Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10368-ЭП/23 от 26.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по корректировке проектной документации по объекту: строительство второго вестибюля станции "Балтийская" для нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002519000092),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.04.2019 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса на выполнение работ по корректировке проектной документации по объекту: строительство второго вестибюля станции "Балтийская" для нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002519000092) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 90 048 174,47 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 04.06.2019 N ППИ1 победителем Конкурса признано ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс".
По результатам закупки Заказчиком с ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс" заключен государственный контракт N ПМ-7/2019 от 19.06.2019 на сумму 90 048 174,47 рублей (далее - Контракт) в соответствии с которым Участник обязался выполнить работы по корректировке проектной документации по объекту: строительство второго вестибюля станции "Балтийская" для нужд Санкт-Петербурга (далее - Работы).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 12.04.2023 ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи со следующими обстоятельствами:
Подписанием акта о приемке выполненных работ (КС-2) N 1/456 от 24.12.2019, в соответствии с п.п. 6.1-6.7 Контракта и Соглашением о приемке работ (Приложение N 5 к Контракту), Заказчик принял результаты инженерных изысканий и откорректированную проектную документацию в отношении этапа N 1, предусмотренного Приложением N 4 к Контракту.
По словам представителя Участника соблюдение сроков выполнения Работ в отношении этапа N 2 (до 09.09.2020) явилось невозможным в следствии наличия обстоятельств непреодолимой силы.
Письмом от 22.01.2021 N 3027-20-184 Участник уведомил Заказчика о таких форс-мажорных обстоятельствах, не позволяющих выполнить Работы по этапу N 2 в соответствии с календарным планом работ по Контракту.
Согласно заключению Союза "Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата" от 24.12.2020 г. N 101/251-25 общий период наличия обстоятельств непреодолимой силы составляет с 30.03.2020 по 11.05.2020, с 04.06.2020 по 26.07.2020, с 10.08.2020 по 23.08.2020, с 08.09.2020 по 12.10.2020, с 15.10.2020 по 12.11.2020, в совокупности 174 дня.
Проектная документация по этапу N 2 была разработана и передана в адрес Технического заказчика (СПб ГКУ "ДТС"):
- накладная N 2553 от 24.11.2020 (письмо N 3027-20-4565 от 26.11.2020);
- накладная N 2570 от 27.11.2020 (письмо N 3027-20-4572 от 27.11.2020);
- накладная N 2570/1 от 27.11.2020 (письмо N 3027-20-4597 от 01.12.2020);
- накладная N 2570/2 от 27.11.2020 (письмо N 3027-20-4738 от 10.12.2020);
- накладная N 2570/3 от 27.11.2020 (письмо N 3027-20-4788 от 16.12.2020);
- накладная N 144 от 29.01.2021 (письмо N 3027-20-281 от 29.01.2021).
Письмом от 24.09.2021 N 3027-20-3583 ОАО "НИПИИ" "Ленметрогипротранс" уведомило Заказчика, что проектная документация по этапу N 2 разработана в соответствии с условиями Контракта и передана в адрес Технического заказчика (СПб ГКУ "ДТС"), но в отсутствие проекта планировки территории получение положительного заключения не представляется возможным.
В установленный Контрактом 10-дневный срок (п. 6 Приложения N 1 к Дополнительному соглашению N 2 от 03.09.2019) от Заказчика не поступили замечания в отношении качества и объема выполненных Работ, в связи с чем Участник считает, что проектная документация по этапу N 2 принята Заказчиком в соответствии с условиями Контракта.
Письмом от 25.10.2021 N 01-15348/21-1-1 СПб ГКУ "ДТС" направило в адрес Участника замечания ГУП "Санкт-Петербургский метрополитен" в отношении переданной проектной документации.
Письмами от 17.11.2021 N 3027-09-4202, 18.11.2021 N 3027-09-4217, 02.12.2021 N 3027-09-4405 ОАО "НИПИИ" "Ленметрогипротранс" направило техническому заказчику откорректированные по замечаниям ГУП "Санкт-Петербургский метрополитен" материалы проектной документации в объеме, возможном для корректировки в отсутствие проекта планировки территории.
Письмами от 07.10.2022 N 3027-20-3715, 3027-20-3716, 17.10.2022 N 3027-20-3814 Участник уведомил Заказчика о готовности актуализировать материалы инженерных изысканий, проектных решений, сметную стоимость после утверждения проекта планировки территории и определения источника финансирования работ по такой актуализации.
Данные обращения были оставлены Заказчиком без надлежащей реакции. Проект планировки территории также не был утвержден.
Актуализация проектной документации для ее соответствия требованиям ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующим на дату утверждения проекта планировки территории, необходимость которой является следствием неисполнения Заказчиком своих обязательств по своевременному представлению в орган, уполномоченный на проведение государственной экспертизы, исходно-разрешительной документации (проекта планировки территории и межевания территории) в обязанность Подрядчика, предусмотренную условиями Контракта, не входит.
В соответствии с ч. 1 ст. 718 ГК РФ Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 Гражданского кодекса Российской Федерации, если предусмотренное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.
В соответствии с ч. 1 ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 328 ГК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 719 ГК РФ подрядчик при наличии вышеуказанных обстоятельств, вправе отказаться от исполнения договора.
Кроме того, Заказчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, в соответствии со ст. 762 ГК РФ, обязан, если иное не предусмотрено договором:
- уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ;
- участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.
Таким образом, Участник считает, что в силу отсутствия утвержденного проекта планировки территории, как основания для подготовки проектной документации, истечения сроков годности инженерных изысканий, технических условий ресурсоснабжающих организаций, завершение Работ по Контракту не представляется возможным по обстоятельствам, не зависящим от ОАО "НИПИИ" "Ленметрогипротранс".
Согласно п. 5.3.3 Контракта подрядчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Учитывая вышеизложенное, на основании ч. 1 ст. 718, ч. 2 ст. 719, ч. 2 ст. 328, ст. 762 ГК РФ, в связи с несвоевременным исполнением Заказчиком указанных выше обязательств по Контракту, в соответствии с п. 5.3.3 Контракта, ОАО "НИПИИ" "Ленметрогипротранс" приняло решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.04.2023 Участник сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы (получено Заказчиком 13.04.2023).
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия ОАО "НИПИИ" "Ленметрогипротранс" Решения, Заказчиком устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 26.04.2023.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
В соответствии с п. 4.2 Контракта результатом работ по Контракту является откорректированная проектная документация, состоящая из текстовой и графической частей и разработанная в соответствии с условиями Контракта, получившая положительное заключение государственной экспертизы.
На момент заседания Комиссии УФАС Работы по этапу N 2 Календарного плана выполнения работ "Проектирование подземного вестибюля с наклонным ходом" Участником к приемке в соответствии с условиями Контракта не предъявлялись, Заказчиком не принимались и не оплачивались.
Пунктом 5.2.2 Контракта предусмотрено, что Подрядчик обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней письменно предупредить Заказчика при обнаружении не зависящих от Подрядчика обстоятельствах, которые создают невозможность завершения Подрядчиком работ в установленный срок. В случае, если Подрядчик своевременно не предупредил Заказчика о таких обстоятельствах в срок, необходимый для устранения таких обстоятельств, ответственность за невыполнение, ненадлежащее выполнение работ возлагается на Подрядчика.
От Участника писем о приостановлении Работ по Контракту в адрес Заказчика не поступало.
В соответствии с п. 1 ст. 721 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Согласно п. 1 ст. 761 ГК РФ Подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ.
Таким образом, Заказчик полагает, что разработка проектной документации по Объекту завершена в составе и объеме, недостаточном для направления на государственную экспертизу, поскольку Заказчик не обеспечен проектной документацией, соответствующей требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, пригодной для направления на проведение процедуры государственной экспертизы проектной документации с перспективой получения положительного заключения.
Исходя из п. 3.8 Контракта окончательный расчет производится Заказчиком после выполнения работ в полном объеме, включая устранение выявленных в процессе приемки недостатков.
Участник устранился от исполнения Контракта, ввиду чего в его адрес была выставлена претензия от 09.09.2022 N 01-15-4140/22-0-0 с неустойкой на сумму 3 382 906,22 рублей, которая осталась без удовлетворения.
Заказчик считает, что Решение Участника является недействительным, поскольку противоречит положениям Закона о контрактной системе, ГК РФ, нарушает права и законные интересы Заказчика, ведет к причинению убытков бюджету Санкт-Петербурга, а также затрагивает публичные интересы.
Проектная документация Участником в полном объеме не разработана, на согласование с Заказчиком не представлена, также требуется актуализация материалов инженерных изысканий и технических условий.
Проектная документация по Объекту по результатам рассмотрения получила замечания ГУП "Петербургский метрополитен" письмами от 11.03.2020 N 103-145-2426, от 13.09.2021 N 103-145-9891, от 25.10.2021 N 102-145-11706 и СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" письмом от 25.10.2021 от 01-15348/21-1-1, однако не была откорректирована и не представлена на согласование.
С учетом изложенного, Заказчик полагает, что отсутствие утвержденной ДПТ не является единственным препятствием к получению положительного заключения государственной экспертизы, по вине Участника направление проектной документации по Объекту на проведение государственной экспертизы на сегодняшний день нецелесообразно, а решение об одностороннем отказе от исполнения контракта преждевременно.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с п. 4 ст. 450.1 ГК РФ, сторона которой ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Принимая во внимание требования ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик письмом от 20.04.2023 N 01-18-5002/23-0-1 направил возражения на Решение Участника и просил в течение 3 дней с момента получения возражений отозвать Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, обеспечить Заказчика надлежащей проектной документацией, готовой для получения положительного заключения государственной экспертизы. Возражений Заказчика Участник во внимание не принял.
Таким образом, по мнению Заказчика обстоятельства, на которые ссылается Участник, не могут являться основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, Участнику следовало исполнить требования п. 5.2.11 Контракта и обеспечить Заказчика надлежащей документацией.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс" (ИНН: 7808023308), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 мая 2023 г. N РНП-78-572/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2023