Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУЗ "Городская станция переливания крови" (далее - Заказчик):;
ООО "СЭПЛАЙ МЕД" (далее - Участник, Поставщик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10251-ЭП/23 от 25.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку множественных антител против иммуноглобулинов/комплемента эритроцитов типирование ИВД, набор, реакция агглютинации для СПб ГКУЗ "Городская станция переливания крови" в 2023 году (извещение N 0372200081123000002),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 13.01.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку множественных антител против иммуноглобулинов/комплемента эритроцитов типирование ИВД, набор, реакция агглютинации для СПб ГКУЗ "Городская станция переливания крови" в 2023 году (извещение N 0372200081123000002) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 135 634,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.01.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "СЭПЛАЙ МЕД".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N Ф.2023.002 от 06.02.2023 на сумму 2 793 620,90 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался осуществить поставку множественных антител против иммуноглобулинов/комплемента эритроцитов типирование ИВД, набор, реакция агглютинации для СПб ГКУЗ "Городская станция переливания крови" (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.3, 12.6 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 13.04.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила следующее:
В соответствии с Дополнительным соглашением от 03.03.2023 N1 к Контракту с учетом потребности Заказчика в уменьшении количества Товара в пределах 30% и пропорциональному уменьшению цены Контракта, цена Контракта составляет 2 793 620 рублей 90 копеек, НДС не облагается, в связи с применением УСН на основании ст. 346 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 3.1.1 Контракта Поставщик обязан поставить Товар, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с условиями Контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
Согласно п. 5.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком по заявкам Заказчика на поставку Товара по форме Приложения N3 к Контракту. Заявка направляется на бумажном носителе или в электронном виде любым видом связи в том числе по электронной почте, факсимильной связи. Поставка осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента передачи заявки Поставщику, но не позднее 10.12.2023.
Заявка от 01.02.2023 Заказчиком была направлена на адрес электронной почты Поставщика и поступила Поставщику 02.02.2023 со сроком поставки 10 рабочих дней, то есть до 16.02.2023.
Письмом от 13.02.2023 Поставщик сообщил, что не сможет поставить Товар ранее 15.03.2023.
Гарантийным письмом от 17.02.2023 Поставщик сообщил, что в период с 10.03.2023 по 24.03.2023 гарантирует поставить Товар по заявке в полном объеме.
Письмом от 02.03.2023, направленным в адрес Заведующего отделом лабораторной диагностики - врача клинической лабораторной диагностики Полякова Николая Владимировича (вх. N 221 от 07.03.2023), Поставщик подтвердил готовность поставить Товар в период с 27.03.2023 по 10.04.2023.
Письмом от 24.03.2023 Поставщик сообщил, что готов поставить Товар по Контракту в срок с 30.03.2023 по 07.04.2023.
Однако по состоянию на 13.04.2023 обязательства по поставке Товара Поставщиком не исполнены.
Таким образом. Поставщик своих обязательств по Контракту не исполнил, тем самым нарушив пункт 5.1 Контракта.
На основании изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 13.04.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 24.04.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Пунктом 14.2 Контракта под обстоятельствами непреодолимой силы понимают такие обстоятельства, которые возникли после заключения Контракта в результате непредвиденных и непредотвратимых событий, неподвластных Сторонам, включая, но не ограничиваясь: пожар, наводнение, землетрясение, другие стихийные бедствия, запрещение властей, террористический акт при условии, что эти обстоятельства оказывают воздействие на выполнение обязательств по Контракту и подтверждены соответствующими уполномоченными органами.
02.02.2023 Поставщик получил заявку от Заказчика со сроком поставки 10 рабочих дней, то есть до 16.02.2023.
13.02.2023 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо с сообщением о том, что в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы, а именно землетрясения на территории страны поставщика (Турция), произошедшего 06.02.2023, не может гарантировать своевременную поставку товара. Поставщик также сообщил, что от своих обязательств по Контракту не отказывается и прикладывает все возможные усилия по поиску новых логистических цепочек. В связи с чем, гарантировать поставку товара ранее 15.03.2023 Поставщик не мог.
17.02.2023 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо, в котором на основании письма, полученного от ЗА ТРЕЙД ДИС ТИКАРЕТ/ZA TRADE DIS TICARET LTD от 13.02.2023, гарантировал полностью поставить Товар по заявке от 02.02.2023 по Контракту в период с 10.03.2023 г. по 24.03.2023.
23.03.2023 ООО "Сэплай Мед" получило от компании ЗА ТРЕЙД ДИС ТИКАРЕТ/ZA TRADE DIS TICARET LTD письмо с сообщением переносе доставки товара на территорию Российской Федерации на срок до 05.04.2023.
В связи с чем 24.03.2023 Поставщик направил письмо в адрес Заказчика с уведомлением о повторном переносе сроков поставки Товара по Контрактам. ООО "Сэплай Мед" гарантировало поставку Товара в полном объеме в период с 30.03.2023 г. по 07.04.2023.
13.04.2023 Заказчик принял Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании пунктов 12.3, 12.4 Контракта, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
18.04.2023 Поставщик направил Заказчику письмо, в котором сообщил о готовности осуществить поставку аналогичного Товара в соответствии с кодом КТРУ (21.20.23.110-00010155), указанном в Техническом задании аукционной документации (N 03722000811230000020, количественно необходимого для фактического исполнения обязательств (2 500 кассет) по заявке от 06.02.2023 по Контракту в срок до 24.04.2023.
26.04.2023 Поставщик направил Возражение на Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Представитель ООО "Сэплай Мед" поясняет, что Участник не уклонялся от исполнения Контракта, все действия ООО "Сэплай Мед" были направлены на надлежащее и своевременное исполнение обязательств по Контракту.
Поставщиком были использованы все способы и средства по исполнению Контракта: осуществлялась переписка с Заказчиком, Заказчик своевременно уведомлялся о ходе исполнения контракта, возникающих сложностях.
Представитель Участника поясняет, что ООО "Сэплай Мед" предпринимались действия по исполнению Контракта, однако столкнулось с невозможностью исполнить обязательства по государственному контракту в связи с обстоятельствами, не зависящими от него.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "СЭПЛАЙ МЕД" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "СЭПЛАЙ МЕД" совершало все необходимые действия, направленные на исполнение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "СЭПЛАЙ МЕД" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "СЭПЛАЙ МЕД" (ИНН: 7727469670) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 мая 2023 г. N РНП-78-561/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2023