Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей заказчика - ГБУЗ НСО "Чистоозерная ЦРБ": уведомлено надлежащим образом,
в присутствии представителей подателя жалобы - ООО "КрИсталПроффи-НСК": (по доверенности), (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО "КрИсталПроффи-НСК" на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Чистоозерная ЦРБ" при проведении электронного аукциона N 0351300262123000127 на поставку дезинфицирующих средств, начальная (максимальная) цена контракта 148 913 руб. 64 коп.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "КрИсталПроффи-НСК" с жалобой на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Чистоозерная ЦРБ" при проведении электронного аукциона N 0351300262123000127 на поставку дезинфицирующих средств.
Суть жалобы ООО "КрИсталПроффи-НСК" заключается в следующем.
1. Податель жалобы считает, что в описании объекта закупки по позиции N 3 закупки установлены требования к техническим характеристикам товара, которым по совокупности параметров соответствует товар единственного производителя - "Терецид" (производства ООО "НПК Медэкс", Россия), что является нарушением положений ст.8, ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Так, по мнению ООО "КрИсталПроффи-НСК", заказчиком по позиции N 3 установлены следующие ограничивающие требования к характеристикам товара: средство должно иметь в своем составе в качестве действующих веществ: ЧАС - не менее 16% и не более 18,5%; (pH): не менее 7,5 % и не более 9,0 (довод в отношении значения pH был снят представителем подателя жалобы на заседании Комиссии); средство активно в отношении: mycobacterium tuberculosi, анаэробныe инфекции, возбудители ВБИ, грамотрицательные бактерии, грамположительные бактерии, атипичной пневмонии, ВИЧ, гепатит С, гепатита А, гепатита В, герпеса, грипп, парентеральных гепатитов, полиомиелит, птичьего гриппа (H5N1), свиной грипп (H1N1), энтеральных гепатитов.
2. ООО "КрИсталПроффи-НСК" 18.05.2023 направило заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки с просьбой представить обоснование установления требования о наличии в составе ферментного комплекса альфа-амилазы (позиция N 5 описания объекта закупки), а также разъяснить какой объект обеззараживания заказчик планирует обрабатывать (поверхности, предметы ухода, белье, посуду) дезинфицирующим средством по позиции N 1.
Вместе с тем, в нарушение положений ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе заказчиком не были представлены ответы на указанные вопросы.
Кроме того, по позиции N 3 описания объекта закупки заказчиком не представлено обоснование установления требования о наличии в составе ферментного комплекса альфа-амилазы.
ГБУЗ НСО "Чистоозерная ЦРБ" в возражениях на жалобу ООО "КрИсталПроффи-НСК" сообщило следующее.
Описание объекта закупки сформировано заказчиком в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, а также исходя из потребностей заказчика. При разработке описания закупаемого товара заказчик также ориентировался на СанПиН 3.3686-21. П.3542. В целях профилактики инфекции, связанных с оказанием медицинской помощи в медицинских организациях, осуществляются дезинфекционные и стерилизационные мероприятия, которые включают в себя работы по профилактической и очаговой дезинфекции, дезинсекции, дератизации, а также дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации медицинских изделий.
Объектом закупки является средство дезинфицирующее, соответствующее позиции КТРУ - 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее". При этом, в указанной позиции КТРУ установлена единственная характеристика: форма выпуска - жидкость. На основании п.5, п.6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, заказчик вправе установить в описании объекта закупки дополнительные требования к характеристикам закупаемого товара, не предусмотренные соответствующей позицией КТРУ, при условии указания соответствующего обоснования установленных требований.
ГБУЗ НСО "Чистоозерная ЦРБ" считает, что совокупности установленных заказчиком в описании объекта закупки характеристикам соответствуют дезинфицирующих средств следующих производителей:
по позиции N 1 описания закупки: "Фолицид ультра" (Россия), "Люир Пероксин" (Россия);
по позиции N 2 описания закупки: "Телесфор форте" (Россия); "А-дез" (Россия);
по позиции N 3 описания закупки: "Терецид" (Россия); "Део бактер плюс" (Россия);
по позиции N 4 описания закупки: перекись водорода (Россия), множество производителей;
по позиции N 5 описания закупки: "Клин энзим" (Казахстан), "Аниозим ДД 1" (Франция).
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При изучении документов и информации, представленных сторонами, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
По позиции N 3 описания закупки заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к закупаемому товару: средство должно иметь в своем составе в качестве действующих веществ: ЧАС - не менее 16% и не более 18,5%; активно в отношении: mycobacterium tuberculosi, анаэробныe инфекции, возбудители ВБИ, грамотрицательные бактерии, грамположительные бактерии, атипичной пневмонии, ВИЧ, гепатит С, гепатита А, гепатита В, герпеса, грипп, парентеральных гепатитов, полиомиелит, птичьего гриппа (H5N1), свиной грипп (H1N1), энтеральных гепатитов.
Заказчиком на заседание Комиссии были представлены инструкция по применению дезинфицирующего средства "Терецид" (производства ООО "НПК Медэкс"), инструкции по применению дезинфицирующего средства "Део-бактер плюс" (производства фирмы ООО "ДЕО").
Изучив указанные документы, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в соответствии с данными, представленными в таблице 17 "Показатели качества дезинфицирующего средства "Део-бактер плюс" инструкции по применению дезинфицирующего средства "Део-бактер плюс", массовая доля алкилдиметилбензиламмоний хлорида (ЧАС) составляет 18,0 1,5 %.
Исходя из указанного, значение ЧАС дезинфицирующего средства "Део-бактер плюс" соответствует диапазону 16,0% до 19,8%, следовательно, указанное средство не соответствует требованиям описания объекта закупки.
В соответствии с п.1.4 инструкции по применению дезинфицирующего средства "Део-бактер плюс" средство обладает бактерицидным действием в отношении:
грамотрицательных и грамположительных бактерий (в том числе, возбудителей туберкулеза Mycobacterium B5, Mycobacterium terrae), внутрибольничных инфекций (инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи), особо устойчивых штаммоввозбудителей (метициллин-резистентный стафилококк (MRSA), ванкомицин-резистентный стафилококк,Stenotrophomonasmaltophilia, синегнойная палочка и т.д.);
возбудителей особо опасных инфекций (в т.ч. сибирская язва);
вирусов (в том числе вируса полиомиелита, Коксаки, ECHO, вирусов энтеральных и парентеральных гепатитов, ВИЧ-инфекции, гриппа, парагриппа, вирусов свиного и птичьего гриппа и других типов вирусов гриппа,
вируса атипичной пневмонии, возбудителей острых респираторных вирусных инфекций, ротавируса, герпеса, цитомегаловируса, аденовируса и др.);
грибов (грибы рода Кандида, дерматофиты (Epidermophyton, Microsporum и Trichophyton), плесневых грибов рода Аспергиллюс, Пенициллиум, Мукор и их спор.
Таким образом, средство "Део-бактер плюс" не обладает активностью в отношении анаэробных инфекций, что также свидетельствует о том, что оно не соответствует требованиям описания объекта закупки.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что совокупности требований к характеристикам товара по позиции N 3 описания объекта закупки соответствует товар единственного производителя - дезинфицирующее средство "Терецид" (ООО "НПК Медэкс", Россия), что является нарушением положений ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы подтверждён.
2. Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования КТРУ утверждены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. "в" п.4 Правил заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что при описании позиции N 5 заказчиком была применена позиция КТРУ 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее", которая имеет одну обязательную для применения характеристику: форма выпуска - жидкость.
Согласно п.6 Правил в случае представления дополнительной информации, предусмотренной п.5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
По позиции N 5 описания закупки заказчиком установлены, в том числе, следующее требование к закупаемому товару: дезинфицирующее средство должно содержать функциональные компоненты - ферментный комплекс (липаза, альфа-амилаза, протеаза).
При этом, изучив описание объекта закупки, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в качестве обоснования установления дополнительных характеристик заказчик указал следующее: заказчику требуются дезинфицирующие средства с различными действующими веществами для возможности ротации дезинфицирующих средств.
Вместе с тем, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, заказчиком не представлено надлежащее обоснование установления требования к составу ферментного комплекса - липаза, альфа-амилаза, протеаза, что является нарушением положений ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, п.6 Правил.
Согласно ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в ЕИС, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что ООО "КрИсталПроффи-НСК" был направлен заказчику запрос на дачу разъяснений положений извещения о закупке, который, помимо прочего содержал просьбу представить обоснование установления требования о наличии в составе ферментного комплекса альфа-амилазы (позиция N 5 описания объекта закупки), а также разъяснить какой объект обеззараживания заказчик планирует обрабатывать (поверхности, предметы ухода, белье, посуду) дезинфицирующим средством по позиции N 1.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком в ответе на указанный запрос представлено следующее: согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. Из указанных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что ГБУЗ НСО "Чистоозерная ЦРБ" не был представлен надлежащий ответ на запрос подателя жалобы, что является нарушением ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе. Довод жалобы нашел подтверждение.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КрИсталПроффи-НСК" на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Центральная клиническая больница" при проведении электронного аукциона N 0351300262123000127 на поставку дезинфицирующих средств обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч.6 ст.23, ч.1 ст.33, ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе, п.6 Правил.
3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
ПРЕДПИСАНИЕ N 054/06/33-1028/2023
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
26 мая 2023 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председателя Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании решения N 054/06/33-1028/2023 от 26.05.2023 по результатам рассмотрения жалобы ООО "КрИсталПроффи-НСК" на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Центральная клиническая больница" при проведении электронного аукциона N 0351300262123000127 на поставку дезинфицирующих средств,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок необходимо:
1. Заказчику прекратить нарушение ч.6 ст.23, ч.1 ст.33, ч.5 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п.6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
2. Заказчику сформировать описание объекта закупки таким образом, чтобы совокупности показателей необходимого к поставке товара соответствовал товар более чем одного производителя.
3. Заказчику включить в описание объекта закупки обоснование установления дополнительных характеристик, не предусмотренных соответствующими позициями КТРУ.
4. Аукционной комиссии отменить решения, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.
5. Заказчику внести изменения в извещение об электронном аукционе в соответствии с решением N 054/06/33-1028/2023 от 26.05.2023 и настоящим предписанием.
6. Заказчику продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0351300072222001077 в соответствии с Законом о контрактной системе.
7. Оператору электронной площадки отменить протокол подачи ценовых предложений от 22.05.2023 N ЦПА1.
8. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения решения N 054/06/33-1028/2023 от 26.05.2023 и данного предписания.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 14.06.2023 с приложением подтверждающих документов, в том числе, представить сведения о товарах различных производителей, соответствующих требованиям заказчика, а также сведения о характеристиках соответствующих товаров.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 26 мая 2023 г. N 054/06/33-1028/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2023