Резолютивная часть решения оглашена 05.05.2023 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Авангард" (далее- заявитель) на положения извещения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания воспитанников муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений (извещение N 0828600002423000054) в присутствии представителя заявителя - ООО "Авангард" _ (доверенность от 01.02.2023 N б/н), представителя уполномоченного органа - МКУ "Управление муниципальными закупками Киржачского района" _ (распоряжение от 15.02.2017 N 18-рк).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/32- 299/2023 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Авангард" на положения
извещения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания воспитанников муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений (извещение N 0828600002423000054).
Заявитель полагает, что извещение рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме содержит нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. В частности, заявитель указывает на следующее.
1. Проект контракта и Приложение N 3 к извещению "Требования к содержанию составу заявки инструкция ЭК" не одержит приложения Техническое задание (Приложение N 2). В то время как пункт 34 Извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме одержит данный электронный документ.
2. В пункте 2.13 Приложения N 3 к извещению "Требование к содержанию составу заявки инструкция ЭК" не содержит информации о возможности предоставить декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным п. 3-5, 7-11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
3. Пункт 20 Извещения "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств. Требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств" не содержит информации о том, что участник закупки, с которым заключается контракт, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 (трех) контрактов (договоров), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
4. Заявитель выражает несогласие с порядком оценки заявок участников по детализирующему показателю оценки "Характеристика (качество услуг)" показателя "Качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". Установленная шкала оценки по детализирующему показателю Критерия является непропорциональной и не учитывает зависимость между представленными сведениями участником закупки и количеством присваиваемых баллов.
По мнению заявителя, данные требования не позволяют потенциальным участникам закупки прийти к однозначному выводу какое количество баллов будет присвоено комиссией при оценке заявок по детализирующему показателю в случае наличия технического предложения о качестве оказываемых услуг по объекту закупки с наличием только раздела 1 или только раздела 2 или только раздела 3 или только раздела 4.
Вместе с тем, заказчик будет оценивать описание используемого оборудования и машин (раздел номер 3); описание необходимых трудовых ресурсов (раздел номер 4), что не относится к предмету закупки.
Иными словами, наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации должны оцениваться в рамках критерия оценки "квалификация участников закупки" (п. 24 Положения N 2604), а не в рамках критерия "характеристика объекта закупки".
Заказчик произвольно трактует порядок оценки и предоставляет антиконкурентные преимущества определенному кругу участников, основываясь на субъективной оценке, что свидетельствует о несоблюдении им принципов отсутствия необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам Конкурса.
Таким образом, заявитель считает, что положение порядка оценки заявок участников закупки о принятии к оценке предложений участников конкурса в рамках критерия оценки "Характеристики объекта закупки" не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта и исключает возможность объективной оценки поданных заявок.
5. Заявитель выражает несогласие с порядком оценки заявок участников по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки" (далее - Квалификация участников закупки).
В соответствии с извещением о проведении Конкурса Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по указанному детализирующему показателю установлено, в том числе следующее:
"Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор (договоры);
- акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
1. Предмет договора сопоставимый с предметом контракта".
В связи с тем, что наименование объекта закупки - "Организация горячего питания воспитанников муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений", то Требование Уполномоченного учреждения/Заказчика о принятии к оценке исключительно договоры на оказание услуг по организации горячего питания воспитанников муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений не обосновано сужают круг потенциальных участников, не позволяют выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, не подтверждены какими-либо федеральными законами РФ и влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что извещение открытого конкурса в электронной форме не содержит нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Установленные критерии соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Заслушав мнения сторон, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
20.04.2023 на официальном сайте в Единой Информационной системе в сфере закупок размещено извещение N 0828600002423000054 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания воспитанников муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений.
Начальная (максимальная) цена контракта 15 714 945,00 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Рассмотрев материалы дела, Комиссией установлено, что техническое задание открытого конкурса в электронной форме, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по её заполнению (приложение N 3 к извещению) размещены заказчиком в установленном порядке на сайте ЕИС РФ в сфере закупок.
Следовательно, довод жалобы не находит своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Приложением N 3 к извещению "Требования к содержанию составу заявки инструкция_ЭК" установлено, что информация о принадлежности участника закупки к социально-ориентированным некоммерческим организациям и субъектам малого предпринимательства, а также на соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-11, части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок включается участником закупки в заявку на участие в закупке, никакого ограничения по порядку и в каком виде должна подаваться данная информация извещением не установлено. Функционал электронной площадки дает возможность участнику закупки подать данную декларацию в составе заявки с использование программно-аппаратных средств и она будет принята к рассмотрению комиссий.
Таким образом, довод жалобы является несостоятельным.
3. В соответствии с частями 2,3 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Закон о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает обязанности заказчика дублировать вышеуказанные положения статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещение о проведении закупки. В силу изложенного, довод жалобы является несостоятельным.
3. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 установлен порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что по детализирующему показателю "Характеристика (качество услуг)" показателя "Качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" заказчиком установлена следующая шкала оценки:
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество баллов |
а |
Отсутствие технического предложения о качестве оказываемых услуг по объекту закупки: не представлено техническое предложение о качестве оказываемых услуг по объекту закупки в полном объеме. |
0 |
б |
Наличие технического предложения о качестве оказываемых услуг по объекту закупки с неполным описанием: отсутствует в представленном техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки два раздела описания оказываемой услуги при обязательном наличии раздела номер 1 описания оказываемой услуги или отсутствует в представленном техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки раздела номер 1 описания оказываемой услуги. |
20 |
в |
Наличие технического предложения о качестве оказываемых услуг по объекту закупки с частичным описанием: отсутствует в представленном техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки один из разделов описания оказываемой услуги при обязательном наличии раздела номер 1 описания оказываемой услуги. |
60 |
г |
Наличие технического предложения о качестве оказываемых услуг по объекту закупки с полным описанием: наличие всех разделов описания оказываемой услуги. |
100 |
Проанализировав шкалу, Комиссия полагает, что данная шкала оценки соответствует требованиям действующего законодательства. Заявителем не предоставлено доказательств того, что данная шкала оценки каким-либо образом ограничивает его права и законные интересы и препятствует участию в закупке.
В силу изложенного, жалоба по данному доводу является необоснованной.
5. Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работ, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников" заказчиком установлено, что при проведении процедуры оценки и рассмотрения заявок на участие в закупке заказчиком принимаются к рассмотрению документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в частности предмет договора сопоставим с предметом контракта.
Как следует из пояснений представителя уполномоченного органа, к рассмотрению принимаются любые контракты на оказание услуг по организации горячего питания во всех социальных сферах, также больницах и лагерях. В силу изложенного Комиссия не усматривает в данном показателе, каких-либо требований ограничивающих количество участников закупки и нарушающих положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод жалобы является несостоятельным.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Авангард" на положения извещения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по оказание услуг по организации горячего питания воспитанников муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений (извещение N 0828600002423000054).
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Исп. _
тел.(4922) 33-49-78, вн.033-125
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 5 мая 2023 г. N 033/06/32-299/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2023