Резолютивная часть решения оглашена 18 мая 2023 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: < >, председателя Комиссии, врио руководителя; членов Комиссии: < >, специалиста-эксперта отдела контроля закупок, < >, специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, при участии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" < > (доверенность N2 от 09.01.2023), в присутствии представителя ООО "КБС-Технологии" < > (доверенность б/н от 16.05.2023), в присутствии представителя Министерства физической культуры и спорта Рязанской области < > (доверенность N4 от 15.05.2023), в отсутствие представителей ООО "РТС-Тендер", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "КБС-Технологии" на действия Аукционной комиссии ГКУ РО "Центр закупок Рязанской области" при проведении электронного аукциона на поставку спортивного оборудования (байдарка, весло) (извещение N0859200001123004997 от 25.04.2023) и проведя внеплановую проверку указанного электронного аукциона,
у с т а н о в и л а:
Министерством физической культуры и спорта Рязанской области (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку спортивного оборудования (байдарка, весло) (далее - электронный аукцион).
25 апреля 2023 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 224 410 рублей 40 копеек.
По мнению Заявителя, Аукционной Комиссией нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), поскольку заявка ООО "КБС-Технологии" неправомерно отклонена, так как союз "или" является связующим при описании конструкции трубы весла, указывая на то, что должна быть возможность изменить длину весла.
В ходе заседания представитель Заявителя поддержал доводы жалобы.
В отзыве на жалобу Заказчик сообщил, что заявка отклонена правомерно, так как не отвечает требованиям, предусмотренным Законом о ФКС и дополнительным требованиям, установленным Заказчикам в описание объекта закупки.
В отзыве на жалобу N191 от 17.05.2023 Уполномоченное учреждение сообщило, что принятое решение полностью соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В ходе заседания Комиссии представители Уполномоченного учреждения и Заказчик поддержали возражения, изложенные в отзывах на жалобу, и считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
По мнению Заявителя, отказ в принятии заявки является необоснованным, так как союз "или" является связующим при описании конструкции трубы весла, указывая на то, что должна быть возможность изменить длину весла.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о ФКС не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствие с п.1 ч. 12 ст. 48 Закона о ФКС при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о ФКС Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" к поставке требуется, в том числе "Весло для гребли на байдарке", в том числе с характеристикой "Конструкция трубы: состоит из двух равных частей, имеет сборно-разборный элемент из высокостойкого к агрессивным средам алюминия в центре, что не нарушает центровку, позволяет удлинять или укорачивать трубу, а также менять угол между лопастями".
Пунктом 2.7 раздела 2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в закупке" установлено, что при перечислении в "Описании объекта закупки" значений показателя товара с использованием союзов "или", "либо" в заявке на участие в закупке указывается одно из перечисленных значений показателя товара.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0859200001123004997 установлено, что Аукционной Комиссией по итогам рассмотрения заявок участников электронного аукциона принято решение об отклонении, поскольку участником не представлена информация, предусмотренная извещением об осуществлении закупки, а именно: "по п. 2 "Весло для гребли на байдарке" по позиции "Конструкция трубы" участник предлагает для поставки товар, не указывая конкретные значения, используя формулировку "или".
Таким образом, основанием для отклонения заявки Заявителя, поданной на участие в электронном аукционе, послужило несоблюдение участником требований, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку действия Аукционной комиссии не противоречат требованиям Закона о ФКС и положениям извещения об осуществлении закупки.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС, выявила следующее нарушение законодательства о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с разделом "Описание объекта закупки" к поставке требуется, в том числе "Весло для гребли на байдарке", в том числе с характеристикой "Конструкция трубы: состоит из двух равных частей, имеет сборно-разборный элемент из высокостойкого к агрессивным средам алюминия в центре, что не нарушает центровку, позволяет удлинять или укорачивать трубу, а также менять угол между лопастями".
Согласно пояснениям Заказчика использование союза "или" было обусловлено факторами дальнейшего использования данного товара на протяжении всего тренировочного сезона при организации тренировочных мероприятий по виду спорта "Гребля на байдарках и каноэ", в рамках которого весло подгоняется под индивидуальные показатели опорно-двигательной системы конкретного спортсмена и в дальнейшем не требует изменений. В данном случае Заказчику не требовалось указание нескольких значений характеристики, т.к. это привело бы к более сложному техническому исполнению возможного товара, более высокой его стоимости по сравнению с закупаемым оборудованием и наличию признаков указания излишних характеристик, что в итоге привело бы к грубейшим нарушениям законодательства Российской Федерации.
Комиссия Рязанского УФАС не может согласиться с приведенными доводами, поскольку исходя из сути оспариваемой характеристики, если сборно-разборный элемент позволяет удлинять трубу, то, соответственно, допускает и укоротить длину.
В данном случае замена союза "или" на союз "и" не меняет смысла данного предложения, поскольку не может быть конструкции трубы весла, которая позволяет только удлинить ее или укоротить.
Выводы о том, что Заказчику не требовалось указание нескольких значений характеристики, так как это привело бы к более сложному техническому исполнению возможного товара, более высокой его стоимости по сравнению с закупаемым оборудованием и наличию признаков указания излишних характеристик, что в итоге привело бы к грубейшим нарушениям законодательства Российской Федерации, являются предположениями Заказчика и не основаны на обстоятельствах дела.
Таким образом, положения раздела "Описания объекта закупки" и "Инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" содержат в себе противоречия, не позволяющие корректно заполнить заявку на участие, что и привело впоследствии к отклонению заявок участников, поданных на участие в рассматриваемом электронном аукционе.
Следовательно, действия заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "КБС-Технологии" необоснованной.
2. Признать Заказчика (Министерство физической культуры и спорта Рязанской области) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание Заказчику (Министерству физической культуры и спорта Рязанской области), Уполномоченному учреждению (ГКУ РО "Центр закупок Рязанской области") и Оператору электронной площадки (ООО "РТС-тендер") об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы по делу N062/06/48-292/2023 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 23 мая 2023 г. N 062/06/48-292/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2023