Резолютивная часть решения оглашена "15" мая 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено "18" мая 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии: заместитель руководителя-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
в присутствии представителей:
Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области - <_>,
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Стан" (далее - ООО "Стан", Общество, Исполнитель), уведомленного надлежаще о дате и месте рассмотрения настоящего дела,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от исполнения контракта от 14.11.2022 N 453, заключенного по итогам проведенного электронного аукциона N0264100000122000166, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (вх. от 04.05.2023 N2649-ЭП/23) о направлении сведений об ООО "Стан" (111250, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный округ, ул. Лефортовский вал, д. 24, пом. 1П, комн. 7 офис 8А, ИНН 7733354363) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 14.11.2022 N 453 на выполнение работ по изготовлению аппаратов на нижние конечности и туловище с целью обеспечения инвалидов, заключенного по итогам проведенного электронного аукциона N0264100000122000166, в связи с существенным нарушением условий контракта.
Заказчик сообщил обоснования причин расторжения контракта от 14.11.2022 N 453 с ООО "Стан", представил подтверждающие документы. Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п 5.4.3 контракта Заказчик 19.04.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
ООО "Стан" не представило в Тамбовское УФАС России письменные пояснения по рассматриваемой ситуации на письменный запрос Тамбовского УФАС России, участие своих представителей в рассмотрении дела не обеспечило.
Рассмотрение дела проводилось 11.05.2023, продолжилось после объявленного перерыва 15.05.2023.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта 14.11.2022 N 453 на выполнение работ по изготовлению аппаратов на нижние конечности и туловище с целью обеспечения инвалидов, заключенного с ООО "Стан", рассмотрев материалы Заказчика и документы закупки, а также, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0264100000122000166 между Заказчиком и Исполнителем 14.11.2022 заключен государственный контракт N 453 на выполнение работ по изготовлению аппаратов на нижние конечности и туловище с целью обеспечения инвалидов на сумму 195 433,30 рублей.
Согласно п. 2.1 контракта: "В соответствии с настоящим Контрактом Исполнитель обязуется выполнить работы, предусмотренные Описанием объекта закупки, а Заказчик обязуется оплатить выполненные работы в порядке, установленном настоящим Контрактом".
Согласно п. 2.3 контракта: "Исполнитель выполняет работы на основании Направления, выданного Заказчиком".
В соответствии с пунктом 4.1 контракта: "Настоящий Контракт действует со дня его подписания Сторонами и по 31.10.2023 года. При заключении Контракта по итогам электронного аукциона Контракт считается заключенным с момента размещения Заказчиком подписанного Контракта в единой информационной системе".
Согласно п. 5.1.2 контракта: "Исполнитель обязан предоставить Заказчику в письменном виде не позднее 3 (трех) календарных дней со дня подписания настоящего Контракта список адресов и график работы пунктов выдачи Исполнителя для указания данных сведений в Направлениях на получение изделий".
Согласно п. 5.1.7 контракта: "Исполнитель в течение 5-и рабочих дней со дня получения реестра выданных направлений, посредством телефонной связи обязан согласовать с получателем удобную для него дату начала исполнения работ с оформлением журнала телефонных разговоров, с отметкой о дате и времени звонка, о результате согласования".
Согласно п. 5.3.5 контракта Заказчик обязан: "Передать Исполнителю реестр Получателей, нуждающихся в изготовлении Изделия(ий)".
Согласно п. 11.1.1 контракта: "Исполнитель предоставляет Заказчику обеспечение гарантийных обязательств в размере 5 процентов от начальной (максимальной) цены Контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки".
Согласно п. 11.4.1 контракта: "Обеспечение исполнения гарантийных обязательств предоставляется Исполнителем в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения Контракта".
Представители Заказчика пояснили, что обеспечение исполнения гарантийных обязательств в соответствии с п. 11.4.1 контракта не представлено Исполнителем.
Согласно материалам дела и пояснениям Заказчика информация в соответствии с п. 5.1.2 контракта Исполнителем была представлена 13.01.2023 (письмо от 12.01.2023 N10), но не в полном объеме. В данном письме отсутствовали сведения о графике работы пунктов выдачи, что нарушает условия п. 5.1.2 контракта.
Заказчиком в соответствии с п. 5.3.5 контракта был направлен Исполнителю реестр Получателей изделий по электронной почте и заказным почтовым отправлением: реестр N 907952 от 19.01.2023 на 5 Получателей.
Согласно пояснениям Заказчика, информация в соответствии с п. 5.1.7 контракта о выполнении работ, не поступала.
14.02.2023, 28.03.2023 Заказчиком были направлены требования об устранении нарушений условий контракта. Ответа от Исполнителя на данные требования не последовало. Запрашиваемые документы и информацию в соответствии с условиями контракта Исполнитель не представил.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 5.4.3 контракта: "Заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ, по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств".
19.04.2023 Заказчик на основании ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 5.4.3 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.11.2022 N 453, заключенного с ООО "Стан", в связи с невыполнением работ в соответствии с условиями контракта.
Согласно ч. 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Исполнителем 19.04.2023.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В связи с тем, что в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Исполнителя об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта, работы в соответствии с условиями контракта ООО "Стан" выполнены не были, что подтверждается материалами дела, решение от 19.04.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 02.05.2023.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вышеуказанными действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Доказательств возникновения у ООО "Стан" обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших Обществу исполнить надлежащим образом контракт в установленный срок, в Тамбовское УФАС России не представлено.
Заранее спланированный порядок выполнения работ дает возможность участнику закупки на стадии определения поставщика принять решение об участии в закупке, рассчитать коммерческое предложение, риски, а также выделить ресурсы на исполнение контракта.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно участвуя в электронном аукционе, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски.
В рассматриваемом случае Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта. Данная закупка имеет важное значение для Заказчика и неисполнение ООО "Стан" обязательств по контракту влияет на деятельность Заказчика. Данная закупка проводилась с целью обеспечения инвалидов необходимым для жизнедеятельности оборудования. В результате недобросовестного поведения ООО "Стан" при исполнении рассматриваемого контракта инвалиды не получили необходимое для их жизнедеятельности оборудование.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Материалами дела обстоятельств, предусмотренных п. 15 Постановления Правительства РФ N 1078, не установлено.
Представители ООО "Стан" на заседание Комиссии Тамбовского УФАС России не явились, доказательств, документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об исполнении Исполнителем условий контракта надлежащим образом или свидетельствующих о невозможности исполнения обязательств по контракту в установленные контрактом сроки, не представили.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ООО "Стан" недобросовестное поведение, выраженное в неисполнении работ в соответствии с условиями контракта как в установленный контрактом срок, так и по истечении 10 дней с даты уведомления о расторжении контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, при принятии решения об одностороннем расторжении контракта.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 95, статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "Стан" (111250, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный округ, ул. Лефортовский вал, д. 24, пом. 1П, комн. 7 офис 8А, ИНН 7733354363) и лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа - директора <_.>, включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Стан" и его директора в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Стан" и его директора из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
С.В. Мазаева |
|
|
Члены комиссии Н.Е. Козлова
Т.В. Четверткова
К.Д. Трушинская
Исп. Четверткова Т.В.
тел. 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 18 мая 2023 г. N 068/10/104-295/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2023