Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - врио начальника отдела контроля закупок Шиханова Л.Б.,
членов Комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Кальницкой А.С.,
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Некрасовой Е.А.,
в присутствии представителя заказчика - краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" (далее - Заказчик): Пирожникова Д.В. (по доверенности от 03.02.2023 N 131),
в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Блиновой Надежды Алексеевны (далее - Заявитель), уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения жалобы посредством единой информационной системы (далее - ЕИС),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона на выполнение проектных работ по объекту: "Капитальный ремонт административного здания и здания хлораторной Авачинского водозабора" (закупка N 0538300000223000021), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем электронного аукциона на выполнение проектных работ по объекту: "Капитальный ремонт административного здания и здания хлораторной Авачинского водозабора" (закупка N 0538300000223000021) (далее - Закупка). Извещение о Закупке размещено в ЕИС 28.04.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 5 596 250,00 рублей.
11.05.2023 в Камчатское УФАС России поступила поданная 10.05.2023 через ЕИС жалоба Заявителя на действия Заказчика, который по мнению Заявителя:
1) неправомерно установил в требованиях к содержанию и составу заявки требование о предоставлении участниками закупки иных документов, не предусмотренных законодательством,
2) в извещении о Закупке не установил конкретное требование согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при этом потребовал подтверждающие документы, не предоставление которых приведет к отклонению заявки,
3) в проекте контракта не указал идентификационный код закупки (далее - ИКЗ).
Заказчик в письме от 17.05.2023 N 03/16-02 с доводами жалобы не согласился.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
На основании пунктов 3, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению, проект контракта.
1. Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта о) части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать, в том числе декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 данного Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе:
- отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
В силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи, не допускается.
Согласно извещению о Закупке к участникам Закупки установлены единые требования в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В приложении 1 к извещению о Закупке "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе "декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ", а именно: "Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества".
Данная формулировка не соответствует требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик потребовал от участников закупки предоставление иной информации (в виде декларации) в нарушение части 3 статьи 43 Закона о контактной системе.
Данное нарушение содержит состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 данного Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 данного Федерального закона.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В извещении о Закупке установлены требования к участникам Закупки, в том числе "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ", при этом указание на конкретное требование и документы, подтверждающие соответствие участника Закупки данному требованию в извещении о Закупке, электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" не содержатся.
На заседании Комиссии представитель Заказчика подтвердил, что поскольку в извещении о Закупке, электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" отсутствовали требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, и, соответственно, не указывались документы, которые должны подтверждать данное соответствие, декларировать участниками Закупки такое соответствие не требовалось.
Вместе с тем, Заявитель доказательств обратного не представил.
Довод жалобы N 2 не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе ИКЗ указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных данным Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с данным Федеральным законом размещению в ЕИС, ИКЗ указывается с использованием ЕИС.
Извещение о Закупке содержит ИКЗ.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указание ИКЗ в проекте контракта не требуется, но при подписании контракта данный ИКЗ будет указан с использованием ЕИС в контракте, что не противоречит требованиям части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель доказательств обратного не представил.
Довод жалобы N 3 не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части довода N 1.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты Закупки, предписание об устранении данного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ Л.Б. Шиханова
Члены комиссии: ____________________ А.С. Кальницкая
_____________________ Е.А. Некрасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 18 мая 2023 г. N 041/06/106-170/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2023