТУ присутствует.
Кроме того, как отмечено КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения", из фотографических изображений, размещенных на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, однозначно следует, что товар маркирован спорным товарным знаком.
Комиссия, проанализировав содержание заявки ООО "ПМК", сведения о регистрации изображения, указанного победителем в заявке в качестве товарного знака, не может прийти к выводу о том, что маркировка данного товара таким товарным знаком не осуществляется. Его наличие подтверждается как фактом регистрации в рамках международной системы регистрации, так и нанесением товарного знака непосредственно на само медицинское изделие.
Вместе с тем Комиссия одновременно не может согласиться и с тем, участник закупки, указав в своей заявке конкретный номер регистрации товарного знака - 031235 (в который 10 класс и соответствующий ему товар не включен), предоставил достоверные сведения о товарном знаке в связи с тем, что область применения рассматриваемого товарного знака не распространяется на такое медицинское изделие.
При указанных обстоятельствах Комиссия признает довод жалобы общества обоснованным, а действия комиссии по осуществлению закупок при принятии решения о соответствии заявки ООО "ПМК" требованиям извещения об осуществлении закупки нарушающими положения пункта 8 части 12 статьи 48 и части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
3.2. Заявителем в поданной жалобе также фактически оспаривается правомерность отклонения заявки ООО ИМК "ИНСАЙТ" по причине недостоверности информации, указанной в заявке, свидетельствующей об отсутствии товарного знака на предлагаемый к поставке товар.
В подтверждение вышеуказанных доводов общество ссылалось на заключение патентного поверенного по результатам проведенного информационного поиска (исх. N 22001 от 21.04.2023), направленное в качестве дополнения к настоящей жалобе.
Согласно заключению перед патентным поверенным со стороны ООО ИМК "ИНСАЙТ" были поставлены вопросы о том, является ли используемое на товаре (маркировке товара) словесное обозначение наименования и (или) торгового наименования товара (медицинского изделия), а именно "Инжектор автоматический для введения контрастного вещества, вариант исполнения: Optistar Elite с принадлежностями", производства "Либел-Фларсхэйм Компани ЛЛС", США (Регистрационное удостоверение от 13.05.2022 N ФСЗ 2012/13277) в частности "OPTISTAR ELITE", зарегистрированным товарным знаком.
Кроме того, запрос общества содержал просьбу сообщить, зарегистрирован ли товарный знак в установленном законом порядке Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном статьями 1503 и 1505 ГК РФ.
Из заключения патентного поверенного следует, что обозначение, служащее для индивидуализации товара, не зарегистрировано в установленном порядке в Федеральной службе по интеллектуальной собственности в качестве товарного знака, не включено в Государственный реестр товарных знаков, следовательно, товарным знаком в смысле статьи 1477 ГК РФ не является.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0852500000123000833 от 11.04.2023 заявка общества отклонена со следующим обоснованием принятого решения: "п. 8 ч. 12 ст. 48 N 44-ФЗ - Недостоверность информации, содержащейся в заявке на участие в закупке: На основании п. 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N44-ФЗ отклонить заявку участника закупки в связи с установлением недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке. По позиции "Инжектор автоматический для введения контрастного вещества, вариант исполнения: Optistar Elite, с принадлежностями" указана недостоверная информация "Товарный знак: отсутствует". В связи с наличием товарного знака у предложенного медицинского изделия".
КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения" в представленных возражениях сообщило о наличии товарного знака у товара, который был указан ООО ИМК "ИНСАЙТ" в заявке на участие в аукционе. Таким товарным знаком служит словесное обозначение "OPTISTAR ELITE" (номер международной регистрации 77302540).
Кроме того, основанием принятия решения об отклонении заявки заявителя являются данные инструкции по применению на медицинское изделие, размещенной на официальном сайте органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение Реестра (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения) https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch, в которой производителем указано на то, что Optistar_Elite_ является товарным знаком.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что товар, указанный заявителем, обращается на территории Российской Федерации под указанным товарным знаком.
Вместе с тем Комиссия признает несостоятельными доводы общества о том, что факт отсутствия регистрации именно на территории Российской Федерации товарного знака свидетельствует об отсутствии товарного знака у товара.
Кроме того, по убеждению Комиссии, представленное обществом заключение патентного поверенного об отсутствии регистрации товарного знака в пределах Российской Федерации в условиях действия норм международного права интеллектуальной собственности не опровергает вышеизложенные выводы.
Дополнительно Комиссия отмечает, что предметом рассмотрения настоящей жалобы не является определение факта предоставления на территории Российской Федерации правовой охраны товарного знака, зарегистрированного в ином государстве. Участник закупки по смыслу подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе обязан указывать в своей заявке товарный знак в силу его фактического наличия вне зависимости от проведения соответствующих регистрационных действий, связанных с правовой охраной товарного знака, на территории обращения товара.
С учетом указанного, Комиссия, установив наличие товарного знака на предложенный ООО ИМК "ИНСАЙТ" к поставке товар, пришла к выводу о том, что комиссия по осуществлению закупок уполномоченного учреждения правомерно отклонила заявку общества, в связи с чем жалоба в данной части признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью Инжиниринговая Медицинская Компания "ИНСАЙТ" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку магнитно-резонансного томографа со сверхпроводящим магнитом (код вида медицинского изделия 135160 или 155920) (Реестровый номер 230907) (извещение N 0852500000123000833) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Калачинская центральная районная больница" в части неправомерного признания соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки заявки участника закупки.
2. Признать в действиях казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" нарушение пункта 8 части 12 статьи 48 и части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с его выдачей по делу N 055/06/106-469/2023 от 24.04.2023.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
<_> <_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 24 апреля 2023 г. N 055/06/106-470/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2023