Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 12.05.2023 N 47/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалоб ИП Тожибаева З.П." (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии:- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии:- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России,- специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; при участии представителей заказчика - администрации Борисовского района (по доверенности), в отсутствии представителя заявителя ИП Тожибаева З.П." (о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще уведомлен), рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П. на положения извещения об электронном аукционе "Ремонт автомобильной дороги по пер. Мирный п. Борисовка Борисовского района Белгородской области" (N закупки 0126300014723000047), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Тожибаева З.П. (далее - Заявитель) на положения извещения об электронном аукционе "Ремонт автомобильной дороги по пер. Мирный п. Борисовка Борисовского района Белгородской области" (N закупки 0126300014723000047) (далее - Электронный аукцион).
По мнению Заявителя, Заказчиком в извещении установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 17 Приложения к Постановлению N 2571, не относящиеся к объекту закупки. Как указывает Заявитель, установление Заказчиком неправомерных дополнительных требований сужает круг потенциальных подрядчиков.
Представитель Заказчика - администрации Борисовского района - представил возражения на жалобу ИП Тожибаева З.П., с доводами, изложенными в жалобе не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П., ознакомившись с представленными возражениями, заслушав доводы участвующего лица, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 24.04.2023 размещено извещение об Электронном аукционе и его приложения (электронные документы).
Объект закупки - "Ремонт автомобильной дороги по пер. Мирный п. Борисовка Борисовского района Белгородской области".
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 665 732 рубля 46 копеек.
На момент рассмотрения жалобы ИП Тожибаева З.П. контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении установлено дополнительное требование к участникам закупки в рамках пункта 17 Раздела III Приложения к постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2021 года N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
По мнению Заявителя, Заказчиком в извещении установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 17 Приложения к Постановлению N 2571, не относящиеся к объекту закупки.
Представитель Заказчика представил устные и письменные пояснения, согласно которым, в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности) проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Законом об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Подпунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) закреплено понятие линейных объектов, которыми являются автомобильные дороги.
В силу подпункта 14.3 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено ГрК РФ.
Пункт 25.4 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" содержит такие виды работ, как устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами.
В силу пункта 4 статьи 16 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Данная классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее - дорожные работы), и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
В соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог объектом закупки обжалуемого аукциона является закупка работ по проведению капитального ремонта автомобильной дороги по пер. Мирный п. Борисовка Борисовского района Белгородской области с НМЦК 7 665 732 рублей 46 копеек, что подтверждается составом работ, указанных в локально-сметных расчетах, а именно:
- в абзаце "а" подпункта 1 пункта 3 раздела II "Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог" содержится указание на то, что при капитальном ремонте по земляному полотну и системе водоотвода, в том числе проводятся следующие работы: устранение деформаций и повреждений элементов земляного полотна (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках транспортных средств, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным объектам, паромным переправам и другим объектам, что соответствует работам, предусмотренным п. 23 раздела 2 "Съезды", п.30 раздела 3 "Стоянка" локального сметного расчета N02-01-01 "Ремонтные работы" сметной документации на объект закупки - "Ремонт автомобильной дороги по пер. Мирный п. Борисовка Борисовского района Белгородской области";
- в абзаце "а" подпункта 2 пункта 3 раздела II "Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог" содержится указание на то, что при капитальном ремонте по дорожным одеждам, в том числе проводятся следующие работы: ликвидация колей глубиной более 50 мм с заменой верхних слоев дорожной одежды методами фрезерования или регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев асфальтобетона, что соответствует работам, предусмотренным п. 16, 17 раздела 1 "Дорожная одежда" локального сметного расчета N02-01-01 "Ремонтные работы" сметной документации на объект закупки - "Ремонт автомобильной дороги по пер. Мирный п. Борисовка Борисовского района Белгородской области";
- в абзаце "б" подпункта 2 пункта 3 раздела II "Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог" содержится указание на то, что при капитальном ремонте по дорожным одеждам, в том числе проводятся следующие работы: восстановление дорожных одежд в местах исправления земляного полотна и водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным объектам, паромным переправам), что соответствует работам, предусмотренным разделом 2 "Сьезды", разделом 3 "Стоянка" локального сметного расчета N02-01-01 "Ремонтные работы" сметной документации на объект закупки - "Ремонт автомобильной дороги по пер. Мирный п. Борисовка Борисовского района Белгородской области";
- в абзаце "е" подпункта 3 пункта 3 раздела II "Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог" содержится указание на то, что при капитальном ремонте по искусственным и защитным дорожным сооружениям, в том числе проводятся следующие работы: устройство, удлинение водопропускных труб, а также замена их звеньев и оголовков с возможным временным отводом земельных участков (без дополнительного землеотвода), необходимых для указанных целей, с последующей их рекультивацией, что соответствует работам, предусмотренным разделом 4 "Устройство дренажного колодца с подводящим трубопроводом и решеткой", локального сметного расчета N02-01-01 "Ремонтные работы" сметной документации на объект закупки - "Ремонт автомобильной дороги по пер. Мирный п. Борисовка Борисовского района Белгородской области";
- в абзаце "г" подпункта 4 пункта 3 раздела II "Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог" содержится указание на то, что при капитальном ремонте по элементам обустройства автомобильных дорог, в том числе проводятся следующие работы: нанесение постоянной разметки после капитального ремонта, что соответствует работам, предусмотренным разделом 8 "Разметка", локального сметного расчета N02-01-01 "Ремонтные работы" сметной документации на объект закупки - "Ремонт автомобильной дороги по пер. Мирный п. Борисовка Борисовского района Белгородской области";
- в абзаце "г" подпункта 4 пункта 4 раздела II "Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог" содержится указание на то, что к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории, включая увеличение количества полос движения, без изменения границ полосы отвода по элементам обустройства автомобильных дорог относятся следующие работы: устройство (монтаж) недостающих средств организации и регулирования дорожного движения, в том числе светофорных объектов, на пересечениях автомобильных дорог с автомобильными и железными дорогами, а также в местах пешеходных переходов в одном уровне, что соответствует работам, предусмотренным разделом 7 "Обустройство дороги", локального сметного расчета N02-01-01 "Ремонтные работы" сметной документации на объект закупки - "Ремонт автомобильной дороги по пер. Мирный п. Борисовка Борисовского района Белгородской области";
Дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные положениями постановления Правительства РФ от 29.12.2021 года N2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок" при НМЦК более 5 млн. рублей у заказчика возникает обязанность вне зависимости от кода бюджетной классификации установить в извещении об электронном аукционе дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе и позицией 17 раздела 3 приложения к Постановлению N 2571.
Данное требование законодательства Заказчиком исполнено, что подтверждается информацией, содержащейся в разделе "Преимущества и требования к участникам" печатной формы извещения об Электронном аукционе, а также информацией, содержащейся в приложении N5 "Требования к содержанию и составу заявки, инструкция по ее заполнению" к извещению, наличие которого в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе является обязательным.
На заседании Комиссии представитель Заказчика отметил, что запросов на дачу разъяснений положений извещения в адрес заказчика, в том числе от Заявителя, не поступало, на момент окончания срока приема заявок была подана одна заявка, в составе которой оператор электронной площадки предоставил документы, подтверждающие у участника опыта выполнения работ, установленного требованиями позиции 17 раздела 3 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, опровергающих выводы Заказчика не представил.
Каких - либо доказательств, свидетельствующих о том, что положения извещения об Электронном аукционе нарушили принципы проведения закупок товаров, заявителем в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия принимает решение на основании представленных документов и сведений.
Таким образом, на основании имеющихся в деле материалов Комиссия не находит оснований для признания жалобы обоснованной.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 15 мая 2023 г. N 031/06/106-350/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2023