Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Сидоровой Лидии Николаевны (далее - Заявитель, Индивидуальный предприниматель, ИП Сидорова Л.Н.) (вх. N 4176/23 от 16.05.2023) на действия государственного учреждения здравоохранения "Богородицкая центральная больница" (далее - Заказчик, Учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку реагентов для биохимического анализатора Dirui CS-T240 (закупка N 0366200035623002812) (далее - Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:
-- представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение), комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Аукционная комиссия) на основании доверенности,
- - представителей ИП Сидоровой Л.Н. на основании доверенности;
в отсутствие представителей Учреждения, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и способе рассмотрения настоящего дела, ходатайствующего о рассмотрении дела без его участия,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, документация о Закупке сформирована с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.
Индивидуальный предприниматель указывает, что Заказчик сформировал техническое задание Закупки с нарушением правил описания объекта закупки, а также Постановления Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N145).
Так, в частности, при описании объекта закупки Заказчиком в подпунктах 1.2, 2.2, 3.2, 7.3, 8.3, 9.3, 10.3, 11.3, 12.3, 13.3, 14.3, 15.3, 16.3, 23.3, 24.3, 25.3 пункта 7 Описания объекта закупки извещения о Закупке (далее - Описание объекта закупки) установлены требование к диапазону линейности с обоснованием установления указанных параметров в формате "Установлено заказчиком с целью приобретения товаров с требуемыми техническими характеристиками".
Заявитель указывает, установление данных характеристик должно быть подтверждено фактической статистикой проведенных исследований в учреждении за период не менее 1 года, то есть результатами проведенных исследований, содержащихся в соответствующих учетных документах учреждения. При этом показатели близкие к крайним границам линейности должны быть не единичными.
В подпунктах 1.1, 2.1, 3.1, 4.4, 5.4, 6.4, 7.4, 8.4, 9.4, 10.4, 11.4, 12.4, 13.4, 14.4, 15.4, 16.4, 17.4, 18.3, 19.3, 20.5, 21.4, 22.4, 23.6, 24.6, 25.4 пункта 7 Описания объекта закупки Заказчиком установлено требование "Флаконы с реагентом штрих-кодированные, содержащие информацию о типе реагента, номере лота, сроке годности, совместимые без переливания с ротором биохимического анализатора DIRUI CS-T240 и установленного на него оригинального (от производителя) программного обеспечения, находящегося у Заказчика, находящимся в ЛПУ" с обоснованием "Установлено заказчиком с целью приобретения товаров с требуемыми техническими характеристиками".
Заявитель полагает, что указанные в выше перечисленных пунктах требования являются необоснованными и ведут к ограничению конкуренции.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Заявитель указывает, что на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения https://roszdravnadzor.gov.ru/ содержатся сведения о регистрационном удостоверении NФСЗ 2010/08020 от 26.10.2015.
Все анализаторы, перечисленные в данном регистрационном удостоверении, имеют в комплекте поставки анализатора емкости для реагентов, 44 шт. х 20 мл, 50 шт. х 70 мл, 22 шт. х 100 мл (Reagent bottle: 20,70,100 ml). Информация о наличии на данных стандартных флаконах штрих-кодов отсутствует. Таким образом, на территории Российской Федерации разрешено использование анализатора автоматического биохимического Dirui CS-240 с принадлежностями с флаконами, указанными в регистрационном удостоверении.
В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, государственный контроль, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется исключительно производителем медицинского оборудования.
Исходя из вышесказанного, производитель оборудования Dirui Industrial Со., Ltd., Китай, должен дать официальное разрешение на использование флаконов для реагентов, не входящих в комплект поставки анализатора. Данная позиция поддерживается Верховным Судом РФ (решение Верховного суда от 16.08.2021 N АКПИ21-444 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим письма Росздравнадзора от 05.02.2016 N 09-С-571-1414, позиция Росздравнадзора, подтвержденная указанным выше письмом).
В соответствии с Руководством пользователя "Анализатора лабораторного для биохимического анализа модели Dirui CS с принадлежностями" для панели реагентов основным методом работы является ручное конфигурирование (стр. 31 Руководства "Ручная регистрация реагентов", глава 8 "Настройки", п. 8.1.1 и 8.1.2.). При этом данное руководство четко указывает, что программа через считывание штрих-кода идентифицирует только те реагенты, по которым методики были ранее предустановлены в ручном режиме (п. 3.2.1.).
Таким образом, устанавливая требования к наличию штрих-кодов на флаконах реагентов Заказчик преднамеренно ограничивает возможность поставки реагентов иных производителей кроме компании Диакон-ДС, так как только для реагентов данной компании внесены адаптации в программное обеспечение оборудования.
Кроме того Заявитель указывает, что Индивидуальным предпринимателем был направлен запрос на дачу разъяснений положений извещения о Закупке. В ответ на данный запрос Заказчиком не было представлено фактическое документальное обоснование указанных характеристик. В связи с этим Заявитель пришел к выводу, что Заказчик не может подтвердить соответствие установленных показателей потребностям лаборатории.
Представители Заявителя, участвующие в заседании Комиссии, поддержали доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме.
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 28.04.2023 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
В извещение о Закупке изменения не вносились.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 381 219,32 рублей.
Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.
В отношении доводов жалобы о возможном нарушении Заказчиком Закона и иных нормативно-правовых актов при обоснованности приобретения реагентов с установленными Заказчиком характеристиками необходимо отметить следующее.
Согласно части 1 статьи 18 Закона в целях настоящего Федерального закона обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 Закона.
Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с настоящим Законом (часть 4 статьи 18 Закона).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно пунктам 2, 3 части 8 статьи 99 Закона органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи), в том числе в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, а также соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 Закона.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 19 Закона под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).
Для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия отмечает, что ФАС России и ее территориальные органы в силу возложенных полномочий в соответствии с Законом, Административным регламентом, положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 23 июля 2015 г. N 649/15, не осуществляют контроль за хозяйственной деятельностью заказчиков, а также не дают ей оценку.
Таким образом, вопросы возможности установления Заказчиком характеристик приобретаемых товаров, которые должны быть подтверждены фактической статистикой проведенных исследований в Учреждении за период не менее 1 года, то есть результатами проведенных исследований, содержащихся в соответствующих учетных документах учреждения; вопросы возможности поставки реагента во флаконах, не входящих в комплект поставки анализатора, то есть с принадлежностями другого производителя (не производителя оборудования), что противоречит действующему законодательству Российской Федерации, а также доводы жалобы Заявителя о целесообразности и обоснованности осуществления закупки товаров с заданными характеристиками не могут быть администрированы Комиссией в рамках установленных Законом полномочий при рассмотрения настоящего дела.
Относительно иных доводов жалобы Комиссией установлено следующее.
В отношении довода жалобы об установлении Заказчиком необоснованных характеристик товара, таких как диапазоны линейности и наличие штрих-кодов на флаконах реагентов, Комиссией установлено следующее.
На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе следующую информацию: наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 23 Закона установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Правилами использования каталога предусмотрено, в том числе следующее:
Каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки (пункт 2);
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пункт 4).
В свою очередь согласно пункту 10 Правил формирования и ведения каталога в позицию каталога включается, в том числе наименование товара, работы, услуги и информация, содержащая описание товара, работы, услуги.
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в частности, случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (пункт 5 Правил использования каталога).
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования каталога).
Согласно извещению и иной документации о Закупке в рамках рассматриваемого электронного аукциона предусмотрена поставка товара, включенного в соответствующие позиции КТРУ, например, 21.20.23.110-00001089, 21.20.23.110-00000216, 21.20.23.110-00001052, 21.20.23.110-00000191, 21.20.23.110-00000773 и иные (всего 25 позиций).
Комиссией установлено, что в пункте 7 Описания объекта закупки извещения о Закупке установлены следующие спорные характеристики товаров с обоснованием необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, отсутствующих в соответствующих позициях КТРУ:
- техническая характеристика "Линейность в диапазоне / Линейность, диапазон значений" с соответствующим требуемым значением в определенных единицах измерения и обоснованием использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии "Установлено заказчиком с целью приобретения товаров с требуемыми техническими характеристиками";
- техническая характеристика "Флаконы с реагентом штрих-кодированные, содержащие информацию о типе реагента, номере лота, сроке годности, совместимые без переливания с ротором биохимического анализатора DIRUI CS-T240 и установленного на него оригинального (от производителя) программного обеспечения, находящегося у Заказчика, находящимся в ЛПУ" с требуемым значением "Соответствие" и обоснованием использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии "Установлено заказчиком с целью приобретения товаров с требуемыми техническими характеристиками".
Как было отражено ранее, в случае использования дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6).
Заказчиком был проведен мониторинг товаров, присутствующих на рынке и отвечающих потребностям Заказчика, направлены коммерческие предложения потенциальным участникам Закупки и получены ответы от трех поставщиков о готовности поставить необходимый Заказчику товар.
Комиссией установлено, что установленные Заказчиком диапазоны линейности, требования о наличии штрих-кодов на флаконах в пункте 7 Описания объекта закупки соответствует товару, в частности, производства АО "Диакон-ДС", Россия.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что Описание объекта закупки содержит обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, касающихся диапазонов линейности и наличия штрих-кодов на флаконах, свидетельствует о реальной необходимости в приобретении товаров, обладающих спорными характеристиками.
Следует отметить, что объем и содержание обоснования дополнительных потребительских свойств требуемых к поставке товаров, которые не предусмотрены в позиции каталога, на настоящий момент не регламентируется нормами Закона либо Правилами использования каталога.
Следовательно, позиции Описания объекта закупки извещения о Закупке в части определения технических, качественных характеристик товара составлялись Заказчиком с соблюдением требований пунктов 5, 6 Правил использования каталога.
При формировании Описания объекта закупки Заказчик исходил из своих объективных потребностей и собственного опыта работы, руководствуясь необходимостью обеспечить эффективное расходование бюджетных средств.
По общему правилу указание Заказчиком в извещении о Закупке особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу о том, что содержащиеся в Описании объекта закупки характеристики не носят ограничительный характер и установлены не в противоречие с требованиями Закона.
Закон не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Кроме того участники закупки не наделены правом определять потребность заказчика, так как в силу Закона правомочия установления требований к товарам (работам, услугам) предоставлено заказчику.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует об ограничении числа участников торгов.
Также следует отметить, что участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем реагентов, в связи с чем, закупаемый товар мог быть поставлен неограниченным кругом хозяйствующих субъектов - потенциальных участников закупки.
При этом Комиссия обращает внимание на следующее.
Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предоставлено заказчику.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Закон не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения контракта. Иное противоречило бы принципам ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, направленным на целевое и экономически эффективное расходование бюджетных денежных средств, сокращения издержек заказчика и предполагающим наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании описания объекта закупки.
В свою очередь, из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию о закупке требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции. Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
При этом Индивидуальный предприниматель не раскрывает информацию относительно того, какой именно товар хотел бы поставить в рамках Закупки и какие характеристики такого товара не соответствуют требованиям Описания объекта закупки, которые не позволяет ему подать заявку на участие в Закупке.
Вместе с тем, административный процесс рассмотрения жалоб в рамках Закона не обязывает контролирующий орган устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу о том, что содержащиеся в оспариваемых подпунктах пункта 7 Описания объекта закупки требования к характеристикам показателей (диапазон линейности, наличие на флаконах штрих-кодов) не носят ограничительный характер и установлены не в противоречие с требованиями Закона; объект закупки описан исходя из имеющихся потребностей Заказчика, с учетом положений Закона; доказательств того, что указанное описание объекта закупки привело или могло привести к ограничению конкуренции или уменьшению количества потенциальных участников, Заявителем не представлено.
Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах Комиссия, учитывая потребность Заказчика, приходит к выводу о необоснованности рассмотренных доводов жалобы Заявителя.
Согласно части 5 статьи 42 Закона любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно информации, содержащейся в единой информационной системе, в адрес Заказчика поступил ряд запросов о даче разъяснений положений извещения о Закупке.
Анализ вышеприведенных разъяснений положений извещения о Закупке показал, что такие разъяснения даны в таком объеме, в котором Заказчик, Уполномоченное учреждение посчитали для себя возможным. Степень удовлетворенности участника закупки полученными разъяснениями - это субъективный фактор, который выходит за рамки правовых оценок и зависит, в том числе, от компетентности участника.
При изложенных обстоятельствах Комиссия не усматривает в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушений Закона относительно порядка разъяснения положений извещения о Закупке.
Кроме того, в материалы дела поступило ходатайство ИП Сидоровой Л.Н. с просьбой истребовать у Заказчика нотариально заверенный перевод разрешения компании "Дируи Индастриал Ко., Лтд.", Китай на использование флаконов для реагентов производства АО "Диакон".
Вместе с тем, необходимо отметить, что контролирующий орган самостоятельно координирует и определяет порядок и процесс проведения контрольных мероприятий, и вмешательство третьих лиц в указанный процесс, в том числе путем указания на порядок действий контрольного органа, недопустимо.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не рассматривать доводы индивидуального предпринимателя Сидоровой Лидии Николаевны о нарушении Заказчиком, Уполномоченным учреждением положений Закона, касающихся соблюдения правил нормирования в сфере закупок, поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.
2. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Сидоровой Лидии Николаевны (вх. N 4176/23 от 16.05.2023) на действия государственного учреждения здравоохранения "Богородицкая центральная больница" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку реагентов для биохимического анализатора Dirui CS-T240 (закупка N0366200035623002812) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 22 мая 2023 г. N 071/06/106-578/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2023