Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя Государственного бюджетного образовательного учреждения Гимназия N 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), ООО "Управляющая компания "Маттерхорн" (далее - Заявитель), уведомленных о месте и времени заседания комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12276-ЭП/23 от 18.05.2023) на действия конкурсной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания (извещение N 0172200005423000067) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 05.04.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0172200005423000067. Начальная (максимальная) цена контракта - 29 363 030, 00 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии, выразившиеся в нарушении, по его мнению, установленного порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе, протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 21.04.2023 NПРОII1, предложение Заявителя по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" было оценено в 0 баллов.
В качестве обоснования принятого решения конкурсной комиссией было указано следующее:
Предметом оценки являются представленные в составе заявки на участие в конкурсе сведения о наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта.
Значимость критерия оценки - 40 %.
Детализирующие показатели оценки:
Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров - коэффициент значимости 1,0 - максимальное количественное значение (в баллах) 100.
В заявке N2 (K-99741) установлено следующее:
Участником представлен 1 исполненный контракт.
В заявке участника документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта выполнения работы, представлены в не полном объеме: отсутствует информация о наличии опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, по исполненным договорам (контрактам), содержащая информацию о привлеченных трудовых ресурсах, контроле качества выполнения работ, правилах обеспечения безопасности при выполнении работ, используемом оборудовании, инвентаре, средствах.
Таким образом, предоставленный участником договор не принимается Заказчиком к рассмотрению.
Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров составляет 0,00 руб.
Из содержания извещения о проведении конкурса следует, что Заказчиком определен следующий порядок оценки заявок по нестоимостному критерию:
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
1 |
Критерий оценки: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Показатель оценки: "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта". Детализирующий показатель оценки: "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" |
В рамках детализирующего показателя оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки" оценивается наибольшая цена одного из заключенных и исполненных участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) договоров, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы: а) исполненный договор (договоры); - к оценке принимаются исполненные гражданско-правовые договоры с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ; - к оценке принимаются исполненные договоры, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек) б) акты приемки выполненных работ, составленные при исполнении таких договоров (договоров); - последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; в) информация о наличии опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, по исполненным договорам (контрактам), содержащая информацию о привлеченных трудовых ресурсах [1], контроле качества выполнения работ [2], правилах обеспечения безопасности при выполнении работ [3], используемом оборудовании, инвентаре, средствах [4]. Все предоставляемые в рамках детализирующего показателя подтверждающие документы должны предоставляться в читаемом виде. В случае выявления в представленных сведениях и документах недостоверной информации по какому-либо договору, этот договор учитываться при оценке по данному детализирующему показателю не будет. При непредоставлении указанных документов оценка по детализирующему показателю не производится. При этом отсутствие указанных документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. |
[1] Перечень специалистов (сотрудников), задействованных при выполнении работ по договору, с указанием по каждому специалисту (сотруднику) должности, профессиональных задач и обязанностей, количества таких специалистов, опыта работы в соответствующей должности, квалификации, выраженной в обладании навыками и знаниями, необходимыми при выполнении работ, вида трудоустройства, а также сертификатами, лицензиями, образованием и иными документами, наличие которых требовалось исходя из выполняемых работ. [2] Методы, направленные на контроль качества результата выполненных работ, методы контроля за устранением недостатков при выполнении работ, указанных заказчиком (с указанием функций и порядка осуществления такого контроля, а также минимальных и максимальных сроков устранения недостатков и порядка возмещения ущерба заказчику, причиненного при выполнении работ), и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (специалистов (сотрудников)) осуществляемые уполномоченным и назначенным на выполнение соответствующего вида контроля лицом (группой лиц), в целях анализа и повышения качества выполнения работ, с указанием периодичности такого контроля и лиц (должность), осуществляющих такой контроль, а также указанием видов ответственности каждого сотрудника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, случаев применения каждого вида ответственности и порядка их применения. [3] Совокупность мер, направленная на предотвращение нарушений, а также соблюдение пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды, обеспечиваемая, в том числе, посредством проведения инструктажей, с указанием видов таких инструктажей. [4] Перечень оборудования, инвентаря и иных средств, использованных специалистами (сотрудниками) при выполнении работ, с обязательным указанием наименований такого оборудования, инвентаря и специальных средств, формы права пользования, основных характеристик, и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе выполнения соответствующих работ. |
Комиссия УФАС констатирует, что в составе заявки Заявителя в качестве документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, представлены следующие документы: контракт N01422000013220005070001 с приложениями (Приложение N1. ТЗ, Приложение N2. График СМР, Приложение N3 (не предусмотрено), Приложение N4. Смета), дополнительные соглашения (ДС N1 от 14.04.22 с приложениями, ДС N2 от 05.05.2022, ДС N3 от 18.05.22 с приложениями, ДС N4 от 21.09.2022 с приложениями, ДС N5 от 18.10.22 с приложениями, ДС N6 от 11.11.22 с приложениями, ДС N7 от 15.11.2022 с приложениями, ДС N8 от 28.12.2022 с приложениями), акты выполненных работ (1 этап 21.03.2022, 2 этап 15.04.2022, 3 этап 18.05.2022, 4 этап 20.05.2022, 5 этап 17.06.2022, 6 этап 19.07.2022, 7 этап 22.07.2022, 8 этап 18.08.2022, 9 этап 21.09.2022, 10 этап 19.10.2022, 11 этап 15.11.2022, коррект 29.12.22г), КС-11 от 27.12.22г с приложениями, Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом в составе заявке Заявителя не были представлены сведения о наличии опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, по исполненным договорам (контрактам), содержащие информацию о привлеченных трудовых ресурсах [1], контроле качества выполнения работ [2], правилах обеспечения безопасности при выполнении работ [3], используемом оборудовании, инвентаре, средствах [4], указание некоторые содержалось в установленном заказчике порядке оценки.
Таким образом, в силу положения порядка оценки, согласно которому при непредоставлении указанных документов оценка по детализирующему показателю не производится, у конкурсной комиссии имелись достаточные основания для присвоения предложению Заявителя по нестоимостному критерию 0 баллов.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что предложение Заявителя в полном объеме соответствовало требованиям извещения, в том числе, в части полноты представленных в качестве подтверждения квалификации участника закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
2. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссия УФАС отмечает следующее.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п. 4 ч. 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения, "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу подпункта "г" пункта 3 Приложения, для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки - квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 8 Положения, в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным, в том числе подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В силу подпункта "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, следующий показатель оценки - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Согласно пункту 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В силу положений п. 33 Положения, при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
г) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Таким образом, Комиссия УФАС констатирует, что Законом о контрактной системе, а также Положением в рамках оценки заявок по установленному Заказчиком показателю "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" не предусмотрено представление информации, подтверждающей наличие опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, по исполненным договорам (контрактам), содержащая информацию о привлеченных трудовых ресурсах [1], контроле качества выполнения работ [2], правилах обеспечения безопасности при выполнении работ [3], используемом оборудовании, инвентаре, средствах [4].
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае Заказчиком установлен порядок оценки заявок, не соответствующий требованиям Закона о контрактной системе, что является нарушением п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Управляющая компания "Маттерхорн" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 мая 2023 г. N 44-1870/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2023