Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Ким Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИДДХИ" (ИНН 5948067816) на положения извещения- утвержденное Муниципальным бюджетным учреждением "Управление дорожно-транспортным хозяйством" (ИНН 6508009371) при проведении электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт тротуара по ул. Приморская в г. Углегорске" (извещение N 0861600003823000081).
УСТАНОВИЛА:
26.05.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения извещения, в которых допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, по мнению Заявителя, Заказчиком не верно установлены, дополнительны требования к участникам закупки.
Уведомлением - требованием N ЕО/1437/23 от 26.05.2023 рассмотрение вышеуказанной жалобы назначено на 31.05.2023 в 11 часов 45 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, установила следующее.
18.05.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0861600003823000081 по объекту "Капитальный ремонт тротуара по ул. Приморская в г. Углегорск".
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 440 364,74 рублей.
В соответствии с п. 12 ч. 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 28.06.2022 N 231-ФЗ)
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительны требования, предусмотренные ч.2 ст. 31 Закона о контрактной системе регламентируются Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Поскольку в закупке по объекту "Капитальный ремонт тротуара по ул. Приморская в г. Углегорск" работы предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона являются по своему характеру ремонтными, то на данный вид работ Заказчиком, уполномоченным учреждением установлены дополнительные требования к участникам закупки товаров, работ, услуг в соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства N 2571 - на работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги.
В соответствии с п.18 раздела 3 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N2571 при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в извещении установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 18 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N2571, что не относится к объекту закупки.
Однако, Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" ( далее - Федеральный закон N 257- ФЗ) определены такие понятия как капитальный ремонт автомобильной дороги, а также ремонт автомобильной дороги.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ под капитальным ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Согласно пункту 11 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Следовательно, работы по капитальному ремонту автомобильной дороги и работы по ремонту автомобильной дороги отличаются по содержанию, и имеют различное правовое регулирование.
В рамках исполнения Федерального закона N 257-ФЗ Министерством транспорта РФ приказом от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Приказ N 402).
Указанная Классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
В разделе III Классификации установлены состав и виды работ, выполняемых при ремонте автомобильных дорог.
Так, закупкой по объекту "Капитальный ремонт тротуара по ул. Приморская в г. Углегорск" предусмотрено выполнение комплекса работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги, а именно:
-Локальный сметный расчет (все виды работ указанные в нем) составлен на ремонт тротуара по ул. Приморская.
Данные работы соответствуют п.п. в) п. 4 части 5 раздела III Классификации - восстановление пешеходных переходов и ремонт тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, и не относятся к работам капитального характера, а осуществляются при ремонте автомобильной дороги;
- Отсыпка насыпи из грунта карьера (скальный грунт) с Кразр.=1,18 толщиной не менее 30 см количеством 688 м . Указанные работы отражены в локальном сметном расчете позиция 3,4 раздела 1.
Данные работы соответствуют п.п з) п. 2 части 5 раздела III Классификации - восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 900 на один километр дороги), и не относятся к работам капитального характера, а осуществляются при ремонте автомобильной дороги;
- Устройство основания под тротуар из щебеночно - песчаной смеси С-4 толщиной 20 см. Указанные работы отражены в позиции 9,10 локально сметного расчета.
Данные работы соответствуют п.п а) п. 2 части 5 раздела III Классификации - восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна, и не относятся к работам капитального характера, а осуществляются при ремонте автомобильной дороги;
- Устройство покрытия дорожек и тротуаров из горячих асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками первого типоразмера, толщина слоя 4 см. Указанные работы отражены в позиции 16,17 локально сметного расчета.
Данные работы соответствуют п.п в) п. 2 части 5 раздела III Классификации - полная замена слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающих повторное использование материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий, и не относятся к работам капитального характера, а осуществляются при ремонте автомобильной дороги;
- Устройство покрытий из тротуарной плитки, количество плитки при укладке на 1 м2: 40 шт. Устройство покрытий дорожек, тротуаров, мостовых и площадок и прочее. Указанные работы отражены в позиции 28 локально сметного расчета.
Данные работы соответствуют п.п а) п. 2 части 5 раздела III Классификации - восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна, и не относятся к работам капитального характера, а осуществляются при ремонте автомобильной дороги;
- Установка бортовых камней бетонных: при других видах покрытий. Указанные работы отражены в позиции 21 локально-сметного расчета.
Данные работы соответствуют п.п д) п. 2 части 5 раздела III Классификации - замена бордюров, устройство недостающих и ремонт бордюров по краям усовершенствованных покрытий и тротуаров, восстановление покрытий на укрепительных полосах и обочинах, и не относятся к работам капитального характера, а осуществляются при ремонте автомобильной дороги.
Таким образом, данные виды работ по объекту: "Капитальный ремонт тротуара по ул. Приморская в г. Углегорск" классифицируются как ремонт автомобильной дороги и не относятся к работам капитального характера.
Таким образом, дополнительные требования к участникам закупки установлены в соответствии с позицией 18 (работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги) Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Следовательно, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу о правомерности действий заказчика, довод заявителя признается необоснованным.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
Признать жалобу с ограниченной ответственностью "СИДДХИ" (ИНН 5948067816) на положения извещения - утвержденное Муниципальным бюджетным учреждением "Управление дорожно-транспортным хозяйством" (ИНН 6508009371) при проведении электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт тротуара по ул. Приморская в г. Углегорске" (извещение N 0861600003823000081)- необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: К.В. Солонин
Члены Комиссии: Е.Э. Осташова
Ил Дя Ким
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 31 мая 2023 г. N 065/06/106-380/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2023