Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия), рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пунктами 6.4 - 6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 и в результате проведения в соответствии со статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) проверки в отношении жалобы общества с ограниченной ответственностью "ПОЛИМЕР-ИНФРАСТРУКТУРА" (далее - Заявитель, ООО "ПОЛИМЕР-ИНФРАСТРУКТУРА") на действия Заказчика - муниципального предприятия Заполярного района "Севержилкомсервис" (далее Заказчик, МП ЗР "Севержилкомсервис) при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки: Поставка гибкого полимерного теплоизолированного трубопровода из термостойкого полиэтилена PERTiX (Извещение N 0584300000323000015), при участии представителей Заказчика (по доверенности), Заявителя, действующего на основании доверенности, при дистанционным участии посредством систем видео-конференц-связи (ходатайство об участии через ВКС от 29.05.2023);
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу поступила жалоба Заявителя (вх. N 925-ЭП/23) о нарушении Закона о контрактной системе. По мнению Заявителя требования, предъявляемые к поставляемому товару в техническом задании к электронному аукциону, являются избыточными и ведут к ограничению конкуренции, а именно указание в техническом задании ТУ 2248-001-26263820-2016 сформировано под конкретного производителя труб PERTiX.
С доводами жалобы Заказчик не согласился на основании доводов, подробно изложенных в представленных письменных пояснениях.
В ходе проведения внеплановой проверки и с учетом информации, изложенной в содержании жалобы, а также представленных документов, которые в совокупной взаимосвязи связаны с правовым анализом обстоятельств предмета закупки и доводов жалобы, Комиссия контрольного органа при предусмотренных правовых основаниях действующего законодательства подходит к следующим выводам.
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме, аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В связи с возникшей потребностью Заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона по наименованию объекта закупки: Поставка гибкого полимерного теплоизолированного трубопровода из термостойкого полиэтилена PERTiX (Извещение N 0584300000323000015).
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки используется описание показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В то же время частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом(часть 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым товарам.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных и муниципальных нужд товара в извещении об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.
Комиссия контрольного органа отмечает, что при этом, отсутствие у возможного потенциального участника закупки товара с требуемыми Заказчику характеристиками не свидетельствует об ограничении количества участников закупки, данная позиция также отражена в судебной практике (Постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2019 года по делу N А65-33329/2018, Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 9 января 2019 года по делу N А45-33037/2018).
Указание в техническом задании извещения Заказчиком ТУ 2248-001-26263820-2016 находится в общем доступе, что не является ограничением числа участников закупок.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" к документам по стандартизации относятся как документы национальной системы стандартизации, так и стандарты организаций, в том числе технические условия.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
С учетом изложенного Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что в рассматриваемом случае указание заказчиком конкретного показателя (ТУ) не может привести к ограничению конкуренции, поскольку товар соответствующий указанным в таблице техническим условиям не ограничен в обороте, он может быть приобретен или использован при выполнении работ любым юридическим или физическим лицом.
Участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый представить товар по техническим характеристикам, отвечающим требованиям извещения об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Таким образом, Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что установленное в техническом задании требование о том, что труба PERTIX или эквивалент должны соответствовать ТУ 2248-001-26263820-2016 следует рассматривать как стандарт на требуемое качество продукции, а не то, что товар должен быть изготовлен производителем, утвердившим данный ТУ.
При этом Заявителем не представлено объективных и исчерпывающих доказательств, что техническое задание сформировано под конкретного производителя (конкурента Заявителя) ООО _, поскольку последний не подавал заявку на участие в закупке и победителем торгов признано ООО "ТЕРМОФОРС".
Комиссия также отмечает, что Заказчиком до начала рассмотрения жалобы было представлено три коммерческих предложения от различных поставщиков, которые стали основанием для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, следовательно имеющие возможность поставить необходимые заказчику товары.
Таким образом, Комиссия считает довод жалобы несостоятельным.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Ненецкого УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПОЛИМЕР-ИНФРАСТРУКТУРА" на действия Заказчика - муниципального предприятия Заполярного района "Севержилкомсервис" при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки: Поставка гибкого полимерного теплоизолированного трубопровода из термостойкого полиэтилена PERTiX (Извещение N 0584300000323000015) небоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 30 мая 2023 г. N 083/06/106-11/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2023