Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
в отсутствие представителей Владикавказского муниципального казенного учреждения "Дорожный фонд" Администрации местного самоуправления г.Владикавказа и ООО "Сиддхи" надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Сиддхи" на действия муниципального заказчика - Владикавказского муниципального казенного учреждения "Дорожный фонд" Администрации местного самоуправления г.Владикавказа далее - ВМКУ "Дорфонд" АМС г.Владикавказа) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310300026223000096 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Ногирская (от ул.Калинина до ул.Бритаева) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
15 мая 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Сиддхи" на действия заказчика ВМКУ "Дорфонд" АМС г.Владикавказа при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310300026223000096 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Ногирская (от ул.Калинина до ул.Бритаева).
Заявитель считает, что Заказчиком в Извещении установлены максимальные и минимальные значения по детализирующим показателям, что не соответствуют положению Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 и нарушают статью 42 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель указывает на то, что в пункте 3.2 проекта контракта Заказчиком установлено условие о том, что Заказчик имеет право на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока действия независимой гарантии.
Не согласившись с доводами жалобы ВМКУ "Дорфонд" АМС г.Владикавказа представило в материалы дела письменные возражения
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
27 апреля 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) АМС г.Владикавказ, как уполномоченным органом было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310300026223000096 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Ногирская (от ул.Калинина до ул.Бритаева) (далее - Извещение), в том числе техническое задание, локальный сметный расчет, проект контракта, а также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пункте 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о закупках.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение N2604).
В соответствии с пунктом 8 Положения 2604 в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным, в том числе, подпунктом "г" пункта 3 Положения: а) применяются детализирующие показатели; б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов; в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения 2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением 2604, в том числе такой показатель, как наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В силу пункта 28 Положения 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения 2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения 2604, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения 2604;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению 2604: - устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе, исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения 2604, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
В силу пункта 18 Положения 2604 если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Так, в Извещению о проведении Конкурса Заказчиком установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки).
Одним из критериев оценки заявок является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, для оценки заявок по которому Заказчиком установлен показатель "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" (значимость критерия - 100%):
В качестве детализирующих показателей оценки заявок для показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" установлены:
1) Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
2) Общее количество исполненных участником закупки договоров;
3) Общее цена исполненных участником закупки договоров.
При этом, в Порядке оценки для детализирующего показателя "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" Заказчиком установлено:
- минимальная цена принимаемых к оценки исполненных участником закупки контрактов (договоров) - 10 000 000 (десять миллионов) рублей.
Для детализирующего показателя "Общее количество исполненных участником закупки договоров" Заказчиком установлено:
- предельное минимальное количество принимаемых к оценки исполненных участником закупки контрактов (договоров) - не менее чем 3 договора;
- предельное максимальное количество принимаемых к оценки исполненных участником закупки контрактов (договоров) - не более чем 8 договора.
Кроме того, при рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что для детализирующего показателя "Общая цена исполненных участником закупки договоров" Заказчиком установлено: предельное минимальное значение характеристики объекта закупки - 25 000 000 (двадцать пять миллионов) рублей 00 копеек.
При этом, если в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше предельного максимального значения характеристики объекта закупки, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
Вместе с тем Заказчиком в адрес Комиссии обоснование необходимости установления вышеуказанного предельного значения не представлена.
Комиссия, в связи с этим считает необходимым отметить, что при проведении закупок Заказчик в целях выявления лучших условий выполнения работ, должен способствовать соблюдению конкуренции между участниками закупки. Вместе с тем, устанавливая указанные предельные значения, Заказчик лишает возможности участников, обладающих опытом выше предельных значений, права на справедливую и честную конкуренцию в рамках конкретной закупки.
Соответственно, такой порядок оценки не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников закупки, имеющих опыт, более установленного предельного максимального значения.
Учитывая изложенное, вышеуказанное действие ВМКУ "Дорфонд" АМС г.Владикавказа нарушает пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.
Вместе с тем, в пункте 3.2 проекта контракта Заказчиком установлено, что Заказчик имеет право на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока действия независимой гарантии.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего условие об обязанности гаранта уплатить Заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии в недействующей редакции Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Сиддхи" на действия заказчика - ВМКУ "Дорфонд" АМС г.Владикавказа при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310300026223000096 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Ногирская (от ул.Калинина до ул.Бритаева).
2. Признать ВМКУ "Дорфонд" АМС г.Владикавказа нарушившим требования пункта 11 части 1 статьи 42 и части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что ранее по делу NА100-05/23 муниципальному заказчику - ВМКУ "Дорфонд" АМС г.Владикавказа уже было выдано предписание об устранении нарушений при проведении Конкурса N0310300026223000096, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Сиддхи" предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 22 мая 2023 г. N А102-05/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2023