Резолютивная часть оглашена
28.04.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение администрации МБУ Октябрьского внутригородского района г.о.Самара "Перспектива" (далее - Заказчик, МБУ "Перспектива") о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Осипове Денисе Андреевиче (далее - Исполнитель, ИП Осипов Д.А.) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки по объекту: Оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (извещение N 0342300000123000016, начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей Заказчика с надлежаще оформленными доверенностями, Уполномоченным органом заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителя, ИП Осипов Д.А. надлежаще извещен, к ВКС не подключился,
УСТАНОВИЛА:
13.02.2023 между Заказчиком и ИП Осипов Д.А. заключен контракт N0016 на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (далее - Контракт).
Согласно подпункту а) пункту 3.2 Контракта Исполнитель обязан оказать услуги в соответствии с требованиями технического задания в предусмотренный настоящим Контрактом срок.
Согласно техническому заданию, услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (далее - услуги) оказываются квалифицированными специалистами, в соответствии с техническими требованиями завода-изготовителя, требованиями руководства по эксплуатации для каждой марки автотранспортных средств и действующим законодательством Российской Федерации. Исполнитель должен оказывать услуги по экспресс - тесту электронных систем, считывания кодов неисправностей поступивших автотранспортных средств.
14.02.2023, 16.02.2023, 21.02.2023, 27.02.2023 и 22.03.2023 были оказаны услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (Счет-фактуры NN 167, 96, 116, 105, 90). Данные услуги оплачены МБУ "Перспектива" (Платежные поручения N161 от 24.03.2023; NN170, 171, 172, 173 от 05.04.2023).
После этого МБУ "Перспектива" неоднократно направлялись автомобили для оказания услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (исх. NN 43/03-23 от 13.03.2023; 44/03-23 от 15.03.2023; 45/03-23 от 15.03.2023).
Письмом (вх. N27 от 15.03.2023) получено уведомление об отказе в оказании услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (далее - услуги).
Письмом исх. N47/03-23 от 17.03.2023 посредством единой информационной системы в адрес ИП Осипова Д.А. была направлена претензия об уплате штрафа в размере 5 000 рублей за неисполнение обязательств, предусмотренных Контрактом. Вместе с тем, данным письмом обращалось внимание на то, что в случае дальнейшего неисполнения условий Контракта на основании пункта 9 статьи 95 Закона о контрактной системе МБУ "Перспектива" вправе принять решение о расторжении контракта в одностороннем порядке в связи с отказом исполнителя от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Наложенный штраф оплачен ИП Осиповым Д.А. 19.03.2023 г. (Платежное поручение N237 от 19.03.2023.).
Однако, 24.03.2023 МБУ "Перспектива" было отказано не только в оказании услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автомобиля ГАЗель NEXT, но и в приемке сопроводительного письма-заявки и составлении заказ-наряда на оказание услуг, о чем составлен акт Nб/н от 24.03.2023.
Письмом исх. N59/03-23 от 28.03.2023 посредством единой информационной системы в адрес ИП Осипова Д.А. была направлена претензия об уплате штрафа в размере 5 000 рублей за неисполнение обязательств, предусмотренных Контрактом. Данный штраф ИП Осиповым Д.А. оплачен не был.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В связи с тем, что Исполнитель неоднократно нарушал обязательства по исполнению Контракта 10.04.2023 Заказчиком принято решение об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 10.04.2023, вступило в силу 21.04.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
ИП Осипов Д.А. пояснения относительно обстоятельств, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в антимонопольный орган не представил.
В рассматриваемом случае Исполнителем не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
На дату рассмотрения обращения услуги, являющиеся предметом закупки, в полном объеме не оказаны.
Заказчик в результате действий (бездействий) индивидуального предпринимателя лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Исполнителя.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ИП Осипов Д.А. выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Исполнителем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Индивидуальном предпринимателе Осипове Денисе Андреевиче в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об Индивидуальном предпринимателе Осипове Денисе Андреевиче из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 3 мая 2023 г. N РНП-63-96
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2023