Решение Приморского краевого суда
от 17 мая 2016 г. N 3а-62/16
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ровенко П.А.
при секретаре Деменевой А.О.
с участием прокурора Нишоновой Ф.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Регион строй" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Решения Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части,
установил:
7 апреля 2010 года Думой г. Владивостока принято Решение N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", которое было официально опубликовано 10 апреля 2010 года в газете "Утро России", N 39 (4233), и 20 апреля 2010 года в печатном издании "Вестник Думы города Владивостока", N 32 (2).
Общество с ограниченной ответственностью "Регион строй" (далее - ООО "Регион строй") обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Решения Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N территориальной зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3).
В обоснование заявленных требований юридическое лицо указало, что оно является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью ... кв. м., местоположение которого установлено относительно ориентира, находящегося в границах участка (почтовый адрес ориентира: <адрес>). В соответствии с договором аренды от 17 июня 2014 года N N, заключенным между ООО "Регион строй" и Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края, указанный земельный участок предоставлен административному истцу на пятилетний срок для размещения строительной площадки в целях завершения строительства объектов незавершённого строительства: двух жилых домов степенью готовности 5,4% и 2%.
Между тем Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждёнными Решением Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (далее - Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа), в границах земельного участка с кадастровым номером N были установлены две территориальные зоны: зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зона объектов автомобильного транспорта (Т-3), что, по мнению административного истца, противоречит положениям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и нарушает права ООО "Регион строй", поскольку препятствует завершению строительства многоэтажных жилых домов.
Указывая на необходимость отнесения данного земельного участка к одной территориальной зоне - зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), административный истец просил суд признать недействующим Решение Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N территориальной зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3).
Определениями Приморского краевого суда от 29 февраля 2016 года и от 20 апреля 2016 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Департамент градостроительства Приморского края и Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела указанный орган государственной власти Приморского края извещён надлежащим образом, причины неявки представителя суду не сообщены, в связи с чем, руководствуясь статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края.
В судебном заседании представитель ООО "Регион строй" Кутовой С.А. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объёме, дополнительно пояснив, что отнесение оспариваемым нормативным правовым актом земельного участка с кадастровым номером N, образованного и поставленного на кадастровый учёт 25 декабря 2002 года, одновременно к двум территориальным зонам противоречит требованиям действующего градостроительного и земельного законодательства. Наличие в границах данного земельного участка двух территориальных зон (Ж-3 и Т-3), делает невозможным его использование по целевому назначению, кроме того, административный истец не может решить вопрос об изменении вида разрешённого использования земельного участка с "размещения строительной площадки" на "многоквартирные жилые дома".
Представитель Думы г. Владивостока Яковенко С.О. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении административного искового заявления, указав, что Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа были утверждены представительным органом муниципального образования с соблюдением установленного порядка, включая предварительное проведение публичных слушаний. Территориальные зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3) и застройки многоэтажными жилыми (Ж-3) были определены в соответствии с Генеральным планом Владивостокского городского округа, утверждённым Решением Думы г. Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119. Со стороны административного истца не представлено доказательств, подтверждающих, что нахождение в границах земельного участка с кадастровым номером N двух территориальных зон (Т-3 и Ж-3) нарушает его права. Непосредственно при заключении договора аренды земельного участка ООО "Регион строй" достоверно знало об указанных особенностях земельного участка с кадастровым номером N, однако от заключения договора аренды юридическое лицо не отказалось.
Представитель Департамента градостроительства Приморского края Мазуров М.А. в судебном заседании полагал, что административное исковое заявление ООО "Регион строй" удовлетворению не подлежит, поскольку в границах земельного участка с кадастровым номером N в соответствии с Генеральным планом Владивостокского городского округа, утверждённым Решением Думы г. Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, запланирована магистральная улица районного значения, в связи с чем до внесения изменений в указанный Генеральный план возможности изменения территориальной зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3) на зону застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) не имеется. На момент заключения договора аренды земельного участка от 17 июня 2014 года N 01-Ю-19007 административный истец знал о том, что земельный участок с кадастровым номером N находится в двух территориальных зонах, следовательно, какое-либо нарушение прав ООО "Регион строй" в данном случае отсутствует. Вместе с тем представитель Департамента градостроительства Приморского края Мазуров М.А. дополнительно пояснил, что формально отнесение земельного участка с кадастровым номером N, поставленного на государственный кадастровый учёт с указанием его границ 25 декабря 2002 года, к двум территориальным зонам, противоречит требованиям действующего градостроительного законодательства, предусматривающего, что границы территориальных зон должны учитывать границы существующих земельных участков.
Со стороны Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края письменного отзыва на административное исковое заявление в суд не поступило.
Выслушав объяснения представителей ООО "Регион строй", Думы г. Владивостока, Департамента градостроительства Приморского края, заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Нишоновой Ф.А., полагавшей, что имеются основания для признания нормативного правового акта представительного органа муниципального образования недействующим в части, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, вопросы земельного, водного, лесного законодательств, законодательств о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путём предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (части 1 и 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации (то есть за исключением утверждения правил землепользования и застройки городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге).
7 апреля 2010 года Решением Думы г. Владивостока N 462 были утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые вступили в силу со дня их официального опубликования в официальном печатном издании - газете "Утро России", 10 апреля 2010 года, N 39 (4233). Данные Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа включают в себя карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа.
Как следует из материалов дела, ООО "Регион строй" на основании договора купли-продажи от 13 апреля 2009 года, заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью "РосВостокСтрой" и зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 7 мая 2009 года, приобрело в собственность два объекта незавершённого строительства - два жилых дома готовностью 5,4% и 2%, расположенных по адресам: <адрес> соответственно.
17 июня 2014 года между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и ООО "Регион строй" сроком на пять лет был заключен договор аренды N N в отношении земельного участка с кадастровым номером N, площадью ... кв. м., находящегося по адресу: <адрес>, для размещения строительной площадки с целью завершения строительства указанных выше объектов незавершённого строительства (жилых домов) степенью готовности 5,4% и 2%, расположенных в границах земельного участка. Государственная регистрация данного договора аренды земельного участка была произведена 10 июля 2014 года (номер регистрации N).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером N от 29 марта 2013 года N N он был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учёт 25 декабря 2002 года с внесением данных о его границах в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 21 марта 2014 года N 5966, подготовленными Управлением градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока, земельный участок с кадастровым номером N с момента введения в действие Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа расположен в двух территориальных зонах: зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3).
В силу положений пункта 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также воспроизводит положения Градостроительного кодекса Российской Федерации о том, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
По общему правилу, приведённому в части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам населённых пунктов в пределах муниципальных образований; границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; естественным границам природных объектов; иным границам.
В данном случае, при принятии 7 апреля 2010 года Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и определении границ территориальных зон застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и объектов автомобильного транспорта (Т-3) Дума г. Владивостока не учла границы уже существовавшего на тот момент земельного участка с кадастровым номером N, сведения о котором с 25 декабря 2002 года имелись в государственном кадастре недвижимости.
Учитывая, что проведённое представительным органом местного самоуправления территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером N требованиям принадлежности этого земельного участка только к одной территориальной зоне не отвечает, у суда имеются основания для вывода о противоречии Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в указанной части требованиям действующего федерального законодательства.
Незаконное отнесение арендуемого ООО "Регион строй" земельного участка к двум территориальным зонам безусловно затрагивает права и законные интересы данного юридического лица, поскольку снижает уровень правовых гарантий и возможностей правообладателя земельного участка с кадастровым номером N по его существующему и планируемому использованию.
В то же время, как уже указывалось выше, согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Вместе с тем суд полагает, что поскольку фактически в данном случае административным истцом оспариваются в части Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые Решением Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, а не само решение представительного органа местного самоуправления об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подлежат признанию Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые Решением Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью ... кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, двух территориальных зон: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3).
Учитывая, что суд не вправе возлагать в решении на представительный орган муниципального образования обязанность внести в нормативный правовой акт какие-либо изменения или дополнения в связи с тем, что такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа, принявшего данный нормативный правовой акт, оснований для указания в решении суда на необходимость исключения из границ земельного участка с кадастровым номером N только территориальной зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3) не имеется.
Основания для взыскания в порядке статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу ООО "Регион строй" судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей отсутствуют, поскольку непосредственно юридическое лицо не перечисляло в бюджет соответствующие денежные средства при подаче административного искового заявления. Согласно чеков-ордеров ПАО "Сбербанк России" от 11 декабря 2015 года и 12 января 2016 года за ООО "Регион строй" государственная пошлина была уплачена физическим лицом - Сапегиным О.А. двумя платежами (3000 рублей и 1500 рублей).
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления ООО "Регион строй", суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Думу г. Владивостока опубликовать настоящее решение суда в официальном печатном издании указанного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Регион строй" об оспаривании нормативного правового акта представительного органа муниципального образования в части удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые Решением Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью ... кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, двух территориальных зон: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3).
Обязать Думу г. Владивостока опубликовать настоящее решение суда в официальном печатном издании представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным дела Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 17 мая 2016 г. N 3а-62/16
Текст решения опубликован в "Вестнике Думы города Владивостока" от 22 февраля 2017 г. N 47