Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФБУН НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера (далее - Заказчик):;
ИП Конникова Эдуарда Сергеевича (далее - Участник, Поставщик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10764-ЭП/23 от 02.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на приобретение лабораторного пластика для выполнения научных исследований (извещение N 0372100003722000092),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.08.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение лабораторного пластика для выполнения научных исследований (извещение N 0372100003722000092) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 956 143,60 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.09.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Конников Эдуард Сергеевич.
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен контракт N 0372100003722000092 от 13.09.2022 на сумму 588 028,16 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался осуществить поставку лабораторного пластика для выполнения научных исследований (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 18.04.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с п. 3.1. Контракта поставка Товара осуществляется с 12.09.2022 (в случае заключения Контракта позднее указанной даты - с момента заключения Контракта) до 20.12.2022.
Обязательства по поставке Товара частично исполнены Поставщиком 30.12.2022 и частично исполнены Поставщиком 06.04.2023.
Указанные нарушения подтверждаются претензией N 1348-22 от 22.12.2022, претензией N004-23 от 10.01.2023, претензией N397-23 от 12.04.2023, счетом-фактурой N164 от 30.12.2022, счетом-фактурой N58 от 06.04.2023.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 18.04.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 02.05.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Поставщик планировал к поставке Товар из стран происхождения КНР, Республика Беларусь, Российская Федерация.
01.08.2022 между Поставщиком и ООО "КиМ Медикал" заключен договор поставки (экспедиции и логистики) N 56 на поставку Товара из Китайской Народной Республики по заявкам.
Начиная с 01.08.2022 по настоящее время, Поставщик осуществлял предварительную заявку по соответствующим медицинским изделиям, так как планировал в максимально сжатые сроки поставить Заказчику Товар.
16.09.2022 исх. 16/05-ЗВ направлена заявка N 23 КМ на поставку Товара медицинского назначения с приложением.
Таким образом, я рассчитывал, что после участия в аукционе, Товар прибудет в согласованные сроки, то есть до 20.12.2022.
28.10.2022 на склад Поставщика поступил Товар согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) по позициям: 1, 5, 6, 7, 8.
02.11.2022 Товар по вышеуказанным позициям отгружен Заказчику товарная накладная N 86 на общую сумму 173 817,85 руб.
Также от поставщика поступила информация, что часть груза была повреждена ООО ТК "СПАК", кроме того груз поступил с нарушением сроков, по Договору до 30.09.2022, по факту 24-26 октября 2022.
15.11.2022 Поставщику поступил ответ N 593 от ООО "КиМ Медикал" о том, что срок поставки Товара 60 дней по КНР и 120 дней по Республике Беларусь.
ИП Конников Эдуард Сергеевич незамедлительно уведомил Заказчика о возникших трудностях при исполнении Контракта.
25.11.2022 исх. 25/05-ЗВ направлена заявка N 47 КМ поставщику о срочном исполнении по поставке товара.
29.11.2022 на склад Поставщика поступил Товар согласно Спецификации по позициям: 10, 11, 12.
01.12.2022 товар по вышеуказанным позициям отгружен Заказчику товарная накладная N 118 на общую сумму 94 821,50 руб.
23.12.2022 на склад Поставщика поступил Товар согласно Спецификации по позиции: 4.
26.12.2022 Товар по вышеуказанным позициям отгружен Заказчику товарная накладная N 164 на общую сумму 17 252,00 руб.
26.12.2022 от ООО "КиМ Медикал" поступило письмо N 711 о задержке товара в связи с невозможностью пройти границу России, предполагаемые сроки поставки до 25.01.2023.
21.01.2023 контейнер SEKU6296465 таможенным постом ЖДПП Забайкальск в рамках системы управления рисками назначено проведение таможенного досмотра. Контейнер до настоящего времени не поступил, в связи с невозможностью исполнения ОАО "РЖД" обязанности по предоставлению места для осмотра контейнера таможенной группой, на запросы ОАО "РЖД" не отвечает, либо ссылается на то обстоятельство, что ведутся работы.
23.01.2023 от ООО "КиМ Медикал" поступило письмо N 012 о задержке товара в связи с длительным оформлением Товара на таможне. Поставщик сообщил, что предполагаемые сроки поставки до 30.01.2023.
Однако по настоящий момент Товар не прошел таможенный контроль и не был доставлен.
10.03.2023 выставлено требование N 7 КМ о незамедлительном исполнении Договора N56.
30.03.2023 на склад ИП Конникова Эдуарда Сергеевича поступил Товар согласно Спецификации по позиции: 13, 14.
03.04.2023 Товар по вышеуказанным позициям отгружен Заказчику товарная накладная N 58 на общую сумму 12 315,66 руб.
Согласно ответу на требования N 7 КМ, поставщик предоставил переписку и запросы от ОАО "РЖД", Федеральной таможенной службы РФ и контрагентов.
Согласно ответу ОДО "Полиэфир" (позиция 15) данный Товар больше не производит. Возможно, замена на товар страна происхождения КНР.
Согласно ответу ООО "БиоПИК" отказывается поставлять Товар (позиция 2,3), так как работает с Заказчиком на прямую.
Согласно ответу ООО "Компания Хеликон" отказывается поставлять товар (позиция 2, 3), так как работает с Заказчиком на прямую.
18.04.2023 Заказчик принял решение об одностороннем расторжении, в связи с чем у Поставщика осталось 10 дней на исполнение Контракта. Единственным решением было закупить товар с минусовой рентабельностью. Однако необходимый к поставке товар был продан, срок изготовления товара 90 дней.
На основании изложенного Участник ходатайствовал о невключении ИП Конникова Эдуарда Сергеевича в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что в полном объеме Участником не были исполнены принятые на себя обязательства по Контракту.
Участник не осуществил поставку Товара в соответствии с условиями Контракта.
Таким образом, у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта. Нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта, носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме и надлежащим образом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности стал победителем Аукциона, при этом не исполнив установленные Контрактом условия. Нарушения условий Контракта, в установленный Заказчиком срок, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Конникова Эдуарда Сергеевича, ИНН: 590614629634 включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Конников Эдуард Сергеевич в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
02.05.23 |
04.05.23 |
02.05.23 |
0 |
02.05.23 |
11.05.23 |
10.05.23 |
0 |
15.05.23 |
15.05.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 мая 2023 г. N РНП-78-586/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2023