Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУЗ "Поликлиника N 88" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителя ИП Анисимова Василия Александровича (далее - Участник, Поставщик, ИП Анисимов В.А.): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС; представил письменные пояснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 13080-ЭП/23 от 26.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку перчаток медицинских для нужд учреждений здравоохранения Кировского района Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0172200001422000145),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских для нужд учреждений здравоохранения Кировского района Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0172200001422000145) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 641 600,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.01.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Анисимов В.А., предложившее цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта на 40 %.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Анисимовым В.А. заключен государственный контракт N 34/23 от 20.01.2023 на сумму 984 960,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с п. 2 ст. 407 ГК РФ, статьей 450.1 ГК РФ, ст. 523 ГК РФ и потребовать возмещения фактически понесенного ущерба в случае следующих существенных нарушений Поставщиком условий Контракта:
- в случае нарушения Поставщиком сроков поставки более чем на 7 дней, а также в случае неоднократного нарушения сроков поставки;
- в случае поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
- в случае нарушения условий Контракта по качеству товара, изложенных в разделе 4 Контракта;
- в случае установления факта проведения ликвидации Поставщика или проведения в отношении него процедуры банкротства;
- в случае если у Поставщика имеется задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов Поставщика по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 15.05.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Анисимовым В.А.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку перчаток медицинских для нужд учреждений здравоохранения Кировского района Санкт-Петербурга (далее - Товар) по заявкам Заказчика по адресу (-ам):
- 198261, Санкт-Петербург, ул. Генерала Симоняка, д. 6 (ПО N 88);
- 198217, Санкт-Петербург, ул. Танкиста Хрустицкого, д. 5 (ПО N 45);
- 198255, Санкт-Петербург, ул. Танкиста Хрустицкого, д. 3 (ДПО N 25);
- 198260, Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д.89, корп. 4 (ДПО N 57);
- 198255, Санкт-Петербург, ул. Лени Голикова, д.29, корп. 3 (ЖК N 13).
Пунктом 5.1 Контракта установлены сроки поставки товара: Товар поставляется по заявкам, в соответствии с п. 2.2.1 Контракта, в течение 10 календарных дней с даты направления заявки Заказчиком. Не позднее 2-х рабочих дней до даты поставки Поставщик уведомляет Заказчика о времени и дате доставки товара.
Согласно п. 1.2. Контракта Поставщик осуществляет поставку товара в строгом соответствии со спецификацией товара (Приложение N 1 к Контракту), определяющими объем, содержание товара и другие, предъявляемые к нему требования, а также условиями Контракта, определяющими стоимость товара, сроки его поставки и другие требования.
В адрес Участника Заказчиком были направлены заявки (первая - б/н от 23.03.2023, вторая - б/н от 05.04.2023) на поставку 69 000 пар перчаток.
ИП Анисимов В.А. в ответ прислал письмо о том, что не может исполнить заявку по цене Контракта, а также просил рассмотреть возможность изменения цены Контракта. ИП Анисимов В.А. ссылался на невозможность исполнения Контракта ввиду обстоятельств независящих от него, а именно увеличение цены, введение санкций со стороны иностранных государств и разрыв логистических цепочек доставки товара.
Учитывая изложенное, Заказчик сделал вывод о том, что повышение закупочной цены на Товар является предпринимательским риском и не является основанием для изменения условий государственного контракта. Приняв на себя обязательства по исполнению контракта, ИП Анисимов В.А. должен был осознавать риск наступления неблагоприятных для него последствий применительно к экономическим ситуациям, в том числе связанным с повышениям цен на рынке товаров и услуг, а с учетом длительного срока исполнения Контракта и вероятных экономических рисков ИП Анисимов В.А. мог заранее подготовить материальную составляющую, необходимую для исполнения Контракта, однако, таких мер не предпринял. Изменение курса валют не является основанием для расторжения или изменения контракта. Повышение курса иностранной валюты в Российской Федерации нельзя расценивать как непреодолимые обстоятельства, поскольку изменение курса иностранной валюты - это коммерческие риски. Финансово-экономический кризис нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду отсутствия такого квалифицированного признака, как непредотвратимость. Рост рыночных цен стороны могли предвидеть при заключении Контракта, к тому же изменение рыночных цен в сторону увеличения является естественным следствием экономических процессов.
Так, согласно п. 9.4. Контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в случае нарушения Поставщиком сроков поставки более чем на 7 дней, а также в случае неоднократного нарушения сроков поставки.
В связи с вышеизложенным Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.05.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Анисимовым В.А. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.05.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
ИП Анисимов В.А. не направил своих представителей на заседание Комиссии УФАС, однако представил письменные пояснения, в которых указал, что намерений по уклонению от исполнения контакта у него не было, что неисполнение Контракта произошло ввиду следующих обстоятельств:
В рамках исполнения Контракта от Заказчика поступили заявки: 01.03.2023, 23.03.2023, 04.04.2023. Для исполнения условий Контракта ИП Анисимов В.А. осуществил поставку по вышеуказанным заявкам, согласно товарным УПД N27 от 21.03.2023, N 44 от 31.03.2023.
Вместе с тем, после заключения Контракта в связи с повышением курса доллара, вызванного введенными санкциями со стороны иностранных государств, произошел резкий скачок цен на стоимость товаров в России, разрыв логистических цепочек доставки товаров. Это существенным образом повлияло на ценообразование внутри России.
На момент исполнения Контракта закупочная стоимость Товара по Контракту равняется 3 рублям за позицию по отношению к 2 рублям 60 копейкам, закрепленным условиями Контракта. В связи с вышеизложенным, ИП Анисимов В.А. не имеет возможности исполнить Контракт по зафиксированной в нем цене.
Вышеизложенное было доведено до сведения Заказчика письмом от 13.04.2023, в котором ИП Анисимов В.А. просил рассмотреть возможность расторжения контракта по соглашению сторон. Письмом N 64-6-1 от 14.04.2023 Заказчик отказался расторгнуть контракт по соглашению сторон.
На основании изложенного Участник ходатайствовал о невключении ИП Анисимова В.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение Контракта в соответствии с его условиями.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив демпинг начальной (максимальной) цены контракта и став победителем Аукциона, не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ИП Анисимова В.А. подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Анисимова Василия Александровича, ИНН: 781419243324, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Анисимова Василия Александровича в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
26.05.23 |
30.05.23 |
26.05.23 |
0 |
26.05.23 |
02.06.23 |
02.06.23 |
0 |
07.06.23 |
07.06.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 июня 2023 г. N РНП-78-714/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2023