Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок, председатель Комиссии; |
Чепурная Е.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии; |
Басалаева А.А. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии; |
в присутствии представителей Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу - Ковалевой Вероники Владимировны, Атик Светланы Александровны (по доверенностям),
в присутствии представителя ООО "ДАТА ТЕХНОЛОГИИ" - Селеменева Леонида Алексеевича (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме обращение заказчика - Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу (ИНН 5407120942) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ДАТА ТЕХНОЛОГИИ" (ИНН 7728289574, КПП 772801001) в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам электронного аукциона на поставку сканера потокового (малого) в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения), ИКЗ 231540712094254070100100000082620211,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение заказчика - Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ДАТА ТЕХНОЛОГИИ" в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам электронного аукциона на поставку сканера потокового (малого) в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения), ИКЗ 231540712094254070100100000082620211.
Из поступившего обращения Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
Управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу (далее - УТ МВД России по СФО) разместило в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки от 28.03.2023 N 0151100007223000009 на поставку сканера потокового (малого) в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.04.2023 N ИЭА1 победителем было признано ООО "ДАТА ТЕХНОЛОГИИ".
Заказчиком в порядке, предусмотренном ч. 13 ст. 75, ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) были осуществлены действия, направленные на заключение государственного контракта с ООО "ДАТА ТЕХНОЛОГИИ".
Однако в срок, предусмотренный ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, ООО "ДАТА ТЕХНОЛОГИИ" не подписало усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта.
Таким образом, в связи с тем, что участником закрытого электронного аукциона не были исполнены требования ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, такой участник был признан уклонившимся от заключения контракта.
ООО "ДАТА ТЕХНОЛОГИИ" на запрос Новосибирского УФАС России о причинах уклонения от заключения государственного контракта сообщило следующее.
Основной причиной не подписания контракта в установленный срок явились неполадки компьютера, на котором установлено программное обеспечение для работы с электронной цифровой подписью.
14.04.2023 сотрудником ООО "ДАТА ТЕХНОЛОГИИ" компьютер был передан на ремонт в сервисный центр и возвращен 17.04.2023.
Однако сотрудник общества посчитал, что срок на подписание проекта контракта истек, в связи с чем решил не предпринимать дальнейших действий.
При этом, 13.04.2023 обществом был заключен договор на поставку необходимого заказчику товара.
19.04.2023 ООО "ДАТА ТЕХНОЛОГИИ" внесло обеспечение исполнения контракта в размере 92500,00 рублей, а также направило письмо заказчику (N 23/04.038-К-ГК) с просьбой рассмотреть возможность заключить контракт на поставку необходимого заказчику товара.
ООО "ДАТА ТЕХНОЛОГИИ" сообщило, что не имело умысла уклоняться от заключения контракта, просило не включать сведения об обществе в реестр недобросовестных поставщиков, а также рассмотреть возможность заключить контракт с заказчиком.
Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 названного Закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный пп. "б" п. 2 ч. 6 ст. 51, пп. "в" п. 4 ч. 14 ст. 73, ч. 16 и ч. 22.2 ст. 95 названного Закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 N 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1078).
В силу пп. "а" п. 13 Правил N 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч.15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил N 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п. 14 и п. 15 названых Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 14 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 названных Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Законом о контрактной системе для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Законом о контрактной системе для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем, основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или отказ от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Законом о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.
Таким образом, при включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Оценивая действия ООО "ДАТА ТЕХНОЛОГИИ", направленные на заключение контракта, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из представленных информации и документов установлено, что ООО "ДАТА ТЕХНОЛОГИИ" не имело намерений (умысла) уклоняться от заключения контракта.
Установлено, что ООО "ДАТА ТЕХНОЛОГИИ" при подготовке к заключению контракта заключило договор на поставку товара в количестве, необходимом для поставки заказчику.
С 13.04.2023 по 19.04.2023 лицо, уполномоченное на подписание проекта контракта, было командировано, а полномочия на подписание проекта контракта были переданы иному сотруднику.
Вместе с тем, 14.04.2023 сотрудником были обнаружены неполадки компьютера, на котором установлено программное обеспечение для работы с электронной цифровой подписью, в связи с чем компьютер был передан на ремонт в сервисный центр и возвращен 17.04.2023.
Согласно пояснениям уполномоченного сотрудника после получения компьютера из ремонта им было установлено, что срок на подписание проекта контракта истек, в связи с чем было решено не предпринимать дальнейших действий.
По возвращению лица, уполномоченного на подписание проекта контракта, из командировки, обществом были совершены действия, направление на заключение контракта, а именно - внесено обеспечение исполнения контракта в виде денежных средств, а также направлено письмо заказчику с просьбой рассмотреть возможность заключить контракт на поставку необходимого заказчику товара.
Вышеназванные обстоятельства подтверждаются соответствующими документами, представленными ООО "ДАТА ТЕХНОЛОГИИ" в материалы рассматриваемого обращения.
Верховный Суд России в п. 41 Обзора Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" пришел к выводу, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает возможным сведения об ООО "ДАТА ТЕХНОЛОГИИ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Комиссия Новосибирского УФАС России, руководствуясь ст. 15.1 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", ч. 10 ст. 99, ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
В удовлетворении обращения Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу (ИНН 5407120942) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ДАТА ТЕХНОЛОГИИ" (ИНН 7728289574, КПП 772801001) отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии |
А.М. Заргаров |
|
|
Члены комиссии |
Е.В. Чепурная
А.А. Басалаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 26 апреля 2023 г. N 054/06/104-15/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2023