Резолютивная часть решения оглашена 29 мая 2023 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: ...
, при участии представителей Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная клиническая больница им. Н.А. Семашко"
...
, представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"
...
, в отсутствие представителей ИП
...
, уведомленных надлежащим образом, в отсутствие представителей АО "ЕЭТП", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ИП
...
N22/05-01 от 22.05.2023 (вх. N2854-ЭП/23 от 23.05.2023) на действия Заказчика (Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная клиническая больница им. Н.А. Семашко") при проведении электронного аукциона на поставку реактивов для КДЛ (извещение N0859200001123005791 от 15.05.2023) и проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки,
у с т а н о в и л а:
Государственным бюджетным учреждением Рязанской области "Областная клиническая больница им. Н.А. Семашко" (далее - Заказчик, ГБУ РО "ОКБ им. Н.А. Семашко") инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку реактивов для КДЛ (далее - электронный аукцион).
15.05.2023 извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 982 227 рублей 79 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1) нарушены требования постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталогов товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145), так как не использовались позиции каталога товаров, работ, услуг, в частности, 21.20.23.110-00003952 щелочная фосфотаза, 21.20.23.110-00003968 - общая амилаза, 21.20.23.110-00004097 - ЛДГ, 21.20.23.110-00004038 - креатинкиназа, 21.20.23.110-00003910 - кальций;
2) характеристики, установленные в "Описании объекта закупки", такие как фасовка, наличие штрих-кода, линейность, являются необоснованными и ведут к ограничению конкуренции, поскольку соответствуют единственному производителю компании Beck Coulter.
В отзыве на жалобу N212 от 25.05.2023 Уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В отзыве на жалобу N1599-01-14 от 25.05.2023 Заказчик сообщил, что жалоба является необоснованной, а описание объекта закупки соответствуют требованиям Закона о ФКС и составлено в учетом потребности учреждения. Так, все наборы должны быть совместимы с биохимическим анализатором серии AU (Beck Coulter), имеющимся у Заказчика.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1) По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования постановления Правительства N145, так как не использовались позиции каталога товаров, работ, услуг, в частности, 21.20.23.110-00003952 щелочная фосфотаза, 21.20.23.110-00003968 - общая амилаза, 21.20.23.110-00004097 - ЛДГ, 21.20.23.110-00004038 - креатинкиназа, 21.20.23.110-00003910 - кальций;
Частью 6 статьи 23 Закона о ФКС установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
б) описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является поставка реактивов для КДЛ, в том числе:
- Набор для определения щелочной фосфатазы на биохимическом анализаторе серии AU;
- Набор для определения амилазы на биохимическом анализаторе серии AU;
- Набор для определения лактатдегидрогеназы на биохимическом анализаторе серии AU;
- Набор для определения креатинкиназы на биохимическом анализаторе серии AU;
- Набор для определения кальция на биохимическом анализаторе серии AU.
Согласно пояснениям Заказчика одной из главных характеристик обязательных к применению позиций каталога, на которые ссылается Заявитель, является количество выполняемых тестов, а именно:
21.20.23.110-00003952 щелочная фосфотаза - 10,
50,
100,
200;
21.20.23.110-00003968 - общая амилаза - 10,
50,
100,
200;
21.20.23.110-00004097 - ЛДГ - 10,
50,
100,
200;
21.20.23.110-00004038 - креатинкиназа - 10,
50,
100,
200;
21.20.23.110-00003910 - кальций - 10,
50,
100,
200.
Однако приведенная характеристика не отвечает потребностям лечебного учреждения.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчику требуется:
- Набор для определения щелочной фосфатазы на биохимическом анализаторе серии AU: количество тестов в наборе - не менее 1940, но не более 3280;
- Набор для определения амилазы на биохимическом анализаторе серии AU: количество тестов в наборе - не менее 800, но не более 1600;
- Набор для определения лактатдегидрогеназы на биохимическом анализаторе серии AU: количество тестов в наборе - не менее 2000, но не более 2560;
- Набор для определения креатинкиназы на биохимическом анализаторе серии AU: количество тестов в наборе - не менее 1700, но не более 1960;
- Набор для определения кальция на биохимическом анализаторе серии AU: количество тестов в наборе - не менее 2000, но не более 2800.
Из пояснений Заказчика следует, что, проанализировав характеристики, содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг, Заказчик сделал выбор в пользу параметров товара, максимально удовлетворяющих его потребность, поскольку большее количество тестов в наборе позволяет экономить бюджетные средства, так как постановка нового флакона требует обязательной перекалибровки теста и влечет за собой неэффективное использование бюджетных средств.
Комиссия отмечает, что код позиции ОКПД 2 21.10.23.111 "Препараты диагностические" был определен и установлен в соответствии со спецификой закупки.
На основании изложенного Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод жалобы не обоснован, поскольку выбранный код ОКПД 2 не противоречит предмету закупки и в каталоге товаров, работ, услуг отсутствуют позиции, соответствующие потребностям заказчика.
2) Согласно доводу Заявителя характеристики, установленные в "Описании объекта закупки", такие как фасовка, наличие штрих-кода, линейность, являются необоснованными и ведут к ограничению конкуренции, поскольку соответствуют единственному производителю компании Beck Coulter.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки является поставка реактивов для КДЛ и в разделе "Описание объекта закупки" установлены характеристики товара.
Вместе с тем Заказчиком ни в письменных пояснениях, ни в ходе заседания Комиссии не представлено доказательств о наличии как минимум двух производителей, удовлетворяющих требованиям описания объекта закупки по позициям, оспариваемым Заявителем.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении об осуществлении закупки, но, таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей, и уникальными товарами единственного производителя.
В то же время включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о ФКС (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Кроме того, Заявитель считает неправомерными требованиями к фасовке, наличию штрих-кода, линейности, поскольку приведенные характеристики приводят к ограничению конкуренции.
Комиссия Рязанского УФАС отмечает, что фасовка не является технической, качественной и функциональной характеристикой товара, в связи с чем, установленные Заказчиком в описании объекта закупки требования к фасовке товара являются неправомерными.
Согласно инструкции по применению Beck Coulter DxC 700 AU в каждом реагентном отсеке используются подходящие переходники или перегородки в зависимости от объемов флаконов с реагентами: 15 мл, 30 мл, 60 мл, и 120 мл., что свидетельствует о наличии вариативности применяемых флаконов и не влияет на результат выполненных тестов.
Кроме того, в инструкции применению Beck Coulter DxC 700 AU указано, что каждая позиция для флакона может быть запрограммирована как для работы с кодом реагента (считывание штрихкода) или как фиксированная (без считывания штрихкода),
Таким образом, отсутствие штрих-кода никаким образом не может повлиять на качество проводимых исследований, что свидетельствует о том, что данное требование является избыточности.
Документальных доказательств, что установленные диапазоны линейности являются инвариантными, поскольку их изменение может привести к невозможности проведения исследования, Заказчиком в материалы дела не представлены.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС при формировании описания объекта закупки в части установления характеристик к товару, соответствующих единственному производителю, действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя ...
обоснованной в части установления требований, влекущих ограничение количества участников закупки.
2. Признать Заказчика (Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "ОКБ им. Н.А. Семашко") нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. В остальной части отказать.
4. Выдать предписание Заказчику (Государственному бюджетному учреждению Рязанской области "ОКБ им. Н.А. Семашко"), Уполномоченному учреждению (Государственному казённому учреждению Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"), Аукционной комиссии Государственного казённого учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" и Оператору электронной площадки (АО "ЕЭТП") об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы по делу N062/06/33-328/2023 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 1 июня 2023 г. N 062/06/33-328/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2023