Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<-------->,
Членов Комиссии:
<-------->;
<-------->,
При участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Уполномоченного органа - представителя по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Промстройсервис" на действия Конкурсной комиссии при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Помещение центра досуга "Нефтяник", расположенное по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Ленина, д. 12"", начальная (максимальная) цена контракта - 76 256 607,00 рублей (извещение N 0190300003723000403) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14.
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии.
Заявитель считает, что в действиях Конкурсной комиссии имеется нарушение норм Закона о контрактной системе.
Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласился, представил возражения и сообщил, что при проведении закупки, Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением и протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время окончания срока подачи заявок - 15.05.2023 09:00 (МСК+2);
3) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 19.05.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Конкурсная комиссия неправомерно отклонила его заявку в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ), как представленный участником опыт выполнения работ не соответствует требованиям установленным в извещении.
Уполномоченный орган представил мотивированные возражения на жалобу Заявителя и пояснил, что при проведении конкурса комиссия действовала в рамках закона и не нарушала требований Закона о контрактной системе.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 ст. 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки:
а) полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), наименование обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя);
б) фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо действующего в качестве руководителя юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица, либо исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица;
в) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;
г) адрес юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо) в пределах места нахождения юридического лица, адрес (место нахождения) аккредитованного филиала или представительства на территории Российской Федерации (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), адрес (место нахождения) обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица), место жительства физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (если участник закупки является физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), адрес электронной почты, номер контактного телефона;
д) копия документа, удостоверяющего личность участника закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации (если участник закупки является физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем);
е) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства (если участником закупки является иностранное лицо), код причины постановки на учет юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица);
ж) выписка из единого государственного реестра юридических лиц (если участником закупки является юридическое лицо), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (если участником закупки является индивидуальный предприниматель);
з) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (если участником закупки является иностранное лицо);
и) декларация о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы);
к) декларация о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 настоящего Федерального закона (если участник закупки является такой организацией);
л) декларация о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
м) решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
о) декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
п) реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта;
р) в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
Пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в закупке, первые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.
Исходя из вышеизложенных норм Закона о контрактной системе, вторая часть заявки участника закупки содержит помимо документов направляемых участником закупки оператору электронной площадки в пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, также и иные документы предусмотренные подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. При этом Закон о контрактной системе не содержит запрета на представление в составе второй части заявки иных документов, на усмотрение участника закупки.
В соответствии с ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Исходя из вышеизложенной нормы закона, в момент рассмотрения вторых частей заявок участников закупки, Конкурсной комиссии представлен полный пакет документов участника закупки, в частности те документы которые он предоставил во второй части своей заявки и те документы которые он представил оператору электронной площадки.
В соответствии с пунктами 2-3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление N 2571).
Согласно извещению, Заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 10 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N2571, а именно наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 17.05.2023 NПРОII1 Конкурсная комиссия, рассмотрев вторую часть заявки Заявителя, в порядке, установленном статьей 48 Закона о контрактной системе, признала заявку Заявителя несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а именно на основании п. 2 ч. 12 ст. 48 ФЗ N 44-ФЗ заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных п. 3 ч. 6 ст. 43 ФЗ N 44-ФЗ, а именно: участником закупки не представлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 ст. 31 ФЗ N 44-ФЗ, а именно: участником закупки представлен Договор подряда N 07/15 от 10 июля 2016 года на "Строительство многоквартирного жилого дома в гор. Махачкала, МКР М-2 Приморского жилого района на уч. 4, 5, 6", Акт окончательной приемки работ от 25 марта 2018 года, Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 02 апреля 2018 года. Представленные документы не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме (п. 12 приложения "Требования к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе ч. 19 ст. 48"), пп. "б" п. 3 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 года N 2571, так как установлено, что участником должны быть представлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям: акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки объекта капитального строительства, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которые должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Представленные документы не могут являться подтверждением наличия опыта работы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Заявитель в своей жалобе указывает, что во исполнение требований к составу заявки, установленных Конкурсной документацией, вторая часть заявки содержала документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, в качестве таких документов был приложен контракт на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в г. Махачкала, на сумму 172 млн. рублей, исполненный 15.10.2021 г., а также акт приемки объекта капитального строительства и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, что полностью соответствует требованиям позицией 10 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N2571.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что представленный участником закупки в составе второй части заявки контракт на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в г. Махачкала, на сумму 172 млн. рублей не подлежал рассмотрению и оценке Конкурсной комиссией, так как он в нарушении требований пункта 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе не был направлен участником закупки оператору электронной площадки, а был представлен в составе второй части заявки.
С данными выводами Уполномоченного органа Комиссия не может согласиться, так как несмотря на формальное нарушение со стороны участника закупки требований к формированию заявки, поданная заявка вместе с документами по доп. требованию, загруженными с площадки, не только должна, но и в соответствии с Законом о контрактной системе рассматривается Конкурсной комиссией одновременно и как единое целое и, соответственно, если один из представленных дополнительно контрактов соответствует дополнительному требованию в соответствии с Постановлением N 2571, в этом случае по данному основанию такая заявка должна быть признана соответствующей установленным требованиям.
Формальное нарушение со стороны участника закупки требований к формированию заявки, не означает и не может означать отсутствие у такого участника опыта выполнения работ установленного в соответствии с извещением об осуществлении закупки, при этом на момент рассмотрения вторых частей заявок на соответствие требованиям установленным ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия имела в своем распоряжении весь пакет документов представленный участником закупки и могла оценить имеющийся у него опыт.
Изучив заявку Заявителя Комиссия установила, что в подтверждение соответствия участника закупки дополнительным требованиям, установленным пунктом 10 Приложения к постановлению Правительства N 2571 Заявителем в адрес электронной площадке направлен Договор подряда N 07/15 от 10 июля 2016 года на "Строительство многоквартирного жилого дома в гор. Махачкала, МКР М-2 Приморского жилого района на уч. 4, 5, 6", Акт окончательной приемки работ от 25 марта 2018 года, Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 02 апреля 2018 года, что не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, так как последние акты выполненных работ подписаны ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
При изучении второй части заявки Заявителя, которая также была направлена Конкурсной комиссии оператором электронной площадки совместно с документами предусмотренными ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что в ее составе Заявитель приложил контракт на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в г. Махачкала, на сумму 172 млн. рублей, исполненный 15.10.2021 г., а также акт приемки объекта капитального строительства и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, что полностью соответствует требованиям позицией 10 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N2571.
По данному факту Комиссия сообщает, что отклонение заявки заявителя по основаниям предусмотренным п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе является незаконным, что образует в действиях Конкурсной комиссии состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя является обоснованным.
Комиссия считает необходимым выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ООО "Промстройсервис" на действия Конкурсной комиссии при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Помещение центра досуга "Нефтяник", расположенное по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Ленина, д. 12"", начальная (максимальная) цена контракта - 76 256 607,00 рублей (извещение N 0190300003723000403), обоснованной.
2) Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение п. 2 ч.12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3) Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4) Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru)
Председатель Комиссии: <-------->
Члены Комиссии: <-------->
<-------->
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 26 мая 2023 г. N 089/06/48-363/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2023