Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев обращение, направленное Федеральным государственным казенным образовательным учреждением высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - заказчик) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Велес" (далее - общество, подрядчик ООО "Велес") в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 53, заключенного 05.12.2022 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Капитальный ремонт кровли объекта "Учебный корпус (литеры Д, Д1)", расположенного по адресу: г. Омск, пр. Комарова, д.7" (извещение N 0352100000622000046) (далее соответственно - электронный аукцион, закупка, контракт),
в присутствии представителя общества - "_" (доверенность N 15/05/2023 от 15.05.2023);
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заказчика - "_" (доверенность N 2 от 10.01.2023)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 4237-ЭП/23 от 10.05.2023) обращение о включении информации о подрядчике в Реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 14.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение об осуществлении закупки N 0352100000622000046 с начальной (максимальной) ценой контракта 5 254 580,50 руб.
15.11.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения подрядчика от 23.11.2023 заявка единственного участника признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. Электронный аукцион признан несостоявшимся на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона о контрактной системе
05.12.2022 заказчиком с обществом заключен контракт N 53 (номер реестровой записи контракта 1550702884522000080).
24.04.2023 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением решения в виде электронного документа (исх. N 10/2440 от 24.04.2023).
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 10.05.2023.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что информация об ООО "Велес" подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Пунктами 1.1, 3.1, 3.2, 3.4, 5.4 контракта было установлено следующее: "Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работы по капитальному ремонту кровли объекта "Учебный корпус (литеры Д, Д1), расположенного по адресу: г. Омск, пр. Комарова, 7 (далее именуются - работы), в соответствии с условиями настоящего Контракта, техническим заданием на производство работ (Приложение N 2 к настоящему Контракту) и локальным сметным расчётом N 02-01-04 (Приложение N 1 к настоящему Контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта.
Работы выполняются Подрядчиком в соответствии с техническим заданием на производство работ, локальным сметным расчетом, а также техническими нормами и эксплуатационно-техническими и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок организации выполнения работ, действующими в Российской Федерации.
Заказчик в течение трёх рабочих дней со дня подписания Контракта обязуется предоставить Подрядчику доступ к объектам проведения работ, указанным в пункте 1.1 настоящего Контракта. Передача объектов Заказчиком Подрядчику оформляется актом приёма-передачи объекта ремонта (Приложение N 3 к настоящему Контракту).
Сроки выполнения работ: от даты заключения контракта до 30 мая 2023 года.
5.4. Подрядчик обязан:
5.4.1. Выполнить работы качественно, в соответствии с локальным сметным расчетом на производство работ, техническим заданием на производство работ, в предусмотренный настоящим Контрактом срок.
5.4.4. Не позднее двух дней с момента заключения Контракта предоставить Заказчику списки работников, задействованных при проведении работ на объекте ремонта в соответствии с Контрактом. В случае если работники, указанные в списке, не могут быть допущены на объекты Заказчика в соответствии с пропускным режимом, установленным нормативными правовыми актами МВД России, Подрядчик обязуется окончательный список предоставить не позднее десяти дней с момента заключения контракта.
5.4.5. Не позднее пяти дней с момента подписания Контракта предоставить Заказчику список работников Подрядчика, ответственных за проведение видов работ.
5.4.6. Назначить своего представителя на объекте ремонта, который будет осуществлять технический и производственный контроль качества работ, включая входной контроль рабочей документации, изделий, материалов и оборудования, операционный контроль отдельных процессов и приемочный контроль работ, а также принимать оперативные решения по всем вопросам, возникающим у представителя Заказчика в ходе контроля над выполнением работ.
5.4.14. Предоставить Заказчику в течение десяти дней с момента заключения настоящего Контракта образцы материалов, сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие качество материалов, предназначенных для использования при выполнении работ.".
Пунктом 5.1.5 контракта было предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в случаях:
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом и (или) если подрядчиком в назначенный заказчиком срок не принимаются меры по устранению выявленных недостатков, либо если такие недостатки являются существенными и неустранимыми.
Хронология взаимодействия заказчика и общества при исполнении контракта свидетельствует о следующем:
12.01.2023 - заказчиком в адрес общества направлен акт приема передачи объектов ремонта.
13.02.2023 - обществом в адрес заказчика направлено (исх. N 2023/0213) предложение заключить дополнительное соглашение на основании пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в связи с существенным увеличением цены товаров, используемых при выполнении работ с приложением обоснования увеличения цены.
28.02.2023 заказчиком обществу дан ответ о том, что заключение дополнительного соглашения невозможно, так как действие пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе распространяется только на контракты, заключенные в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе.
14.03.2023 - обществом в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 2023/0314), содержащее замечания к проектной-сметной документации, а именно отсутствие погрузо-разгрузочных работ, также предложено заменить кровельную мембрану.
В ответ на данное письмо заказчик указал (исх. N 10/1598 от 22.03.2023), что отсутствующие работы на сумму 42368,96 руб. будут учтены путем заключения дополнительного соглашения.
Замена мембранного перекрытия невозможна, так как предлагаемый обществом товара не обладает улучшенными характеристиками.
Протокол совещания по вопросам капитального ремонта от 07.04.2023.
10.04.2023 обществом в адрес заказчика направлено письмо с просьбой повторно рассмотреть вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон.
Письмом от 21.04.2023 заказчик сообщил об отсутствии оснований для расторжения контракта по соглашению сторон.
Учитывая, что обществом были нарушены существенные условия контракта, 24.04.2023 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация, размещенная на официальном сайте ЕИС, свидетельствует о том, что датой уведомления подрядчика является 24.04.2023.
Следовательно, в период с 25.04.2023 по 04.05.2023 подрядчик имел возможность устранить нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 10.05.2023 с указанием даты расторжения 05.05.2023. В рассматриваемом обращении заказчика также указана дата расторжения 05.05.2023
Таким образом, заказчиком в полной мере соблюдены требования частей 12.1, 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 15 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу подпункта "д" пункта 9 Правил подрядчик считается надлежащим образом уведомленным о месте, дате и времени рассмотрения настоящего обращения заказчика.
Более того, Омским УФАС России 11.05.2023 в адрес общества было направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 15.05.2023 письменных объяснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 17.05.2023 в 12:30 час. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос представителем общества были представлены объяснения (вх. N 4415-ЭП/23 от 16.05.2023), из содержания которых следует, что исполнителем фактически не оспаривается факт нарушения условий контракта.
Представителем общества также пояснено, что ненадлежащее выполнение взятых на себя обязательств было вызвано, в том числе увеличением цены материалов, которые должны использоваться при выполнении работ, а именно полимерного материала Logicroof V-RP-1,5.
В материалы дела заказчиком представлено письмо общества от 13.02.2023 (исх. N 2023/0213), в котором подрядчик извещает заказчика о вышеуказанном обстоятельстве. К настоящему письму были приложены: расчет на основании конъюктурного анализа рынка от 10.02.2023, сам конъюктурный анализ рынка от 10.02.2023, коммерческие предложения от ООО "ТФ Сибстройдизайн" (исх. от 09.02.2023 б/н), индивидуального предпринимателя Лозового Владимира Владимировича (без даты и без номера), ООО "Аванта плюс" (без даты и без номера).
По мнению Комиссии, из представленных документов не представляется возможным определить стоимость материала на момент заключения спорного контракта, а, следовательно, ее действительное существенное увеличение на момент исполнения контракта.
Кроме того, обществом представлены коммерческие предложения омских поставщиков, при этом не все коммерческие предложения содержат указание даты такого предложения.
В данной части Комиссия также находит убедительной ссылку заказчика (исх. N 10/2410 от 21.04.2023) на положения постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и приказа Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства" (зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2020 N 57401).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" дано толкование содержащемуся в Гражданском кодексе Российской Федерации понятию обстоятельств непреодолимой силы.
Так, в пункте 8 названного постановления разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, т.е. одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанные представителем общества обстоятельства, по убеждению Комиссии, не являются сопоставимыми с обстоятельствами, ссылка на которые содержится в пункте 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Необходимо также отметить, что общество, подавая заявку на участие в закупке и заключая контракт, на обозначенных условиях, выразило свое полное согласие на их исполнение.
Действуя разумно и добросовестно общество на момент заключения контракта (05.12.2022) должно было обладать сведениями о реальной стоимости материалов, которые необходимо использовать при выполнении работ.
Комиссия особо учитывает, что в период с 05.12.2022 по 13.02.2023 (то есть до извещения заказчика о возникших трудностях) подрядчиком не был принят объекта по акту приема-передачи, а равно не были выполнены условия контракта, предусмотренные пунктами 5.4.4, 5.4.5, 5.4.6, и 5.4.14.
Указанные обстоятельства представителем общества в рамках заседания Комиссии не были опровергнуты.
По мнению Комиссии, такое бездействие общества на этапе подготовки к выполнению работ свидетельствует о его недобросовестности.
Фактически вся переписка с заказчиком (от 13.02.2023) сводилась к предложениям общества изменить существенные условия контракта или расторгнуть контракт по соглашению сторон. Заказчик со своей стороны указывал на отсутствие оснований для такого расторжения.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что подрядчиком нарушены существенные условия контракта, предусмотренные пунктами 1.1, 3.4, 5.4 контракта. Доказательств обратного в материалы не представлено.
Кроме того, обществом не реализовано право на устранение нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в регламентированный законом срок.
Действуя в рамках заключенного контракта, лицо должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В данном случае подрядчиком не указано на нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтвержден факт существенного нарушений условий контракта; исполнителем не представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В данном случае характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий контракта (невыполнение принятых поставщиком обязательств по контракту; избранная модель поведения обществом, характеризующаяся непроявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в Реестр), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении указанного лица. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об ООО "Велес" подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Велес" ИНН 5501193842, КПП: 550101001
- директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "Велес" "_"ИНН "_"
2. Информация, необходимая при включении сведений о недобросовестном подрядчике в Реестр:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
05.05.2023 |
11.05.2023 |
10.05.2023 |
0 |
10.05.2023 |
17.05.2023 |
17.05.2023 |
0 |
22.05.2023 |
19.05.2023 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_" "_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 17 мая 2023 г. N 055/10/104-569/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2023