Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ школа N 375 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
ООО "Ландшафт-Парк" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 12557-ЭП/23 от 22.05.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту спортивных площадок образовательных учреждений Красносельского района Санкт-Петербурга (извещение номер 0172200005523000108) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 06.05.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172200005523000108. Начальная (максимальная) цена контракта - 30 046 883,97 рублей.
В жалобе Заявитель на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- непредоставлении разъяснений положений извещения;
- нарушении правил описания объекта закупки;
- утверждении ненадлежащей инструкции.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее частично необоснованной.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В адрес Заказчика поступил запрос следующего содержания:
"Текст запроса:
1. В соответствии с инструкцией: 20. в случае установления в наименовании показателя слова из конкретного перечня: "исполнение", "класс", "номер", "вид", "группа", "состав", "материал", а также содержится двоеточие, то данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить варианты значений.
Материалом изготовления сетки является: полиамид или полипропилена или капрона или полипропилена и капрона
В данном случае вместо слова "материал" указано "материалом". Правильно мы понимаем, что нужно предоставить сведений без изменений (так как выше по инструкции все окончания однокоренных слов были отдельно перечислены)?
2. Стойки волейбольные тип 1.
Стойка - форма изготовления: круглого сечения или квадратного сечения
Толщина стенки квадратной и круглой стойки: от 2
По инструкции участник должен выбрать разновидность стойки, при этом в наименовании показателя указывается и круглая и квадратная разновидность при требовании толщины. Можно ли выбрав, например, круглую стойку, пояснить что толщина указана именно для нее?".
Заказчиком даны разъяснения:
"1. В соответствии с Инструкцией:
20. в случае установления в наименовании показателя слов из конкретного перечня "назначение", "тип", "применение", "изготовлено", "получение", "состоит", "род" при этом наименование показателя содержит и/или не содержит двоеточие, то данный показатель относится к виду показателя, по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде - участник в заявке предоставляет наименование показателя, требование к значению показателя и единицу измерения в неизменном виде; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, если в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение или максимальное числовое значение;
Таким образом, в случае, если в наименовании показателя есть слова из конкретного перечня (указанного в пункте инструкции), при этом наименование показателя содержит и/или не содержит двоеточие, то данный показатель относится к виду показателя, по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде - участник в заявке предоставляет наименование показателя, требование к значению показателя и единицу измерения в неизменном виде.
2. Необходимо выбрать форму стойки в соответствии с Инструкцией (круглого сечения или квадратного сечения), а также указать соответствующее значение по толщине стенки у стойки в соответствии с Инструкцией".
Данные разъяснения соответствуют предмету запроса и не изменяют сути извещения, следовательно, довод жалобы не находит своего подтверждения.
2. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В отношении товара "Сетка заградительная тип 1" Заказчиком установлены требования: "Материалом изготовления сетки является: полиамид или полипропилена или капрона или полипропилена и капрона. Толщина нити из капрона или полипропилена или полиамида: не менее 3,5".
Данные показатели противоречат друг другу, что нарушает требования ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы является обоснованным.
4. В отношении доводов о габаритных размерах ворот Заказчик пояснил, что приведенный ГОСТ Р 55665-2013 не установлен в отношении данных товаров, следовательно, он вправе устанавливать в требования в соответствии со своими потребностями.
В случае товара "Ворота гандбольные тип 2" потребностям Заказчика соответствуют ворота определенной номинальной длины - 3000 мм.
В случае товара "Ворота гандбольные тип 1" Заказчику нет необходимости устанавливать строгие требования к номинальной длине ворот, соответственно указано предельное значение, которое соответствует потребностям Заказчика.
На основании изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что данные доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ландшафт-Парк" обоснованной в части отдельных доводов о нарушении правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 мая 2023 г. N 44-1935/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2023