Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - ------------- - временно исполняющий обязанности руководителя Мордовского УФАС России;
члены комиссии:
---------------- - начальник отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
---------------- - заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России;
---------------- - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
в присутствии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "----------" - ------------, действующего на основании доверенности б/н от 22.04.2023 года, со сроком действия 2 (два) года, участвующего в заседании комиссии 17.05.2023 года посредством видео-конференцсвязи; -----------, действующего на основании доверенности б/н от 22.04.2023 года, со сроком действия 2 (два) года, участвующего в заседании комиссии 18.05.2023 года посредством видео-конференцсвязи;
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N4" - ------------, действующей на основании доверенности б/н от 16.05.2023 года, со сроком действия 1 (один) месяц, участвующей в заседании комиссии посредством видео-конференцсвязи;
государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - -----------, действующего на основании доверенности б/н от 17.05.2023 года, со сроком действия 1 (один) год;
рассмотрев 18 мая 2023 года жалобу общества с ограниченной ответственностью "----------" (далее - Заявитель) на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N4" и государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N 0809500000323001811 на закупку медицинских изделий (система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная, цифровая) ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 11.05.2023 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения (вх. N 2263/23 от 12.05.2023 года).
Уведомлением Мордовского УФАС России о назначении дела N 013/06/33-300/2023 о нарушении законодательства в сфере закупок от 15 мая 2023 года N ЕЛ/1679/23 рассмотрение жалобы назначено на 17 мая 2023 года в 16 часов 00 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчиков, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 15 мая 2023 года N ЕЛ/1679/23 о назначении дела N 013/06/33-300/2023 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Мордовским УФАС России до рассмотрения жалобы по существу сторонам по делу было направлено приглашение на участие в видео-конференцсвязи, а также идентификатор (ID) сеанса видео-конференц-связи, инструкция участника web-видеоконференции.
17.05.2023 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 18.05.2023 года 16:10.
18.05.2023 года заседание Комиссии Мордовского УФАС России рассмотрение жалобы началось заново в связи с изменением состава Комиссии Мордовского УФАС России.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение N 0809500000323001811 о проведении Аукциона (с приложениями) размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 02.05.2023 15:26 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 11 800 000 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 12.05.2023 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 12.05.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 16.05.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.05.2023 N 916-ЭА-23/МО по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 17.04.2023 09:00:00 (время московское) поступила единственная заявка на участие в электронном аукционе под идентификационным номером: A-100268. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся. В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе, контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В своей жалобе Заявитель указывает на нарушение Заказчиком наименования предмета закупки не соответствующему приведенному описанию товара согласно позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) 26.60.11.113-00000096, которая предусматривает поставку системы рентгеновской диагностической стационарной общего назначения, цифровой.
Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N4", Уполномоченным учреждением в соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе представлены письменные возражения (вх.N2339-ЭП/23, вх.N 2321-ЭП/23 от 16.05.2023 года).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в частью 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Исходя из смысла пункта 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, при осуществлении закупки заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе, именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в закупке, соответствующую объективным и обоснованным требованиям заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию о закупке требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в ЕИС КТРУ обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ и Правила использования КТРУ.
В силу пункта 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с п. п. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В силу пункта 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является закупка медицинских изделий (система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная, цифровая) ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия и установлен код КТРУ 26.60.11.113-00000096 (система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая).
Между тем, согласно пункту 1.1 проекта контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий (система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная, цифровая) ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (код ОКПД2 - 26.60.11.113) (далее - Оборудование) в соответствии с Описанием объекта закупки (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.
Из жалобы следует, что по позиции КТРУ 26.60.11.113-00000096 (система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая) не могут закупаться флюороскопы (флюороскопические системы). В КТРУ имеется специальная позиция 26.60.11.112-00000042, предусматривающая описание систем флюороскопических рентгеновских общего назначения стационарных, цифровых, которые нужны Заказчику исходя из наименования объекта закупки. Товары по позициям 26.60.11.113-00000096 и 26.60.11.112-00000042 являются разными по функциональной принадлежности и конструктивному исполнению.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что код КТРУ 26.60.11.113-00000096 (система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая) выбран верно, однако допущена техническая ошибка (опечатка) в наименовании объекта закупки.
Таким образом, подобные разночтения вводят в заблуждение потенциальных участников закупки, что, в свою очередь, не позволяет однозначно понять потребность Заказчика в поставке того или иного товара, что затрудняет возможность участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые Заказчику показатели товара.
Следовательно, действия Заказчика нарушают требования пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена часть 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы Заявителя признан обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "---------" государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N4" и государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N 0809500000323001811 на закупку медицинских изделий (система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная, цифровая) ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 18 мая 2023 г. N 013/06/33-300/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2023