Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие представителя заявителя - гражданина Сысоева Константина Владимировича, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, в присутствии представителя заказчика - Астраханского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте Каширского Александра Александровича (доверенность N24 от 22.05.2023 года), рассмотрев жалобу гражданина Сысоева Константина Владимировича на действия Астраханского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по уборке помещений Астраханского ЛО МВД России на транспорте (номер извещения 0325100015023000003), на основании ст. 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 18.05.2023 года поступила жалоба гражданина Сысоева Константина Владимировича (далее также - Заявитель) на действия заказчика - Астраханского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее также - Астраханский ЛО МВД России на транспорте, Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по уборке помещений Астраханского ЛО МВД России на транспорте (номер извещения 0325100015023000003) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя, Заказчиком допущено нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено Управлением на 24.05.2023 года в 10 часов 30 минут по местному времени контролирующего органа по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, каб. 505.
Заявитель участие представителей не обеспечил, в назначенное время к интернет-видеоконференции представители не подключились.
Представитель Астраханского ЛО МВД России на транспорте принял личное участие в рассмотрении жалобы.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
11.05.2023 года Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по уборке помещений Астраханского ЛО МВД России на транспорте (номер извещения 0325100015023000003) (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 534 966,04 рублей.
Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик не установил требование к участникам закупки по пункту 36 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 года N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 года N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Согласно пункту 36 Приложения к Постановлению N 2571, по наименованию закупаемых работ "Услуги по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий" предусмотрено дополнительное требование: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.
Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу пп. "а" п. 3 Постановления N2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по уборке помещений Астраханского ЛО МВД России на транспорте, начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 534 966,04 рублей.
Комиссия Управления установила, что вопреки доводу Заявителя Заказчиком в извещении установлены дополнительные требования по пункту 36 Постановления N2571.
Однако, несмотря на то, что в извещении о проведении закупки Заказчиком необходимые дополнительные требования установлены, в файле "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" извещения, которое является неотъемлемой частью извещения, предусмотренные пунктом 36 Приложения к Постановлению N 2571 информация и документы со ссылкой о необходимости их направления в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе оператору электронной площадки не установлены.
Следовательно, Заказчик нарушил пп. "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункт 3 части 2 статьи 42, пункт 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик установил незаконное требование к содержанию в составе заявки участника предложения участника закупки о цене контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части).
Таким образом, пункт 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе исключен из части 1 статьи 49 названного нормативного правового акта, в связи с чем, требование о наличии в составе заявки предложения участника закупки о цене контракта не может быть установлено в извещении о проведении закупки.
В силу части 2 статьи 49 Закона о контрактной системе участники закупки, подавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
Следовательно, порядок предоставления предложения о цене контракта законодательно вынесен в отдельную процедуру подачи ценовых предложений, отличающуюся от подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с частью 3 статьи 42 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Вместе с тем, в пункте 2 файла "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" извещения Заказчиком установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки предложения о цене контракта.
Установленное Заказчиком требование о предоставлении непосредственно в составе заявки участника предложения о цене контракта является нарушением части 1 статьи 49, пункта 3 части 2 статьи 42, части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу гражданина Сысоева Константина Владимировича на действия Астраханского ЛО МВД России на транспорте при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по уборке помещений Астраханского ЛО МВД России на транспорте (номер извещения 0325100015023000003) обоснованной в части нарушения Заказчиком пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43, части 3 статьи 43, пункта 3 части 6 статьи 43, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 3 части 2 статьи 42, подпункт "н" пункта 1 части 1 статьи 43, часть 3 статьи 43, пункт 3 части 6 статьи 43, часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по уборке помещений Астраханского ЛО МВД России на транспорте (номер извещения 0325100015023000003).
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по уборке помещений Астраханского ЛО МВД России на транспорте (номер извещения 0325100015023000003).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Т.Н. Камакина
Члены комиссии: Е.М. Балтыкова
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 24 мая 2023 г. N 030/06/106-486/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2023