Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии -А.А. Кириллова, ВрИО заместителя руководителя-начальника аналитического отдела, начальник контрольного отдела, члены Комиссии - М.А. Грицай, заместитель начальника, О.П. Чупрунова, главный специалист - эксперт, рассмотрев обращение заказчика - ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ИП Борисове В.А. (ИНН 241105558941) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку угля, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о внесении сведений об ИП Борисове В.А. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка угля", извещение N 0319100031921000148, идентификационный код закупки 211246200332024620100101420010520244.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки вышеуказанного обращения заказчика на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и ИП Борисов В.А. (далее - подрядчик), указанным в ЕИС, были направлены уведомления о проведении внеплановой проверки N РНП 024/10/104-1244/2023, в которых содержалось требование о представлении необходимой информации для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседаний Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На заседании Комиссии по рассмотрению обращения заказчика о включении ИП Борисов А.В. в реестр недобросовестных поставщиков, состоявшемся 11 мая 2023 года в 11:30, отсутствовали представители поставщика и представителя заказчика.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка угля".
По результатам проведения закупки между заказчиком и ИП Борисовым А.В. заключен контракт N 148/11/5-22 на поставку товара для нужд СибГУ им. М.Ф. Решетнева (далее - контракт).
В рамках исполнения контракта заказчиком в адрес Поставщика были направлены заявки на поставку бурого угля для учебно-опытного лесхоза. В связи с поставкой товара ненадлежащего качества Поставщику были направлены уведомления, в соответствии с которыми Заказчик просил произвести поставку товара на условиях контракта (письмо N148/11/137 от 04.02.2022, письмо N148/11/141 от 10.02.2022).
Однако до настоящего времени обязательства по поставке бурого угля Поставщиком не были произведены.
В связи с указанным на основании пункта 10.1 контракта, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту, что стало основанием для обращения в Красноярское УФАС России с просьбой о включении сведений об ИП Борисове А.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
При рассмотрении настоящего обращения Комиссия установила, что индивидуальным предпринимателем осуществлялись действия по исполнению контракта, что следует из представленных материалов в рамках рассмотрения обращения о взаимодействии между заказчиком и поставщиком - ИП Борисовым А.В. В качестве действий, подтверждающих добросовестность индивидуального предпринимателя Комиссия принимает тот факт, что товар все же был поставлен заказчику, что само по себе не может свидетельствовать о недобросовестности ИП Борисова А.В.
Вместе с тем, указание заказчика на то, что поставленный товар был ненадлежащего качества образует гражданско-правовой спор между сторонами, поскольку поставщик с указанным не согласен. Рассмотрение данного спора может осуществляться только в судебном порядке и в данном случае Комиссия не правомочна подменять суд и давать указанным обстоятельствам собственную оценку.
Комиссия не усматривает достаточных оснований для включения индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков, более того по иным контрактам, информация о которых размещена в ЕИС ИП Борисов А.В. надлежащим образом исполнил свои обязательства.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Комиссия отмечает, что не приходит к выводам, что заказчиком принято неправомерное решение или что заказчиком нарушена процедура расторжения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что общество должно быть подвержено такой санкции, как включение в Реестр. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющие гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в Реестр предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Ввиду изложенного, по результатам изучения совокупности сведений, содержащихся в материалах обращения, рассматриваемых Комиссией по факту нарушения обществом существенных условий контракта, руководствуясь пунктом 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) приняла решение об отказе во включении информации об ИП Борисове А.В. (ИНН 241105558941) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии А.А. Кириллова
Члены Комиссии: М.А. Грицай
О.П. Чупрунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 мая 2023 г. N 024/10/104-1244/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2023